Чувство камня, одно из важнейших чувств античного существования, можно испытать на улицах Помпеи с необычайной силой. И жар солнца тоже нигде не ощущается острее, чем на этих каменных улицах. Нынешняя Помпеи почти лишена прохлады, но заботу о тени выдает каждая руина помпейского дома, помпейского двора. Под этим безоблачным небом тень была неизменной спутницей дней античного человека, первым чудом мира, открывавшимся глазам античного ребенка. Она провела по своей полосе длинные прямые улицы, очертила овалы театров и квадраты перистилей, легла в каннелюрах колонн, нарисовала все подробности их антаблементов. Ее скользящая жизнь одна не отлетела и ныне от стен и уличных плит Помпеи.
Архитектура помпейских жилищ слилась таким образом с воздушной игрой света и тени. В тени выступал природный синий или золотистый отлив камня, но он исчезал на солнце, растворяясь в сверкающей белизне кампанийского солнца. Желание дать отдых глазам привело к раскраске стен и колонн внутри атриумов и перистилей. Улица, впрочем, осталась неокрашенной, и никакое резкое пятно цвета не гасило на ней блеск голубоватых далей.
Помпеянин не медлил на улице, его жизнь вне дома протекала на обширных форумах, в термах, в театрах. И важнее этой жизни, так определенно общественной, была для него замкнутая стенами домашняя жизнь. Любовь к дому строила Помпеи. Иногда после того человек не располагал так забот и радостей своего существования по клеточкам своего жилища. План помпейского дома поражает стремлением разделить как можно мельче пространство и как можно теснее связать между собой все деления. Нас удивляют маленькие размеры помпейских комнат, но еще более удивительно, что в иных жомах число комнат доходило до шестидесяти. Среди этих бесчисленных спален и столовых, различие между которыми мог понять только взор домолюбивого хозяина, тянулись внутренние дворы – полуоткрытый атриум и совсем открытый перистиль. С изумительной правильностью они повторяются во всех помпеянских домах так же, как повторяются на улицах города совершенно одинаковые водоемы, одинаковые углы, прилавки. Правильность и порядок таким образом, царили на улицах и внутри жилищ. Добрая воля античного человека ввела их в жизнь семьи. Дела этой жизни текли, несомненно, с правильностью религиозного обряда. Законы божественные, казалось, управляли ею, священны были простейшие ее явления, и ее дом – каждый помпейский дом, был храмом лар и пенатов…
Из всех искусств тут больше всего привлекает воображение искусство жизни. С возрастающим изумлением мы угадываем здесь в одно и тоже время бедность и изысканность жизненного обихода, нежность и суровость нравов. Умение жить деятельно в строгой архитектуре улиц и площадей согласуется с умением отдыхать созерцательно среди цветов и маленьких деревьев своего перистиля. Глубокая домашняя набожность, любовь к предкам и детям сочетаются с бесстыдством эротических картин, с непристойной шуткой приапей. Не двойственным существом был вместивший все это античный человек. Двойственным, в сравнении с нашим, был только его объем природных сил, и, может быть, в смутном чаянии столь щедрого дара стекаются иностранцы к воротам нынешней Помпеи. Точно в самом ее солнце и воздухе еще остались искры древней живительной силы.
В Помпеи долго не замечаешь усталости. Не утомляет зрелище ее улиц, таких простых, прямых, неразнообразных. Прекрасный вид открывался когда-то с верхних ступеней театра, с треугольного форума… За городом, на улице Гробниц, есть одна гробница, построенная в виде полукруглой мраморной скамьи, по прекрасному замыслу покоящейся там помпеянки Мамии. Немало путников, проходивших по большой дороге, отдыхало на этой скамье, ведя тихие беседы, поминая добрым словом усопшую. Тень Мамии присутствовала тогда среди них, занимая одно из мест полукруглой скамьи, слушая их речи. Таких воздушных теней полна Помпея, и сердце не раз обращает к ним благодарность, не раз грустит вместе с ними в их опустевшем доме.
