Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


»скусство документалистики




¬ течение недели на озере  руглом под ћосквой проходили просмотры и обсуждени€ телевизионных работ. Ёту встречу организовал »ћѕ”“. »ћѕ”“ Ч это аббревиатура, котора€ происходит из слов Ч ћеждународное ќбщественное “елевидение.

–аз в год это международное общественное телевидение, т. е. представители всех телевизионных компаний разных стран, собираютс€ где-то в одном месте и обмениваютс€ опытом. Ёто не фестиваль, здесь не присваиваютс€ награды, не даютс€ премии. Ќо меропри€тие пользуетс€ попул€рностью. ¬ прошлый раз в —ан-—ебасть€не собралось больше 1000 человек.

”частниками прошедшего конкурса были, в основном, кинематографисты, а не телевизионщики. ѕотому что во всем мире считаетс€ Ч конвертируемой валютой телевидени€ €вл€етс€ фильм, и собираютс€ люди, которые производ€т фильмы. Ќе важно Ч сн€тые в кинообъединени€х, на киностуди€х или на телестуди€х.

»ћѕ”“ ищет новые формы дл€ телевидени€. “ак, во вс€ком случае, объ€вл€ют устроители конкурса в своей программе: новость либо в форме, либо в содержании.

ѕредставителей международного общественного телевидени€ беспокоит вопрос, чему служит телевидение. —лужит ли оно обществу или наносит обществу непоправимый вред. — точки зрени€ общественного телевидени€ коммерческое телевидение чаще наносит вред, чем приносит пользу.  оммерческое телевидение, как правило, отрицает документальный кинематограф. ¬ то врем€ как общественное телевидение вс€чески продвигает документальный кинематограф к зрителю. Ёто не выгодно с точки зрени€ коммерции (врем€ окупили бы рекламщики), но зато документалисты занимаютс€ гуманистической де€тельностью, просвещают и воспитывают человека. ¬ этом задача общественного телевидени€.

я имел возможность ознакомитьс€ со всеми лучшими картинами, которые произведены на территории бывшего —оветского —оюза. я увидел украинские, арм€нские, эстонские и наши Ч русские картины.

Ќесколько картин на этом семинаре, с моей точки зрени€, были шедеврами документального кино. ќдна из них Ч "ћулен –уж" Ч " расна€ мельница", режиссера –уденко.

ѕо сюжету Ч это портрет, судьба одного француза, который жил в ѕариже и однажды во врем€ оккупации, и кинотеатре "ћулеи –уж" попал в облаву. ≈го посадили в концлагерь, из концлагер€ он бежал, попал к русским партизанам. ѕотом пришла советска€ власть, естественно, его посадили в советский лагерь, а когда выпустили, то он не поехал к себе во ‘ранцию и прожил свою жизнь у нас.  огда-то, может быть, он мог выехать на –одину, но женилс€ на украинке и осталс€ простым кресть€нином в украинской деревушке. —егодн€ это Ч старик глубокий. ќн рассказывает о своей жизни, о своей судьбе. ћы видим его с женой, с детьми и входим медленно, спокойно, в документальной манере наблюдени€ в жизнь этой семьи.

«десь есть элемент юмора, поскольку без юмора относитьс€ к нашей жизни нельз€, здесь есть элемент ностальгии, потому что когда герой ставит пластинки с французскими песн€ми, слушает их и переводит своей жене содержание песен, то это выгл€дит неверо€тно трогательно. ќчень добра€, очень душевна€ картина.

 огда во врем€ дискуссии члены украинской делегации говорили об организации показа документальных картин по телевидению в неурочное врем€, так как кино интересует не всех, € возразил им. Ёто кино дл€ всех. я не верю, что человек любого социального уровн€, оказавшись перед экраном, не посмотрит эту картину до конца. я уверен, что зритель будет сочувствовать, плакать и сме€тьс€ так же, как он смеетс€ и плачет над разными латиноамериканскими поделками. Ќо в отличие от латиноамериканских поделок, эта картина и эта судьба Ч насто€щие.

Ѕыла друга€ картина примерно с таким же сюжетом. Ќекий американец приехал в —оветский —оюз, случайно встретилс€ с женщиной, котора€ была лет на п€тнадцать-двадцать его старше, влюбилс€ в нее и осталс€ жить в районе —вердловска в маленьком провинциальном городке. —амое замечательное заключаетс€ в том, что он стал коммунистом и теперь участвует во всех коммунистических митингах.

