ГораЛЕКЦИИ № 7-9
ДРЕВНЕРИМСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. ПЕРИОДИЗАЦИЯ РИМСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. ЗНАЧЕНИЕ ГРЕЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИТЕРАТУРЫ РИМА.
2. ПОЭМА ЛУКРЕЦИЯ «О ПРИРОДЕ ВЕЩЕЙ» - ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ МАТЕРИАЛИСТИЧЕКОЙ ФИЛОСОФИИ АНТИЧНОГО МИРА.
3. ЛЮБОВНАЯ ЛИРИКА КАТУЛЛА.
4. ПОЭЗИЯ ВЕРГИЛИЯ. «БУКОЛИКИ» И «ГЕОРГИКИ» - ВОПЛОЩЕНИЕ ИДЕАЛА ПОЭТА.
5. ПОЭМА ВЕРГИЛИЯ «ЭНЕИДА» КАК МИФОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РИМСКОЙ ИСТОРИИ.
6. ПОЭЗИЯ ГОРАЦИЯ: ОСНОВНЫЕ ЖАНРЫ, ТЕМАТИКА. ФИЛОСОФИЯ „ЗОЛОТОЙ СЕРЕДИНЫ”.
7. ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ БИОГРАФИИ ОВИДИЯ. ТЕМАТИКА И ПРОБЛЕМАТИКА ПОЭМЫ „МЕТАМОРФОЗЫ”.
8. РОМАН АПУЛЕЯ "МЕТАМОРФОЗЫ, ИЛИ ЗОЛОТОЙ ОСЕЛ" – ПОСЛЕДНЕЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ АНТИЧНОСТИ.
1. ПЕРИОДИЗАЦИЯ РИМСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. ЗНАЧЕНИЕ ГРЕЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИТЕРАТУРЫ РИМА.
Римская культура тесно связана с греческой. Она развивалась под непосредственным влиянием жанровых форм, стилистических приемов, сформировавшихся в лоне эллинской культуры. Даже некоторые греческие боги впоследствии были отождествлены с римскими (Юпитер – Зевс, Юнона — Гера, Нептун — Посейдон, Церера — Деметра, Венера — Афродита, Диана — Артемида, Марс — Арес, Вулкан — Гефест, Меркурий — Гермес и т.д.) Греция была завоевана Римом, находившимся в то время на более низкой ступени развития духовной культуры, но ее философия и искусство питали римскую цивилизацию. Каждый образованный римлянин знал греческий язык, в качестве педагогов часто выступали пленные греческие мастера. В Афины, как и прежде ездили получать образование. Поэтому, в культурном отношении, можно сказать вслед за Горацием, что «пленная Греция пленила дикарей-завоевателей».
Греческое искусство было образцом прекрасного. Римская лирика, ораторское искусство, эпос и проза развивались под влиянием греческих традиций. Все это было переосмыслено и адаптировано к реалиям римской истории, традиций, национальному характеру, местным обычаям.
Римская литература развивалась более стремительно, чем греческая: тот путь, который прошла литература Эллады за 6 столетий, в Риме был осуществлен за 3. Коренное отличие между древнегреческой и древнеримской культурой заключается в том, что,
1. римская ментальность в целом носила более приземленный, практический характер. Заниматься искусствами для знатного римлянина считалось постыдным. Его удел – государство и политика. Занятия искусством были уделом рабов;
2. Расцвет греческой литературы приходится на расцвет полисной системы, а расцвет римской начинается в периоды падения этой системы, в эпоху кризиса республики.
ПЕРИОДИАЦИЯ.
Письменная литература возникла в Риме в ср. 3 в. до н.э. Весь предыдущий период принято называть архаическим.
Первый период – 3 – сер. 2 в. до н.э. характеризуется расцветом бытовой комедии, наиболее известными представителями которой были Плавт и Теренций.
далее набрать по энциклопедии!!! + с 182-3 учебн.
ПОЭМА ЛУКРЕЦИЯ «О ПРИРОДЕ ВЕЩЕЙ» - ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ МАТЕРИАЛИСТИЧЕКОЙ ФИЛОСОФИИ АНТИЧНОГО МИРА.
