Лекции.Орг


Поиск:




Знаменитые сооружения античности




Петрова Т.Ю. История стилей. Методическое пособие. Международная школа дизайна (Санкт-Петербургское отделение). 2004.

Рецензенты: Зорина И.Л., дизайнер

Невро И.Б., архитектор

Иллюстрированное пособие по художественным стилям зарубежной и отечественной архитектуры и интерьера от Древнего мира до 30-х гг. XX века. В нем рассматриваются характерные черты основных исторических стилей, приводятся примеры наиболее значительных произведений и имена лучших мастеров каждого периода. Все разделы сопровождаются словарем наиболее часто встречающихся терминов, таблицей характерных для данного периода конструктивных приемов и декоративных элементов, сравнительной таблицей стилей мебели европейских стран.

Автор пособия - искусствовед, дизайнер, имеющий большой опыт педагогической работы, автор многочисленных публикаций в области истории интерьера, преподаватель Международной школы дизайна.

Пособие рекомендовано студентам Международной школы дизайна, изучающим курс «История стилей», а также всем интересующимся историей искусств и историей становления и развития стилей архитектуры и интерьера. Желаем приятного чтения!

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА

ЮНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Древний Египет

Древняя Греция

Этрурия

Древний Рим

Знаменитые сооружения Античности

П.П. Муратов. Образы Италии.

 

ЗВЕЗДНАЯ НОЧЬ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Византия

Романский стиль

Готика

В.Гюго. Собор Парижской Богоматери

Ренессанс

Пресоналии

Ласло Маккаи. Искусство в повседневной жизни.

 

ЭПОХИ РОСКОШИ И БЛЕСКА

Барокко

Персоналии

Рококо

Направления рококо

Т.Петрова. Чародей Елизаветинской эпохи

 

БЛАГОРОДНАЯ ВЕЛИЧАВОСТЬ КЛАССИКИ

Стили Классицизма

Ампир

Бидермейер

Московский Классицизм

Т.Петрова. Несколько мгновений из жизни Александра Дюма-отца.

 

НА РУБЕЖЕ НОВОГО ИСКУССТВА

 

Эклектика

Викторианский стиль

Модерн

Направления Модерна

Ар-деко

 

СПИСОК ТРЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА

Древний мир

Стиль Африка Греция Рим
4000 -3000 л.до н.э. Египет. Древнее царство Время строительства великих пирамид    
2000 -1000л.до н.э. Египет. Среднее царство Египет. Новое царство Крито-Микенская культура Этрусски
XI-VI Персидское завоевание Гомеровский период  
V-IV   Классика  
IV-I   Эллинизм  
I-V     Империя

Художественные стили Европейского и русского искусства

Стиль Северная и Центральная Европа Франция Великобритания Россия
Романский стиль X- XII Романский стиль Романский стиль Норманский стиль 1066-1154 Древнерусское Искусство X-XVII
Готика XIII-XVвв Проторенессанс Ранний Ренессанс XIV-XV Готика Раннеанглийский 1160-1307 готика 1307-1509
Ренессанс XV-XVI Ренессанс XV-XVI Франциск I Генрих IV (1589-1610) Людовик XIII (1610-1643) Тюдор –ренессанс 1509-1603 Генрих VIII Тюдор(1520-1550) Елизавета (1558-1603)  
Барокко (1620-1700) Барокко (1620-1700) Людовик XIV (1643-1715) Стиль Стюартов (1603-1688) Стюарт (1650-1688) Нарышкинское барокко
Рококо (1700-1760) Фридерианское Рококо (1700-1760) Австрийское рококо или Стиль Марии Терезы 1740-1780   Регентство (1715-1723) Людовик XV (1723-1774) Вильгельм и Мэри (1689-1702) Раннегеоргианский Королева Анна(1702-1714) Георг I(1714-1760) Чиппендейл(1755-1780) Петровское барокко Петр I (1682-1725) Елизаветинское рококо Елизавета Петровна (1741-1761)    
Классицизм (1760-1830) Стиль «цопф» (1780-1800) Ампир (1799-1815) Бидермейер (1815-1848) Людовик XVI (1774-1793) Директория (1793-1799) Ампир (1800-1815) Людовик XVIII (1815-1824) Карл X1 (1824-1830) Георгианский Адам (1770-1780) Хепплуайт (1775-1786) Шератон (1790-1804) Регентство (1800-1840)   Екатерининский классицизм Екатерина II (1762-1796) Александровский классицизм Александр I (1801-1825)
Эклектика (1830-1880)     Луи-Филипп (1830-1848) Второй Ампир (1848-1871) Наполеон III Республика (1871-1940) Викторианский стиль (1840-1901) Неоготика Николай I (1825-1855) Русско- византийский стиль Русский стиль Александр II (1855-1881) Александр III (1881-1894)
Ар-нуво (1880-1920) Югендстиль Сецессион (1880-1920) Art Nouveau (1900-1930) Arts & Crafts (1880-1900)   Модерн 1880-1910
Ар-деко (1920-1940) Bauhaus (1919-1933) Napoleon III Republique (1871-1940)   Сталинский ампир 1930-1945