Ќо эта картина отличалась от предыдущей. —делана она мастеровито, но с ощущением исследовани€ насекомого, а не человека.

—импатии герой не вызывает ни у автора, ни у зрител€. —оздатели нам предлагают Ч вот такой забавный случай, вот такой политический вывих, но делают это без любви, без ненависти, без страсти.

» вот тут € хочу остановитьс€ на одном важном вопросе. ѕросмотрев много любопытных картин о жизни, о люд€х, об их судьбах, € пришел к грустному выводу: это документальное кино при всех достоинствах и мастерстве авторов выйти на телевизионный экран шансов не имеет.

¬роде бы знание жизни и умение пронаблюдать жизнь у документалистов значительно выше, чем у телевизионщиков, но нынешнее телевидение инстинктивно почувствовало особенность своей аудитории, которую не пон€ло и не почувствовало документальное кино.

„то ждет зритель, располага€сь перед телевизионным экраном? ќн хочет подзар€дитьс€, он ищет способа получить дополнительный импульс дл€ жизни.   сожалению, наш документальный кинематограф высочайшего класса продолжает жить на энергии распада Ч общества, государства, личности.

» многие наши документалисты в силу инерции, в силу того, что страдание, в принципе, самоигрально, блистательно выполн€ют роль судебно-медицинской экспертизы. ќни анатомируют людей. ј зритель, еще вчера нуждавшийс€ в том, чтобы разобратьс€, как устроен человек и почему с ним происход€т такие беды, сегодн€ в значительной степени в этом разобралс€ и идет в кино, театр и к экрану телевизора совсем за другим.

я Ч физически, а может быть даже физиологически, почувствовал, что многие фильмы, как черные дыры, отнимали у мен€ энергию. я смотрел некоторые картины, в которых было все прекрасно, умно, точно, но они мен€ не наполн€ли, а совершенно опустошали.

 ажетс€, € нащупал болевую точку документального кинематографа, и если он не почувствует, что надо коренным образом мен€ть стилистику в своем художественном творчестве, то этот кинематограф, сильный и по-своему прекрасный, обречен на вымирание.

ј что же делает современное телевидение? “елевидение инстинктивно пошло по нужному пути. ќно стало играть со зрителем. ј что такое игра? »гра Ч это способ эмоционального возбуждени€, это способ зар€дить людей Ч игровой момент св€зан только с актером, но игровой момент всегда предусматривает активизацию аудитории.

 ак найти формы игры в документальном фильме Ч это вопрос вопросов, и сегодн€, мне кажетс€, главный вопрос дл€ всей кинодокументалистики.

¬ силу целого р€да причин, кинематограф захватили "нигилисты" в хорошем смысле слова. Ћюди, которые посмотрели на улицу, увидели как живет публика, как живет народ, как живет большинство, и заплакали, и заныли, и застонали. Ќо они совсем не обратили внимание на то, что люди, которым сегодн€ трудно, не имеют особой потребности прийти домой, включить телевизор и оп€ть услышать и увидеть то, с чем они сталкиваютс€ каждую секунду.

— одной стороны, € понимаю, что высший закон документалистики заключаетс€ в том, что не надо врать. » что документалист Ч это художник особой зависимости от действительности. Ќо с другой стороны, € должен заметить, что документалисты перестали искать эстетический материал, они стали культивировать безобразие. ¬ русской литературе вырабатывалась эстетика ƒостоевского, эстетика „ехова, “олстого. ќни умели формировать ничтожество действительности по законам прекрасного. ”мели не только разлагать общество, но и находить в этом обществе какую-то опору эстетическую. ¬от нынешнее документальное кино в нашей стране оказалось без этой эстетической опоры.

јмериканцы в этом смысле здорова€ наци€. »х общество в общем-то не менее больное, чем наше, но они инстинктивно или сознательно требуют хэппи-энда от своих самых ужасных картин. ћожет быть, это инстинкт нации, который заставл€ет выискивать, находить, возбуждать здоровое начало в человеке при всех недостатках общественной, социальной или личной жизни.

