Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Возникновение государства и цивилизованного права




С возникновением государства право вступает в новый этап своего развития. Его текстуальные источники становятся более формализованными и системными. Возникает такая их письменная форма, как законы. Государство получает возможность следить за исполнением законов через профессиональную деятельность спе­циально уполномоченных на это лиц, прибегая в случае необходи­мости к аппаратно-организованному физическому принуждению. Право приобретает цивилизованный характер (лат. civilis — госу­дарственный, гражданский, городской). Заметим, что эта характери­стика отнюдь не указывает на какие-то либерально-гуманитарные начала такого права, но предполагает его соответствие признаваемым в государстве стандартам «гражданственности».

Для потестарного права была характерна родственная, семейная, производственная коммуникация, строящаяся по схеме «Я — Ты — Мы», в которую ее участники вступали «лицом к лицу» — как персо­нализированные субъекты. Цивилизованное право представляет собой новую форму правовой коммуникации, участники которой выступают как обезличенные, формализованные субъекты («про­давец — покупатель», «кредитор — должник» и т. д.), подчиняющиеся письменным текстам, смысл которых постигается через разъяснения специально обученных для этого людей — чиновников-юристов, т. е. в соответствии со схемой «Я — Другой — Инстанция». Происходит своего рода отчуждение права от человека, его бюрократизация. В этом смысле цивилизованное право есть дитя именно цивилизации, а не культуры.

Русский философ Н. А. Бердяев об этом писал так: «Культура и цивилиза­ция — не одно и то же. Культура родилась из культа. Истоки ее сакральны... Куль­тура символична по своей природе. Символизм свой она получила от культовой символики. В культуре не реалистически, а символически выражена духовная жизнь. Все достижения культуры по природе своей символичны. В ней даны не последние достижения бытия, а лишь символические его знаки. Такова же и при­рода культа, который есть прообраз осуществленный божественных тайн. Циви­лизация не имеет такого благородного происхождения... В ней нет связи с симво­ликой культа. Ее происхождение мирское. Она родилась в борьбе человека с природой, вне храмов и культа. Культура всегда идет сверху вниз, путь ее аристо­кратический. Цивилизация идет снизу вверх, путь ее буржуазный и демократический.


Глава III. Правогепез

Культура есть явление глубоко индивидуальное и неповторимое. Цивилизация же есть явление общее и повсюду повторяющееся... Культура имеет душу. Цивилиза­ция же имеет лишь методы и орудия».4

Условия возникновения государственно-организованного права связаны с условиями возникновения самого государства.

Следовательно, можно сказать, что специфическим социальным условием возникновения развитых (цивилизованных) форм права яв­ляется наличие государства.

Государство представляет собой сложную и зрелую форму орга­низации человеческого общества и играет ключевую роль в форми­ровании цивилизации. Древнейшие человеческие общества госу­дарственностью не обладали. Но возникновение государства является столь же закономерным этапом развития любого «исторического» народа, как и обретение отдельным человеком полной дееспособности после безмятежных и безответственных лет отрочества. Объясняется это тем, что предпосылки для возникновения государства заключены в природе самого общества.

Любое общество в силу своей природы вынуждено решать за­дачу выявления, обеспечения и охраны общественно значимых по­требностей, направленных на нормальное биологическое, социаль­ное и духовное воспроизводство человека и самого общества. В исторически первоначальных, так называемых потестарных (до-государственных), обществах упорядочение в этих целях общественных отношений происходило при помощи специфического механизма социального регулирования, важным звеном которого выступала общественная власть.

Такая власть, в отличие от любой другой власти в обществе (например, в семье), являлась властью верховной, подчиняющей себе всех членов общества. Она обладала легитимной монополией на применение принуждения к тем, кто нарушал установленные в обществе обязательные правила поведения, хотя еще и не имела для этого специальных органов. Такую власть можно характеризовать как власть публичную (лат. publicus —общественный, государствен­ный). В научной литературе под публичной властью часто понима­ется принудительная власть, осуществляемая аппаратом государства.

4 Бердяев Н. А. Философия неравенства// Русское зарубежье: Из истории социальной и правовой мысли. Л., 1991. С. 218-219,


ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА

Учебник

На наш взгляд, для характеристики власти как публичной достаточно наличия у нее верховного характера, что позволяет ей выступать от имени общества во всех внутренних и внешних конфликтах и осу­ществлять легитимное (т. е. воспринимаемое обществом как пра­вомерное) регулирование социальных отношений, в том числе регу­лирование правовое. Публичная власть принципиально отличается от любой частной власти. Властные решения, исходившие от поте-старной публичной власти (трактуемые, впрочем, не как ее собствен­ные установления, а как «воля богов»), осуществлялись или всем обществом, или уполномоченными па это его представителями. При этом все социально значимые образцы поведения (не обязательно только императивно-волевой природы) постепенно закреплялись и превращались в обычаи, обязательные для исполнения всеми. Обычаи, определяя права и обязанности как публичной власти, так и самих членов общества, представляли собой примитивные нормы перво­бытного (догосударственного) права. Поскольку их соблюдение или несоблюдение затрагивало интересы всего общества, они охраня­лись общественной властью. Такие первичные формы организации человеческого общества, основанные на властном, общеобязательном и легитимном нормативно-правовом регулировании поведения членов общества, представляли собой политические образования, но еще не были государствами.

