Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Возникновение и развитие философской мысли Молдовы.




1.Летописи

Особенностью философской мысли Молдовы является то, что в отличие от классической философии, философские идеи выражены в общественно-политических, этических, эстетических и религиозных учениях. Поэтому представителями этой философии, по преимуществу, являются ученые, писатели, деятели культуры.. Первым источником философских размышлений являются летописи 14-16 веков (Варлаам Дософтей и др.) Поскольку вся культура этого периода проникнута духом православия, то и направленность философской мысли — религиозная. В первых летописях основное внимание уделяется анализу исторических событий и деятельности господарей. В то же время в них возникают:

а) идеи исихазма - мистическое слияние с богом через очищение души;

б) идеи исторического сознания.

Одним из значений летописей 17 века является формирование в них проблем философии истории, что нашло отражение в следующем:

а) в обсуждении проблемы происхождения молдавского народа. Важно, что при этом происходит обращение к источникам античной литературы и философии, что, в свою очередь, способствовало их распространению.

б) в понимании соотношения счастья человека и справедливости в истории, которое получило название «Учение о непостоянном счастье», одним из понятий которого является «колесо счастья», подразумевающее непрерывный ход истории. В ходе этих рассуждений делается вывод, поскольку земные блага непостоянны, то человек должен жить с мыслью о смерти и готовиться к потусторонней жизни. В то же время в философской поэме Мирона Костина «Жизнь Мира» делается другой вывод, а именно: счастье человека состоит в разумном использовании возможностей, предоставляемых жизнью на земле.

в) в рассмотрении вопроса о сущности человека, который летописцы связывали с проблемой сущности истории. Г.Уреке рассматривал историю как «сохранение памяти человеческой», а также то, отличает человека от других живых существ. М.Костин определяет историю, как развитие знаний и считает, что самое существенное в человеке - знания, письменность, культура. Таким образом, летописцы рассматривали развитие истории только как духовной культуры общества.

г) проблема патриотизма.

2. Милеску-Спэтару

Главным предметом его философских размышлений выступает рассмотрение первого догмата о творении богом мира из ничего. При этом мыслитель обращается к античной философии и в частности, к учениям о первоосновах мира и философии Аристотеля. Философ приходит к выводу, что не только все земные стихии находятся в вечном движении, но и человеческое общество. Поэтому при изучении истории необходимо выделять глубинные причины исторических событий. Придерживался принципа познаваемости мира, при этом источником знаний выступают чувства и опыт человека, а разум на их основе способен не только познавать, но и предвидеть будущее. Главным методом познания он считал диалектику. Философия - это область знания, которая объединяет и направляет все науки.

3. Кантемир

Философская позиция Кантемира сложная и может быть охарактеризована как- теологический идеализм с элементами пантеизма и деизма. К основным философским работам относятся: «Диван или спор мудреца с миром», «Метафизика», «Маленький (краткий) учебник по логике».

В первой работе «Диван», написанной в форме диалога, Кантемир рассматривает проблемы соотношения души и тела, веры и разума, мудреца и мира. При этом основное внимание он уделяет рассмотрению вопросов христианской морали. Эти рассуждения направлены на понимание событий и фактов истории, которая, по мысли Кантемира, представляет собой непрерывное чередование прогресса и регресса. Она же в конечном итоге развивается благодаря божественному провидению в прогрессивном направлении.

Во второй книге Кантемира - «Метафизике» рассматриваются и комментируются основные понятия философии Аристотеля, философские понятия Кантемир применяет к анализу истории, конкретизируя основные идеи работы «Диван».

4. Просвещение.

Центральной проблемой их философских размышлений является вопрос о развитии общества и движущих сил истории. Определяющую роль в развитии общества играет просвещение народа, развитие знаний, нравственное совершенствование людей. К просветителям относится Богдана Петричейку Хаждэу, Михаила Эминеску.

ФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ М.ЭМИНЕСКУ.

Мир материален, а материя - это все предметы и явления вне сознания человека.

Придерживался принципа познаваемости мира, считая, что свобода человека возрастает по мере проникновения в тайны природы, предложил понимание развития в обществе как процесс отрицания новым старого.

Под влиянием идей А.Шопенгауэра Эминеску разработал понятие «Вечный человек», под которым понимал всеобщую волю человеческого рода. Как и Шопенгауэр, он считал, поскольку желания людей беспредельны, а исполнение их всех невозможно, то жизнь это страдание. Но простые ограничены только заботой о пропитании и продолжении рода, а судьба гения - трагична, так как он осознаёт это. Эти идеи связаны с общественно-политическими взглядами Эминеску, а именно: пониманием роли и места художника (творца) в жизни народа- роли интеллигенции в жизни

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-03-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 480 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Бутерброд по-студенчески - кусок черного хлеба, а на него кусок белого. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2474 - | 2394 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.