Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Понятие, виды, иерархия ценностей




ГЛАВА V

ПРАВО И ЦЕННОСТИ

Право как ценность культуры

Наряду с нравами, право является одним из древнейших фе­номенов, сопровождающих жизнь человеческого общества. На про­тяжении всей истории человеческого общества право выступает в качестве универсального средства межличностного общения (ком­муникации), обеспечивающего необходимые условия для социаль­ного бытия.

Право является социальной предпосылкой существования лич­ности, лица. В социальном смысле лицом (субъектом) может быть только такой деятель, который имеет права и обязанности, т. е. на­ходится в пространстве правовой коммуникации.

Но если право может существовать при определенных соци­альных предпосылках без государства и вне государства, то госу­дарство существовать вне права не может. Политическая комму­никация всегда опосредуется коммуникацией правовой. При этом следует иметь в виду, что право в разных государствах не только проявляется в разных формах, но и имеет разное содержание. Как правило, оно соответствует уровню развития общества, отражает глубинные процессы, происходящие в нем, является частью его культуры. В праве могут быть и элементы случайные, неорганичные, которые хотя и рассматриваются подчас как элементы правовой куль­туры, однако не «укоренены» в системе ее ценностей. Несмотря на многообразие своих проявлений, право, рассмотренное как целост­ность, всегда имеет значение социокультурной ценности. Иными словами, на социальном уровне оно воспринимается как форма добра, как необходимое, естественное, значимое условие жизни общества.


Глава V. Право и ценности

Право является культурной ценностью, но, как было отмечено выше, в разных обществах право занимает различное место в иерархии социальных ценностей. В одних обществах право представляет собой высшую социальную ценность, подчиняя себе все остальные цен­ности, в том числе моральные и религиозные, в других — оттесня­ется на второй план и играет роль вспомогательную. Каковы же ре­альные возможности права в социальной жизни? Является право целью общества или лишь средством для достижения иных целей? Вопрос предполагает возможность разных ответов, зависящих от со-циокультурных особенностей ценностного восприятия права.

В правовых учениях, сформировавшихся в западной, индиви­дуалистической, правовой культуре и соответственно отражающих характерные для нее особенности социокультурного восприятия права, право интерпретируется как главная цель общественного раз­вития и вместе с тем как главное средство ее достижения. С этих позиций утверждается, что для того, чтобы достичь социального совершенства, необходимо иметь совершенные, т. е. правовые, за­коны, воплощающие приоритет прав и свобод человека. Имея со­вершенные законы, можно достичь идеала правового государства, а следовательно, создать совершенное общество. Отношения, пост­роенные на «естественно-правовых» и договорно-правовых началах, рассматриваются как приоритетные в жизни любого социума. Частное право, частный интерес движет индивидуума по жизни.

В правовых учениях восточной, коллективистской или тра­диционной, правовой культуры право часто рассматривается лишь как один из способов, при помощи которого можно решать ограни­ченные социальные задачи. Выше права находятся мораль и рели­гия, которые сплачивают народ в единый духовный организм. Право в данном контексте часто интерпретируется как узаконенный эгоизм, как то, что по своей сути разграничивает, разделяет интересы субъектов. Отсюда делается вывод о необходимости стремиться не к праву, а к тому, что людей объединяет, — к социальному служению во имя общего блага, т. е. к жизни по совести, а не по закону только. Не правовой, а религиозно-нравственный образ жизни является в этом случае социальным идеалом. Подобный социальный идеал, как сви­детельствует история, оказывается подчас сопряженным с прене­брежением к правам отдельной человеческой личности, к ее духовной


9-1351

 

 


ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА

Учебник

самобытности и в своей односторонности столь же ложен, как и вариант индивидуалистический.