- ЗВЕЗДНАЯ НОЧЬ СРЕДЕНВЕКОВЬЯ
ВИЗАНТИЯ «Естество Божие безвидно и безобразно» Византия –культура, возникшая на месте Восточной Римской империи, существовавшая на территории Греции, Малой Азии, Северного Египта в V-XV вв. Название получила от греческого города Византия, на месте которого в 330 г. была основана новая столица – Константинополь, называемая византийцами «вторым Римом». | |||||
Формирование уникального художественного стиля шло параллельно со сложением православного культа. Истоки византийского искусства лежат в художественных традициях античности, однако яркая образность и символика христианского богослужения привела к возникновению совершенно нового по своему языку и темам искусства, обращенного к внутреннему миру человека и его духовным ценностям. В византийской христианской эстетике Бог представлялся великим художником, творившим мир по своему плану. Если античные художники создали культ прекрасного тела, то византийские трактовали тело лишь как инструмент души и «божественного логоса». Это привело к отрицательному отношению к телесной красоте, не выражающей духовной сущности прекрасного явления и к появлению символического языка искусства (рис 15). Изобразительная форма превратилась в знак, символ высшего смысла: Главным изобразительным символом стал крест, поэтому форму креста повторяет план византийского храма. Византийские мозаики и иконы пронизаны внутренним светом, цвет воспринимался византийцами как духовный свет (рис 16). | Рис. 15. Фрагмент Мозаики церкви Сан-Витале. Равенна. VI в. Рис 16. Богоматерь Владимирская. Икона. Ок.1125 г | ||||
Самое выдающееся произведение Византийской архитектуры – храм св.Софии в Константинополе, творение малоазийских зодчих Амфимия из Тралл и Исидора из Милета (рис 17). Огромный «римский» купол покоился на четырех массивных угловых устоях, пересечение проходов и создавало форму креста. В Византии впервые применяется мотив аркад с открытой колоннадой, «из стройных колонн вырастает светлая арка – мотив… магический, чисто духовный, религиозный». Стены храма покрывались разноцветным мрамором, с которым прекрасно сочеталась смальтовая мозаика и яркими росписями. | Рис 17. Храм Св. Софии в Константинополе. 532-537 гг. | ||||
1 2 Рис 18. Византийская мебель.1-сундук, 2 –«Стул св.Петра», VI в. | Мебель Византийская мебель, за исключением немногих изделий церковного предназначения, до нас не дошла, но нам известно множество миниатюр, изображающих святых, императоров и царей рядом с предметами обстановки. По сравнению с греко-римским искусством в византийской мебели ощущается упрощение форм. Мебельные формы включали примитивную мебель для сидения, кровати, сундуки, столы, с выточенными опорами, спинками и колоннадами. Распространены табуреты, складные стулья и сундуки, часто используемые вместо ложа. Для украшения использовалась роспись и позолота, церковная мебель отделывалась эмалью, украшалась драгоценными камнями. В орнаментики нашли применение христианские мотивы: монограммы Христа, голубь, рыба, виноградная кисть, лавровый венок, пальмовый лист. | ||||
РОМАНСКИЙ СТИЛЬ «Проповедь в камне» Романский стиль– общеевропейский архитектурный стиль X-XII вв. Термин «романский» появился в начале XIX века, когда было замечено внешнее сходство с римской архитектурой. Романский стиль характеризуется простотой и суровостью внешнего облика, замки феодалов и храмы отличались толстыми стенами, прорезанными окнами-бойницами, мощными неприступными башнями, тяжелыми толстыми сводами. | |||||
В V в. копыта армий варваров похоронили под собой не только Римскую империю, но и многочисленные достижения античной культуры. Разрушив хорошо обустроенный быт и богатые культурные традиции, они отбросили развитие своей цивилизации на несколько веков назад. Средневековье принято считать мрачным периодом в истории Европы. В городах быт был очень примитивен: помои выливались прямо на улицу, люди в буквальном смысле тонули в грязи (известен исторический анекдот - рыцарь утонул на главной площади в грязной луже, будучи верхом на коне)
Рис. 19. Базилика аббатства Клюни X-XI вв | Толщина и прочность стен были главными критериями красоты построек, внутри зданий царил мрачный полумрак. Часто использовался мотив открытой аркады, где арки опираются на толстые мощные колоны с характерными капителями. Самым распространенным типом храма стала базилика, план которой представлял собой удлиненный «латинский» крест (рис 19). Наружные стены соборов украшала каменная резьба, состоящая из растительного и зооморфного орнамента, и рельефные изображения святых и сцен из Библии. Внутри пространство собора украшали фрески. Богатые феодалы - от короля до баронов - строили в своих владениях замки, каменные дома-крепости, для жилья и обороны от врага. Замок обносили толстой крепостной стеной со рвом. | ||||||||
