Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Специфика право- и политогенеза на Западе и Востоке




Описанный выше процесс политогенеза (возникновения госу­дарственности) типичен для западной цивилизации. Ее истоки вос­ходят к Древней Греции. Для развития античной государственности, которая начала складываться в I тысячелетии до Р. X., характерен переход от общинной собственности к частной собственности на землю и орудия производства, включая рабов. Таким образом, древ­ние античные государства возникали как государства классовые, если под классами понимать группы людей, отличающиеся друг от друга отношениями к средствам производства.5 Наличие частной

5 Такой критерий для выделения классов используется в марксистской социо­логии. Например, В. И. Ленин определял классы как «такие группы людей, из ко­торых одна может себе присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства».


Глава III. Правогепез

собственности явилось необходимым условием для постепенного формирования индивидуалистического (гражданского) общества, политической доминантой которого служит идея индивидуальной свободы и естественных неотчуждаемых прав человека-собственника.

Иным путем формировалась государственность восточных цивилизаций. Первые государства на территории Древнего Востока возникают значительно раньше античных, в IV тысячелетии до Р. X., и имеют специфические черты: сохранение земельной общины и слабое развитие индивидуальной собственности на землю. Значи­тельную роль играет коллективная собственность, в частности кол­лективная собственность на рабов, которые принадлежали в основном государству. Таким образом, для первой формы государственности, возникшей, например, в Древнем Египте, характерно появление го­сударства при отсутствии частной собственности на землю и при отсутствии классов в понимании их как групп людей, различаю­щихся по признаку наличия или отсутствия собственности на ос­новные средства производства. Первые государства на Древнем Во­стоке в этом смысле были внеклассовыми. В научной литературе они получили название восточных деспотий.

Сам термин «деспотизм» происходит от древнегреческого «дес-потес», что означает «хозяин», «глава дома», т. е. тот, кто руководит общим семейным хозяйством, распределяет обязанности. Деспотия характеризуется неограниченностью и бесконтрольностью власти, опирающейся непосредственно на авторитет и силу. Необходимой предпосылкой для этого является господство государственной и общественной собственности и зависимое (в экономическом и духов­ном смысле) положение индивида. В таком обществе, «связанном» государством, отсутствуют условия для формирования индивидуа­листических начал, лежащих в основе «западной» концепции пра­вового государства и гражданского общества. Религиозные, мораль­ные и правовые нормы в деспотическом государстве существовали слитно, а религиозный идеал в одинаковой мере диктовал правила личной, общественной и государственной жизни, отражая магиче­ские представления о некоем высшем надчеловеческом порядке, ко­торому должны были следовать все, включая самого деспота. Де­спотическая власть освящалась не только «сверху», но и «снизу». Деспот воплощал творческую мощь народа, его сокровенные чаяния,


ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА

Учебник

и страх перед ним зачастую сочетался с безграничной верой и любо­вью. От древневосточных деспотий ведет свое начало государствен­ный патернализм как такая форма политической коммуникации, которая предполагает отношение к подданным как к членам единой семьи, нуждающимся в постоянной отеческой опеке.

Указанные особенности политогенеза на Западе и Востоке на­ложили неизгладимый отпечаток на все цивилизации, которые позд­нее возникали в этих регионах. И сегодня, несмотря на внешнюю схожесть государственных форм, политические и правовые системы Запада и Востока сохраняют немало черт, которые разделили их много веков назад.

Дополнительная литература

Ковлер А. И. Антропология права: Учебник для вузов. М., 2002.

Кашанина Т. В. Происхождение государства и права. Современные трак­товки и новые подходы: Учебное пособие. М., 1999.

Мальцев Г. В. Пять лекций о происхождении и ранних формах права и го­сударства. М.,2000.

Мачин И. Ф. К вопросу о происхождении права // Проблемы теории госу­дарства и права / Под ред. В. С. Нерсесянца. М., 2001.

Разин В. М. Генезис права. М., 2001.

Рулан Н. Юридическая антропология: Учебник для вузов. М., 1999.


 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-03-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 337 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лаской почти всегда добьешься больше, чем грубой силой. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2358 - | 2221 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.