Любовь к Творцу и любовь к творениям
Общее и частное
Это высказывание является одним из знаменитых и наиболее часто цитируемых в наше время высказываний. Вместе с тем, никто не понимает его смысла. Ведь слово «общий» указывает на сумму частностей, каждая из которых, являясь составляющей «общего», соотносится с ним так, что в соединении со всеми частностями вместе, образует это «общее».
И если мы говорим об «общем законе Каббалы», то это означает, что все письменные источники и исправление своих 612 эгоистических желаний, которые обязан совершить человек, и составляют сумму частностей, относящихся к указанию «Возлюби ближнего своего, каксамого себя».
Но на первый взгляд трудно понять, как это указание может служить «общим»для всех исправлений, которые обязывает совершить Каббала. Максимум, оно может служить «общим»для указаний, касающихся отношений между человеком и его ближним. Однако в той части, которая занимается отношениями человека с Творцом, - как можно заключить их в рамки сказанного «Возлюби ближнего каксебя»?
Не делай другому того, что ненавистно тебе
И если можно еще как-то примириться со сказанным, то существует еще ответ мудреца Гилеля, который он дал человеку, попросившему обучить его всей методике Каббалы, «пока он стоит на одной ноге»: «Не делай другому того, что ненавистно тебе. В этом заключается вся методика Каббалы. А остальное – лишь пояснения, иди и учи». Так что по этому ответу мы ясно видим, что вся методика Каббалы – это разъяснение сказанного «Возлюби ближнего каксебя».
И, по словам Гилеля и других мудрецов, чье мнение определяло законы, становится совершенно ясно, что целью методики Каббалы является вознесение человека на такую вершину, чтобы сумел выполнить условие «Возлюби ближнего каксебя». Ведь он со всей очевидностью говорит: «А остальное – лишь пояснения, иди и учи», - то есть эти пояснения призваны помочь нам достичь исполнения этого закона.
Возлюби ближнего как себя
И еще мы должны выяснить, что представляет собой суть сказанного «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Буквально это означает – любить в такой же мере, в которой любишь самого себя. Но мы видим, что никто не в состоянии выполнить это. Даже если бы было сказано: «Возлюби ближнего своего так, какон любит тебя», - то и тогда немногие смогли бы выполнить это в полном объеме, однако это все же было бы приемлемо.
Но любить так, как любишь себя – очевидно, что это не представляется возможным. Даже если бы в мире не было никого, кроме товарища, то и тогда это было бы невозможно, а уж тем более, когда мир полон людей. Если человек начнет любить всех, как себя, у него не останется времени на себя, а ведь в своей любви к себе он, наполняет свои потребности полностью и с большим желанием.
Но не так обстоит дело в отношении потребностей общества. У него нет веской причины для появления у себя желания работать на них. И даже если бы было у него желание, разве смог бы он выполнить сказанное хотя бы в буквальном смысле? Хватит ли у него на это сил? А если так, то как же Каббала может обязывать к тому, что выполнить совершенно невозможно?
Но нельзя представить себе, что сказанное преувеличено, поскольку дано нам предостережение, которого мы и придерживаемся: «Не добавь к этому и не убавь». И с этим согласны все комментаторы, истолковывая сказанное буквально. Более того, они сказали, что человек обязан наполнять потребности своего товарища даже тогда, когда не хватает ему самому. И тогда он должен заботиться о наполнении потребностей своего товарища, а сам оставаться в нужде. А в пояснении указания возлюбить ближнего (Иерусалимский Талмуд, Трактат Кидушин) говорится, что покупающий себе раба, подобен покупающему господина и если есть у него только одна подушка, обязан отдать рабу, даже если сам будет спать на земле.
Одно исправление
И здесь возникает несколько вопросов. В соответствие с вышесказанным, все мы не выполняем требуемого Каббалой. Более того, мы не выполняем самого главного, поскольку занимаемся частностями и не касаемся общего. Мудрецы говорят о разделе науки Каббала, относящемся к действиям, ведущим к цели, которую желают достичь. И потому, когда говорят одно исправление, то, несомненно, имеют в виду исправление практическое. - С помощью только лишь этого исправления человек достигнет истинной цели – слияния с Творцом. Так что, в одном исправлении он удостаивается достичь цели и выполнить свое предназначение, поскольку практический характер действия подразумевает достижение исправление эгоизма. Конечная же цель этого – любовь «к ближнему как к себе», а ступень, немедленно следующая вслед за этим, – слияние с Творцом.
И слиться с Ним
Однако у нас все еще остается неясность: если целью методики Каббалы и всего творения является возвышение низменного человечества, пока не станем мы достойны этого необыкновенного величия – слияния с Творцом, то ведь изначально Творец мог создать нас в этом величии, и не утруждать усилиями творения в исправлениях по методике Каббалы.
Это можно объяснить высказыванием мудрецов, гласящем, что пользующийся плодами труда других, стесняется взглянуть на себя, поскольку потерял он человеческий облик... А поскольку Творец совершенен, не может произойти от Него нечто несовершенное. И потому, для того, чтобы мы смогли наслаждаться плодами своих усилий, Он приготовил нам эту работу и создал творение в столь низменной форме. И с помощью этой работы мы достигаем нашего величия своими собственными усилиями, а все наслаждение, получаемое нами от Творца, мы ощущаем как имеющие на него право, а не как получающие подарок.