я думаю, что художник об€зан возбуждать вдохновение в своих зрител€х. Ќе важно, как он это делает, один с помощью юмора, другой с помощью трагических сюжетов, как Ўекспир, но жизнеутверждающее начало должно рождатьс€ от того, что зритель видит на экране. я раньше думал, что мы устали от информации Ч где же анализ, где исследование, где углубление? —егодн€ € говорю: исследование, углубление, пожалуйста, но этого мало, нужна страсть, то есть тот аккумул€тор, к которому € должен подсоединитьс€. ” нас были т€жкие времена. ¬озьмем, к примеру, Ѕулгакова. ѕредставить себе страшно, в какие времена он писал, страда€, плача и весел€сь одновременно. ѕусть это были сквозь видимый миру смех невидимые ему слезы, но € чувствую радость в его творчестве, даже в трагической судьбе мастера € ощущаю радость и красоту. ј в тех работах, что € видел на фестивале, радости и красоты не было.

¬от картина ћайского "Ётюды о любви". «аброшенна€, богом забыта€ деревн€, в которой остались одни старухи и один старик Ч охальник и пь€ница, да еще девушка. ќсновной сюжет крутитс€ вокруг женщины, котора€ живет со своей убогой сестрой-уродом. –ассказываетс€ легенда о том, что девочка была очень хорошенька€, но пришел какой-то старик и сглазил ее. — тех пор она перестала расти. ћаленька€ уродица, карлица и вот дожила до старости. ¬сю жизнь женщина заботитс€ об этой несчастной, она с ней носитс€, как с ребенком всю картину. Ёто и есть легенда о любви. ¬ общем-то, по всем законам искусства € должен проникнутьс€ величайшим сочувствием к этой женщине. ∆енщина несет свой крест, не возмуща€сь, обрета€ смысл своей жизни в том, что она нужна кому-то. » случилась в этой деревне забавна€ истори€. ƒевушка забеременела. Ќикто в деревне не знает от кого, и возникает предчувствие чуда.

Ќо что делает режиссер. ќн упоминает в картине о том, что по деревне ходит слух Ч девушка должна скоро родить, и эту тему бросает. –одила она, не родила, случилось чудо, не случилось Ч ему не важно. ќн купаетс€ в натуралистическом материале. —нимает подробнейшим образом малопри€тные бытовые подробности жизни, смаку€ детали. Ќо как можно было, снима€ эту картину, име€ р€дом такой неожиданный сюжет с "непорочным зачатием", его бросить. ј бросил режиссер его потому, что бо€лс€ хеппи-энда, бо€лс€ дать хоть лучик надежды, счита€ себ€ Ч правдивым документалистом, который должен показать эту деревню как пример всех других деревень. ƒа, трудно живут старухи в заброшенных деревн€х. ƒа, есть еще двойные несчасть€, когда общее несчастье помножено на личную судьбу. ≈сли бы эта картина делалась в момент, когда рушилось все, когда не надо было ничего строить, а надо было все разрушать до основани€, € бы простил режиссеру этот натурализм, но сегодн€ € понимаю, что это недостаток не общества, а самого режиссера ћайского, у которого в глазах, в душе нет никакой перспективы. ќн не почувствовал, что он не имеет права кончить эту т€желую картину на трагической ноте. Ёто художественна€ неправда.

¬ беседе со мной ћайский сказал: "ј € даже рад, что мы не сумели сн€ть рождение этого ребенка, потому что эстетика безобрази€ сегодн€ главна€ эстетика экрана".

Ёстетика безобрази€. „ем хуже, тем лучше. „ем отвратительнее распад, тем лучше. я с этим не согласен.

»нформиру€, развлека€ или образовыва€ своего зрител€, мы совершаем либо добро, либо зло. ¬не нравственных категорий телевидение невозможно. ¬ –оссии особенно, где телевидение сегодн€ определ€ет ѕространство и ¬рем€.

я возвращаюсь к вопросу, поставленному в начале книги, нужен ли телевидению художник? ≈сли телевидение Ч это лишь средство массовой коммуникации, то не нужен. Ќо € спрашиваю о другом Ч о живописце. Ќынешнее телевидение, как правило, обходитс€ без него, но это €вление временное, потому что телевидение не только средство массовой коммуникации, но и искусство. ј искусство без художника немыслимо.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2017-03-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 207 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќасто€ща€ ответственность бывает только личной. © ‘азиль »скандер
==> читать все изречени€...

1360 - | 1200 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.011 с.