1. Наиболее общее деление ценностей — на положительные и отрицательные. Возможность выделения отрицательных ценностей основывается на том, что ценностью признается все, что имеет значение для человека. Но это значение может быть как положительным (любовь, верность, достаток), так и отрицательным (ненависть, измена, нужда).
2. Ценности можно подразделить также на ценности духовные (честь, вера) и ценности материальные (деньги, жилье, одежда). При этом необходимо иметь в виду, что материальными и духовными являются не сами ценности, а их носители, свойства которых и получают ценностное значение.
3. Существует и деление ценностей на личные и сверхличные. Данная классификация зависит от того, кто является субъектом ценностного восприятия — отдельный человек или же некая
' Лэйси X. Свободна ли наука от ценностей? Ценности и научное понимание. М, 2001. С. 67.
Глава V. Право и ценности
сверхличная целостность: группа, класс, народ, нация, государство и т. д. Именно сверхличные ценности есть ценности коммуникативные, поскольку имеют интерсубъективное значение и являются необходимым условием социальной коммуникации.
Особое место среди сверхличных ценностей занимают базовые ценности общества, т. е. ценности, имеющие общесоциальное значение и определяющие все другие ценности. Наличие таких ценностей делает возможным само существование общества. В концепции американского ученого Э. Шилза эти ценности представляют «центральную зону» культуры (подробнее об этом см. главу VII «Правовая культура»).
4. Возможна также классификация ценностей на ценности относительные и ценности абсолютные.
Возможность выделения относительных ценностей существует только при признании существования абсолютной ценности, относительно которой все иные ценности будут иметь подчиненный ей характер. Абсолютная ценность именно вследствие ее абсолютного характера может быть только одна. В силу этого системы ценностей, в которых признается бытие абсолютной ценности, называются монистическими. От монистической аксиологии отличается плюралистическая, или релятивистская, система ценностей, признающая множественность равнодостойных ценностей, а потому отрицающая возможность существования ценности абсолютной. Абсолютные ценности могут выступать лишь предметом стремлений, созерцания и веры, но не подлежат абсолютному воплощению в социальной практике. В монистической системе ценностей существует четкая иерархия ценностей, в которой место относительных ценностей определяется степенью их соответствия ценности абсолютной. Несоответствие какого-либо явления абсолютной ценности не позволяет ему приобрести статус ценности относительной.
Признание диалектического единства абсолютной и относительных ценностей характерно прежде всего для религиозного мировоззрения. Абсолютная ценность мыслится здесь как абсолютное совершенство, абсолютная полнота бытия, воплощенная в Личности Бога. Однако обсуждение вопроса о том, соответствует что-либо такому представлению в реальности или нет, выходит за рамки науки.
ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА
Учебник
Система ценностей конкретного общества всегда представляет собой определенную иерархию. Рационально, априорно (до опыта) сконструировать эту иерархию невозможно, так как она является результатом длительного исторического развития конкретной культуры. Вместе с тем в рамках аксиологии как науки о ценностях возможно сформулировать общие принципы, общие критерии определения ранга ценностей в их иерархии. Так, по мнению немецкого философа и социолога М. Шелера (1874-1928), ранг ценности тем выше, чем она долговечнее, чем глубже удовлетворение, связанное с ее постижением в чувстве, чем менее она обоснована другими ценностями и др. Следуя данным критериям, можно прийти к тому же выводу о том, что наивысшей, абсолютной, ценностью может являться только Божественная Личность.