Однако вместе с тем, необходимо понять, в чем источник ощущения низменности в момент получения подарка. Можно понять это, исходя из хорошо известного исследователям природы закона – «природа любой ветви подобна ее корню». Так что, все, существующее в корне, будет желаемо и любимо его ветвью, и принесет ей пользу. И, наоборот, от всего, что отсутствует в корне, и ветвь его будет стремиться отдалиться, и не сможет терпеть, поскольку это нанесет ей вред. А поскольку корнем нашим является Творец, и Он не получает, а отдает, то и мы ощущаем себя низменными каждый раз, когда получаем от ближнего.
Так что сейчас нам становится понятно, в чем заключается суть сказанного – «слиться с Ним». Величие этого слияния состоит в равенстве ветви своему Корню. И соответственно этому, состояние низменности – это отдаление от Корня. Другими словами, любое творение, идущее путем максимальной отдачи ближнему, испытывает необыкновенный подъем, максимально сливаясь с Творцом. И любое творение, идущее путем наибольшего получения и любви к самому себе, наиболее низменно и наиболее отдалено от Творца.
Исправление же достигается методикой Каббалы, которой поначалу занимаются ради себя, то есть ради получения вознаграждения, а затем обретает намерение ради Творца вместо эгоистической любви к себе и восходит на ступень отдачи ближнему. А достигается это исправление природы человека с помощью естественного средства, которым является занятие Каббалой ради Творца, ведь сказано, что Творец создал эгоизм и дал методику Каббалы для его исправления, потому что свет ее исправляет до подобия Творцу.
Так творение развивается и поднимается на вершину, пока не достигает такой ступени, что полностью утрачивает эгоистическую любовь и получение ради себя, и свойствами его становятся отдача.
Две части в методике Каббалы: исправления отношений человека с Творцом,
и исправления отношений человека с товарищем
И, несмотря на то, что мы видим две части в методике Каббалы: первая – исправления, касающиеся отношений человека с Творцом, и вторая – исправления, касающиеся отношений человека с товарищем, обе они преследует одну цель – совершение действий ради Творца, ведь для творения нет никакой разницы, работает он ради товарища или ради Творца, поскольку все происходящее вне его, расценивается как нереальное.
Поэтому человек должен начать путь исправления с действий «ради себя», а затем, под воздействием исправляющего света, от намерения «ради себя» переходят к намерению «ради Творца». Ведь при достижении любви к ближнему и отдаче ему, достигает любовь к Творцу и отдаче Ему, поскольку нет разницы между ближним и Творцом, ведь все, находящееся вне тела, вне выгоды для себя, расценивается одинаково, будь то отдача ближнему или Творцу.
А указание «Возлюби ближнего как себя» является конечной целью всех действий, поскольку такая форма и характер наиболее понятны человеку. И невозможно ошибиться в действиях, поскольку ясно, что надо делать. И знает человек, что если наполнение потребностей товарища поставит выше наполнения собственных потребностей, то это и будет мерой его отдачи.
А потому не ставит своей целью «возлюбить Творца всем сердцем и душой», поскольку на самом деле это одно и то же - ведь и товарища своего он также должен любить всем сердцем и душой. Таково значение слов «как самого себя». Ведь себя он, безусловно, любит всем сердцем и душой, а в своем отношении к Творцу может обмануться, тогда как товарищ всегда находится у него перед глазами и поэтому свое отношение к нему может оценить правильно.
Условие вручения Каббалы
Но как можно выполнить это условие любви к ближнему, если на первый взгляд оно невыполнимо? Поэтому методика Каббалы была дана только целому народу и после того, как каждый и все вместе согласились принять на себя выполнение этого условия. Ведь если у всего народа не будет в жизни другой заботы, кроме как стоять на страже интересов товарища, чтобы он ни в чем не имел недостатка, и если будут делать это с истинной любовью, отдаваясь этому всем своим естеством, то, безусловно, ни у кого из народа не будет необходимости заботиться о собственном существовании, так как весь народ заботится о нем.
Все в народе Израиля ответственны друг за друга
Поэтому сказано, что весь народ ответственен друг за друга. На первый взгляд это утверждение совершенно противоречит здравому смыслу. Как же можно быть ответственным за проступки человека, которого даже не знаешь? Из сказанного ясно, что методику Каббалы невозможно реализовать иначе, как при участии всего народа, когда каждый становится ответственным за товарища, а безответственные в народе становятся причиной того, что стремящиеся к любви остаются в эгоизме, поскольку лишены помощи безответственных. Получается, что если часть народа не выполняет возложенного на нее, то она является причиной страданий всего народа.
Но законом поручительства оказывается связан не только один народ или каждый народ внутри себя, а все народы мира вместе, как сказано: «И наполнится земля знанием Творца и хлынут к Нему все народы». И поэтому ответственность возложена на весь мир, так, что никому без помощи всех народов мира, невозможно достичь желаемого завершения.
Таким образом, каждое исправление, совершаемое одним человеком, влияет на весь мир и каждое исправление, совершаемое индивидуумом, ведет к развитию мира и достижению этого закона, а нарушение, которое он совершает, возвращает назад весь мир.
Почему методика Каббалы дана народу Израиля
Почему методика Каббалы дана народу Израиля и почему не участвовали в этом все остальные народы мира? На самом деле достижение Цели творения возложено на все человечество, никто от этого не избавлен. Объединиться по закону взаимной любви народу Израиля помогли духовные постижения предков-каббалистов, затем четырехсотлетний египетский плен – это вынудило народ принять условие «возлюби ближнего как себя». А когда приняли на себя любовь к ближнему, методика Каббалы была вручена им для совершенствования.
Однако народ Израиля выполняет здесь роль «проводников». В той мере, в которой с помощью этой методики соединяется сам народ Израиля, он передает эту методику достижения вечности и совершенства остальным народам, обучит ею народы мира, как сказано: «И все познают меня от мала до велика».