Помимо антрополого-социальных коммуникативных предпосылок можно выделить и специфические (структурно-функциональные) предпосылки возникновения государства. Дело в том, что государ­ство не является таким же универсальным социальным институтом, как право. Возникновение государства связано не только с менталь­ными, социопсихическими и социокультурными предпосылками, но и со структурно-функциональными изменениями, происходившими в древнем обществе, которые, по версии, разработанной француз­ским мыслителем П. Бурдье, были обусловлены концентрацией в рамках общества различных видов ресурсов: карательных (войско, стража, палачи), экономических (финансовые средства, собствен­ность), информационных (язык, менталитет, способы коммуника­ции), символических (право, религия, ритуалы, привилегии и т. п.).

Процесс концентрации ресурсов, приведший к структурно-функциональным изменениям общества, протекал постепенно,


Глява III. Правогенез

а потому и процесс возникновения государства оказался растянутым во времени.

Первые формы человеческой организации в виде первобытных политических общин возникли на земле примерно 40 тысяч лет на­зад. Первобытное общество строилось на родовых отношениях. Во главе родов находились наиболее авторитетные и уважаемые люди. Их власть, которую они разделяли с другими органами социального управления (народным собранием, советом старейшин и др.), носила публичный характер и имела сакральное (религиозное) обоснование.

Такая социальная организация основывалась на так называемой присваивающей экономике. Ее отличали примитивные орудия хо­зяйствования, направленного в первую очередь на охоту, рыболов­ство и собирательство, т. е. на присвоение готовых продуктов.

Развитие материальной и духовной культуры человеческого общества привело к тому, что примерно 10 тысяч лет назад началась «неолитическая революция», знаменующая переход от присваиваю­щей к производящей экономике. С этого времени охота, рыболов­ство и собирательство постепенно заменялись земледелием и ското­водством, возникли металлургия и металлообработка. Появились зачатки искусств и ремесел. Коллективные формы хозяйствования пока оставались преобладающими, однако все большее значение приобретал труд отдельной семьи. Родовая община уступает место соседской, или протокрестьянской. Она основывалась уже не на кровном родстве, а на территориальной общности. Хотя земля, вода, лес еще оставались общими, орудия труда, рабочий скот постепенно переходят в собственность отдельных патриархальных семей. Про­дукты земледелия и скотоводства, различные ремесленные изделия начинают производиться в количестве, превышающем потребности самих производителей. Обменные отношения между общинами и отдельными производителями выходят на новый уровень. Общест­венное развитие сопровождается усилением социальных конфлик­тов. Эти конфликты обусловлены возрастающими потребностями и возможностями, которые открывались перед человеческой лично­стью, и ограниченными средствами для их реализации. Необходимы были новые формы политических и правовых коммуникаций.

Общее усложнение общественной жизни, в том числе усложне­ние коммуникативных отношений, потребовало более совершенной


ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА

Учебник

Формы ее организации и стимулировало развитие тех политических институтов, которые врудиментарном виде содержались в струк­туре первобытного общества. Так как развитие производящей эко­номики заставляло вступать в более тесные обменные отношения людей, не состоявших родстве, а необходимость регулировать об­щественные отношения по-прежнему оставалась и даже возрастала, публичная власть начинает распространяться не только на кровных родственников, но ина всю территорию, занимаемую взаимодейст­вующими людьми. Для эффективного функционирования публичной власти теперь требуется специальная структура — аппарат, который содержится за счет сбора налогов с населения и состоит из людей, про­фессионально занимающихся управленческим трудом. Такой аппарат включает в себя не только органы управления, но и органы принужде­ния. Государственный аппарат создаетновый способ правовой ком­муникации — черезписьменные правовые тексты (законы).

Эти два признака, характеризующиеструктурно-функциональ­ные изменения, которые произошли в обществе, —территориально-правовое действие публичной власти и ее специфическиаппаратный характер, позволяющий в случае нарушения общеобязательных пред­писаний использоватьспециальные органы принуждения, — отли­чаютгосударство от организации власти впотестарном обществе.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-03-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 274 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Чтобы получился студенческий борщ, его нужно варить также как и домашний, только без мяса и развести водой 1:10 © Неизвестно
==> читать все изречения...

2407 - | 2288 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.