Реферат представляет собой самостоятельную работу студента, в которой излагается сущность какого-либо вопроса учебной программы на основе анализа учебной и научной литературы. При написании реферата должно быть исследовано не менее трех литературных источников (кроме учебников).
Начинайте работу над рефератом с изучения материала учебников, по теме, близкой к выбранной Вами для реферирования; это позволит значительно облегчить понимание специальной литературы. Разрешается пользоваться материалами, взятыми из Интернета, но только в качестве иллюстрации или примера к тексту, составленному Вами самостоятельно на основе книг и учебников. Готовые рефераты из Интернета выдавать за свое собственное творчество категорически запрещается.
Работа над рефератом начинается с формулировки названия и подборки литературы. Возможно, что после завершения текста реферата Вы решите изменить окончательное название Вашего труда. К такому решению студенты приходят из-за того, что по ходу работы над рефератом особенно увлеклись какой-либо отдельной проблемой или достаточно узким вопросом из ранее выбранной темы, или из-за того, что не смогли найти какой-либо важный литературный источник. Можно изменить название реферата. Важно, чтобы заглавие реферата было релевантным по отношению к его содержанию. Релевантность – смысловое соответствие между информационным запросом и полученным сообщением.
Содержание реферата включает как минимум четыре части: введение, основную часть, выводы или заключение и список использованной литературы. Полная структура научного любого научного сообщения включает следующие разделы:
1. Введение. Здесь рассматриваются актуальность темы, конкретные задачи и практическое значение работы.
2. Основная часть. Здесь излагаются: а) материал исследования; б) методика исследования; в) полученные результаты; г) обсуждение результатов; д) перспективы дальнейшей работы. Поскольку Вы пишете реферат, в основной части дается, в основном, обзор литературы с Вашими комментариями относительно взаимного дополнения или противоречивости точек зрения различных авторов. Здесь же отмечают наличие нерешенных научных проблем, перечисляют наиболее актуальные вопросы, приводят парадоксальные факты и т.д. Ваша задача - сжато передать основные концепции авторов книг. Если Вы не согласны с автором (авторами), проаргументируйте свою позицию. Считаете Вы позицию автора современной или она устарела? Итак, основная часть реферата представляет собой обобщенное изложение реферируемого текста по существу вопроса с Вашими комментариями.
3. Выводы. Выводы или заключение - самая ответственная часть работы. В выводах необходимо обобщить материал Вашего исследования, лаконично подать сущность взглядов авторов на рассматриваемый вопрос. Ориентировочно анализ трех-пяти литературных источников предполагает формулировку 4-10 выводов. Выводы должны быть краткими. Вы можете повторить в выводах то, что уже излагали в основной части реферата, но должны это сделать сжато, четко, обоснованно. Содержание выводов должно логически следовать из материала, представленного в Вашей работе. Заключение представляет собой выводы с аргументацией.
4. Список литературы. В список использованной литературы вносятся только те источники, которые Вы анализировали и на которые Вы ссылались в своей работе.
5. Приложение. Здесь помещают большие по объему или иллюстрирующие какую-либо частную проблему рисунки, таблицы, карты, расчеты, изложение которых по ходу работы затрудняло бы целостное восприятие работы. В реферате обязательно должно быть оглавление или (на Ваш выбор) план работы. Во введении формулируются основные вопросы и проблемы, которые рассматриваются в работе. Желательно указать во введении, почему данная проблема представляет интерес.
Объем работы зависит от выбранной темы. Работа описательного характера может составлять около 20 рукописных страниц. Работа обобщающего, теоретического плана может быть меньшей по объему, чем описательная, но, как правило, студенты отмечают, что выполнить такую работу сложнее. В тексте реферата желательно привести иллюстрации (рисунки, таблицы, графики, фотографии). Следует использовать только общепринятые сокращения, способы оформления рисунков и таблиц. Все они должны быть пронумерованы и подписаны.
Номер темы для выполнения реферата определяется студентом самостоятельно.
Темы рефератов
1. Место и роль культурологии в системе социально-гуманитарного знания.
2. Культурология как средство понимания культурного опыта других народов и обществ.
3. История становления культурологии как науки.
4. Формирование философского знания о культуре в эпоху европейского Возрождения ХIII –XVII вв.
5. Соотношение понятий «культура» и «цивилизация» в европейской науке XVIII – XXI вв.
6. Философия культуры и ее влияние на формирование культурологического знания.
7. Актуальные задачи современной культурологии.
8. Просветительская философия культуры. Критика культуры и цивилизации Ж.Ж.Руссо.
9. Концепция культуры в трудах И. Г. Гердера.
10. Особенности западноевропейской культуры в свете идей М. Вебера.
11. Н.Я. Данилевский о «культурно-исторических типах и некоторых законах их развития».
12. Антропологическая концепция Э. Тейлора о сущности и законах развития культуры Понимание культуры, ее сущности и противоречий в трудах Ф. Ницше.
13. Философия культуры О. Шпенглера.
14. Концепция культуры А. Тойнби.
15. Анализ культуры, ее сущности и законов развития через психоанализ (З. Фрейд и К. Юнг).
16. Структурно-функциональная концепция культуры К. Леви-Строса.
17. Концепция осевого времени К. Ясперса.
18. Игра как основание культуры в трудах Й. Хейзинги.
19. Концепция дегуманизации искусства Х.Ортеги-и-Гассета.
20. Информационная модель культуры в концепции О. Тоффлера.
21. Н. А. Бердяев о сущности культуры и о свободной личности, творящей культуру.
22. Культура как культурные суперсистемы в трудах П.А. Сорокина.
23. Сущность культуры и законы ее развития в контексте «пассионарности» Л. Гумилева.
24. Ценностная природа культуры – аксиологический подход к пониманию культуры.
25. Тенденции и перспективы взаимоотношения культуры и цивилизации.
26. Диалог культур – межкультурные коммуникации.
27. Знаки и знаковые системы культуры.
28. Массовая культура: сущность, происхождение и особенности современного состояния.