Традиционалистское восприятие ценности права исторически более соответствует российскому общественному правосознанию. Но присущий ему определенный правовой пессимизм должен быть преодолен. Человек, живущий социально, живет жизнью права. По­этому пока на земле будет существовать социум, будет существо­вать и право. Право является такой же законной сферой духа, как религия и мораль. Будучи частью социального универсума, право играет в нем важную, но вспомогательную роль. Право ценно не само по себе, а в связи с теми коммуникативными целями, которых с его помощью можно достичь. Как и любое человеческое произведе­ние (результат экстернализации и институционализации социальных отношений), право может «работать» на различные ценностные ори­ентации, выбор которых полностью никогда не предопределен. Поэтому, хотя право всегда связано с объективацией и в этом смысле с отчужденностью от человека, в нем всегда присутствует и момент субъективный, творческий, так как в праве также реализуется че­ловеческая свобода. Несмотря на то что коммуникативные возмож­ности права действительно ограничены, без нормального права и здорового правосознания не может сложиться и здоровое общество, здоровое государство. Данное положение явилось итогом многове­кового развития русской правовой мысли и нашло свое выражение в блестящих трудах русских правоведов, которым мы обязаны такому уникальному явлению, как правовой «ренессанс» в России начала XX в. Отечественные мыслители в лице В. С. Соловьева, Е. Н. Тру­бецкого, С. Л. Франка, И. А. Ильина, П. И. Новгородцева, Б. П. Вы­шеславцева и других пришли к важному выводу о том, что, хотя право в его отдельных исторических проявлениях и может служить разным целям, в том числе целям эгоистическим (индивидуальным или клас­совым), его подлинное, нравственно-коммуникативное предна­значение заключается в том, чтобы быть одной из важнейших со­циальных предпосылок на пути к духовно зрелому обществу.

Но независимо от особенностей социокультурного понимания права в каждом конкретном обществе остается проблема научного изу­чения ценностной стороны права, т. е. такого изучения, которое может привести к общему знанию о ценностной составляющей этого феномена.


Глава V. Право и ценности

Понятие, виды, иерархия ценностей

Учение о ценности разрабатывается специальной отраслью знания — аксиологией (греч. axia — ценность; logos — слово, по­нятие). Аксиология — философская дисциплина, занимающаяся исследованием ценностей как смыслообразующих оснований челове­ческого бытия, задающих направление и мотивацию человеческой деятельности. Цель аксиологии — исследовать эти основания челове­ческой деятельности как критерий различения истинного и ложного в сфере познания; добра и зла— в этической сфере; прекрасного и безобразного — в сфере эстетики, и т. д.

Теоретический анализ ценностей в качестве необходимого ком­понента научного знания входит во все социально-гуманитарные науки, так как бытие человека и общества немыслимо вне опреде­ленного социокультурного, а следовательно, ценностного, контекста. «Жизненный мир» человека есть прежде всего переживаемый им как интерсубъективный мир его ценностей. Интерсубъективные цен­ности являются необходимым условием понимания Другого, усло­вием социальной коммуникации, при отсутствии которого комму­никация затруднена или вообще невозможна. Поэтому проблема ценностей — одна из фундаментальных проблем для всей сферы со­циально-гуманитарного знания (в том числе и правоведения), кото­рое в контексте постнеклассической науки само трактуется как зна­ние коммуникативное. Следовательно, разделяемые научным сообществом ценности являются необходимым условием научной коммуникации, а соответствие с ними — условием легитимации нового знания в качестве научного, т. е. всеобщего и достоверного.

В научной литературе, посвященной аксиологической пробле­матике, отмечается несколько пересекающихся смыслов понятия

«ценность». Ценность понимается:

1) как способность вещей и явлений окружающего мира воздей­ствовать на субъекта таким образом, что они воспринимаются как блага, побуждающие стремиться к ним и добиваться обладания ими;

2) как общие принципы целесообразной деятельности, отправ­ляясь от которых человек приписывает тем или иным объектам прак­тическую значимость, побуждающую его действовать, вести себя определенным образом.


9*

 

 


ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА

Учебник

Таким образом, ценность не есть сам предмет (материальный или духовный, природный или общественный), а предмет в его связи с человеком с точки зрения его значимости для человека.

Для теоретико-правового знания важное значение имеет то, что ценности не только интеллектуально осознаются, эмоционально переживаются и выражаются словами, но и воплощаются в пове­дении. Как отмечает американский ученый X. Лэйси (и это есть об­щее место в современной социологической литературе), «ценности "вплетены" в жизнь в большей или меньшей степени так, что траек­тория жизни личности демонстрирует их через поведение постоянно, последовательно и выявляет при этом их обновление. Ценность выражается в практике в тех ее формах, развитию которых она спо­собствует, и требует поведения, которое демонстрирует эту ценность».' Человеческая деятельность невозможна вне ценностного кон­текста. Человеческое поведение есть, таким образом, демонстрация признаваемых им ценностей, В этом смысле ценности представляют

собой составную часть социальной, в том числе правовой, комму­никации.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-03-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 784 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Свобода ничего не стоит, если она не включает в себя свободу ошибаться. © Махатма Ганди
==> читать все изречения...

2338 - | 2091 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.