Жилые строения тоже возводились из камня и были многокомнатными с обязательной центральной залой и очагом, служившей и гостиной и столовой. Жизнь обитателей замка сосредотачивалась в его главном зале, где днем могли пировать, а ночью спать на тюфяках прямо на полу (рис 20). Внутреннее убранство дома было скудным. Пол был обычно земляным, только в очень богатых домах мостился камнем, иногда при этом выкладывался примитивный орнамент. В замках постоянно тянуло сырость и холодом от булыжных стен и земляного пола, который для тепла устилали соломой. Каменные стены украшались и утеплялись коврами, вначале привозимыми с Востока. Такой ковер был роскошью, многим недоступной. | Рис 20. Большой зал. Замок в Пенсхерст-плейс. Англия. | ||||||||
1 2 Рис 21. Романская мебель. 1- кресло, 2- сундук | Мебель Простая, грубая по форме из еловой и дубовой древесины, изготавливаемая при помощи пилы и топора, украшалась сложной резьбой (рис 21). Дощатые конструкции скреплялись железными накладками. Универсальной мебелью был сундук, служивший скамьей и кроватью дома, чемоданом в дороге. На передних стенках сундуков декор повторяет характерные архитектурные элементы: полуциркульные аркады, розетки. Самым распространенным типом были скамьи, кресла с высокой спинкой. Стул был не просто предметом мебели - по высоте его спинки определялась знатность владельца. Спинки стульев и кресел декорировались точеными шишечками. Стулья не имели обивки, были жесткими с прямой спинкой. | ||||||||
ГОТИКА «Великие соборы, как и великие горы – создания веков». В. Гюго Готика – художественный стиль искусства западной Европы XIII-XV вв., возникший на основе народных традиций готов, достижений романского искусства и христианского мировоззрения. Готика – это подлинный «венец средневековья», это устремленные ввысь башни, стрельчатые арки, симфония света, камня и стекла. | |||||||||
Основой для формирования стиля стало уникальное соединение христианского мировоззрения, традиций античной культуры, латинской письменности и романо-кельтских художественных ремесел. Развитию нового стиля способствовал стремительный рост городов и торговли. Мрачные оборонные постройки сменились яркими ажурными формами готики. Средоточием духовной жизни стал городской собор – место сбора всех горожан (рис 22). В нем проходили торжественные богослужения, зачитывались королевские указы, читались лекции студентам Университета. Готический стиль, совершенные формы которого демонстрируют иррационализм, дематериализацию и мистическую экспрессию, основывается на принципиально новых строительных приемах– каркасных конструкциях и стрельчатой арке (рис 23). | Рис. 22. Собор Парижской Богоматери. XII-XIV вв. | ||||||||
Рис 23. Схема конструкции готического храма | С целью облегчения веса каменного свода, строители стали усиливать каркасные арки – нервюры, а заполнение делать более тонким. Эта система обеспечивала большую прочность и особый ритм внутреннего пространства храма. Заостренная «стрельчатая» арка создает меньший боковой распор на стены и опоры, что лишило необходимости возведение толстых стен и позволило увеличить высоту здания. Усиливающийся при увеличении высоты боковой распор удалось компенсировать системой наружных опорных столбов – контрфорсов, связанных с пятами сводов наклонными арками – аркбутанами. Прочная, но удивительно легкая и ажурная каркасная конструкция напоминала издали фантастический лес. Стена превращается в раму для огромных витражных окон, заливающих пространство храма таинственным светом. Готические строители соревновались в том, кто выше поднимет своды собора – символ свободы и независимости средневекового города. | ||||||||
В соответствии с архитектурой в интерьере появляется роскошь. Полы стали дощатыми или кафельными, иногда уже покрываются коврами. Стены тоже облицовывают деревом, украшают росписью ярких цветов и гобеленами. Особенно роскошны изделия фламандских и бургундских мастеров: ковры, подушки, шпалеры. Окна начинают стеклить, занавесей на них еще нет, но появляются витражи - картины из кусочков цветного стекла, которые, пропуская свет, создавали ни с чем не сравнимую игру красок (рис 24). Живопись в интерьере была представлена только настенной росписью, позднее появляются портреты маслом и гравюры. | Рис 24. Витраж «Роза» собора в Реймсе. 1211-1280 гг. | ||||||||
1 2 Рис 25. Позднеготическая мебель.1- кресло, 2- шкаф. Германия XV в. | Мебель С изобретением лесопильной мельницы появилась техника фанерования и инкрустации из разноцветного дерева. Мебель стала более изящной по форме (рис 25). Объектом пристального творческого интереса стал сундук – символ благосостояния. Его переднюю стенку покрывали геральдические звериные рельефы, позднее – ряды стрельчатых арок, в эпоху позднего средневековья украшением служат изящные фронтоны, фиалы, розетки, крестоцветы и человеческие фигуры. Из двух поставленных друг на друга сундуков возник новый образец мебели – шкаф, который использовался в помещениях церквей и ратушей. Шкаф помещался на цоколь, а верхняя часть его увенчивалась карнизом. Изготавливались различные типы столов: прямоугольные с перекрещивающимися ножками, круглые и восьмиугольные на тумбе. Центральное место в убранстве жилищ отводилось кровати, которая снабжалась балдахином или полубалдахином (навесом, соединенным со стеной в изголовье кровати). Появились навесные полки. В интерьерах применялись ковры и гобелены, которые создавали акустическую и тепловую изоляцию. | ||||||||