Лукреций вошел в историю литературы как создатель философской поэмы «О природе вещей». Многие века в Греции и Риме существовала традиция писать философские трактаты в стихах. В своей поэме Лукреций также соединяет поэзию и философию. Это произведение имеет как научную, так и художественную ценность. Поэма «О природе вещей» состоит из шести книг, написанных гекзаметром (размер, который использовали Гомер и Гесиод). Вслед за эпической традицией, Лукреций начинает свою поэму с обращения к богине, однако не к музе, а к Венере, которую древние римляне считали своей праматерью и покровительницей. Целью поэта является просвещение своих современников: он хочет даровать им счастье, научить их мудрости, освободить от предрассудков. Философской базой поэмы становится учение Эпикура. Опираясь на его авторитет, Лукреций поднимает ряд естественнонаучных вопросов: описывает структуру Вселенной, человеческие чувства, историю общества, причины эпидемий, он останавливается на том, что такое смерть, почему случаются землетрясения, как человек освоил огонь и как возник язык. В первой части поэт рассказывает об основе вещей – атомах, которые существуют вечно и движутся в пустоте. Во второй речь идет о сочетаниях атомов, из которых возникают все разнообразие материального мира. Далее поэт излагает учение Эпикура о душе и смерти. В четвертой части рассматривается, каким образом человек воспринимает и познает мир. Следующая часть посвящена истории планеты и общества. В шестой части поэт прославляет родину Эпикура Афины и объясняет сущность разнообразных явлений природы. Завершает поэму картина чумы в Афинах.
Философский трактат Лукреция проникнут трагедийными мотивами. Это касается и картин социальной жизни, и размышлений о явлениях природы, и философских раздумий. Постичь законы мира, согласно Лукрецию, еще не значит стать счастливым. Человек беззащитен в своем социальном бытии. Лукреций старается писать о сложном просто. Среди его заслуг – разработка латинской философской терминологии (до этого использовалась греческая). Абстрактные термины получают в поэме пояснение при помощи образных описаний и примеров.
Поэма Лукреция представляет собой итог атомистических теорий античности. На его теорию опирался Дж. Бруно, Ф. Бэкон, Лукрецием зачитывался Ломоносов, стремясь возродить научную поэзию (Н.: «О пользе стекла»).
ЛЮБОВНАЯ ЛИРИКА КАТУЛЛА.
Современником Лукреция был Катулл – выдающийся римский лирик. Кружок поэтов, к числу которых он принадлежал, считал, что личные переживания человека достойны не меньшего внимания, нежели военные подвиги и государственные дела. Катулл писал небольшие поэмы на мифологические темы, развивая традиции Александрийской школы, лирические стихотворения о любви и ненависти, о друзьях и врагах. Катулл отдал дань и модной в его время так называемой ученой поэзии, разрабатывавшей мифы и мотивы произведений, которые могли быть известны лишь знатокам. Но лучшими из его творений, бесспорно, являются лирические стихи, посвященные Лесбии. Этим вымышленным именем названа красавица Клодия, которая прославилась в Риме своими любовными похождениями. Безответная любовь к Клодии была самым тяжелым переживанием в короткой жизни поэта. Все, что написал Катулл, несет на себе отпечаток его личности. Его биография отражена в стихах: тоска по умершему брату, возвращение друга из дальних краев, любовь к Лесбии.
Катулл был поклонником греческой поэтессы Сапфо, поэтому цикл стихотворений к Лесбии он начинает с переводов ее лирики, которая во многом была близка его собственным чувствам. Катулл пренебрегает тем, что его возлюбленная замужем, и посвящает ей пылкие и нежные стихи, которыми зачитывалась в Риме и его провинциях. Поэт принимает близко к сердцу все, что волнует его любимую. Одно из стихотворений он посвящает даже умершему воробышку Лесбии. Поэт призывает всех добрых людей, а также богиню Венеру и Амура оплакать бедную птичку. Катулл впадает в отчаяние, когда узнает, что любимая изменила ему. В его лирике соединяется любовь и ненависть. Сложные, противоречивые чувства поэт раскрывает в коротких, искренних и идеальных по форме стихах.
Светлые, жизнерадостные стихи пишет он на свадьбу своего друга Торквато. В праздничном гимне он прославляет покровителя брака Гименея, без которого дом пуст, не слышно детского смеха, а государство отдано во власть врагу: если оно не будет иметь своих сынов – останется беззащитным. Поэт называет Гименея славнейшим из всех богов. Эта свадебная песня написана лучших традициях фольклора.