ВВЕДЕНИЕ

«Каждое художественное произведение и каждая художественная форма представляют собой зеркало отношений человека к окружающему миру»

Макс Дворжак

Архитектуру часто называют каменной летописью мира. Архитектура способна выразить в художественно-образной форме размышления человека о жизни, времени, пространстве, проиллюстрировать философские идеи и наглядно отразить представления человека о его месте в окружающем мире. Эволюция интерьера в целом следует за стилистическими изменениями архитектуры. Но интерьер обладает большей чуткостью к веяниям времени, что объясняется более тесной связью интерьера с повседневной жизнью, бытом, достижениями науки и техники, модой и моралью времени. Отсюда разнообразие художественных направлений декорирования интерьера в рамках одного большого архитектурного стиля.

В развитии стилей архитектуры в целом и интерьера в частности четко прослеживаются определенные закономерности. Как пишет один из известных исследователей этой проблемы, искусствовед В.Г.Власов «Смена одних способов художественного мышления другими, чередование форм типов композиции, приемов пространственных построений, особенностей колорита, технологии обработки материалов, взаимосвязаны и неслучайны. Исторически изменчиво и наше восприятие искусства. Не только мнения отдельных людей, но и вкусы целых эпох существенно различаются между собой: то идеальной кажется строгость греческой классики, то живописность Барокко, то архаика Египта, то жеманная эстетика Рококо». Переосмысление художественных принципов прошлого на новом витке истории показывает взаимосвязь всех исторических стилей, подчеркивая их непреходящую ценность.

В данной работе внимание акцентируется на характерных особенностях каждого стиля, как в общем подходе к решению интерьера, так и в элементах декора и мебели. Материал располагается в хронологическом порядке, в статьях приводятся наиболее часто встречающиеся в литературе синонимы определения стиля, каждая статья сопровождается словарем терминов. Понимание стилистических особенностей интерьеров различных эпох, их структуры и функции, закономерностей развития, знание основных определений и необходимой профессиональной терминологии является необходимым условием профессиональной деятельности дизайнера.

Сегодня мы живем в эпоху постмодернизма, который основывается на цитировании и обыгрывании старых художественных форм. Стиль архитектуры стал более гибким, более мобильным, более открытым влияниям извне. И хотя сейчас другое время, иные вкусы и задачи, многие традиции и принципы стилей прошлого могут стать источником вдохновения и великолепным примером для создания современного интерьера. Хотелось бы, чтобы данная работа послужила кратким справочником, помогающим сориентироваться в море информации и сделать еще один шаг на невероятно интересном пути изучения истории архитектуры и интерьера.

 

 

  1. ЮНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ «Ни одно искусство не создавало столь простыми средствами такого впечатления подавляющей грандиозности». Шуази О. История архитектуры. Египетское искусство развивалось под влиянием религиозного мировоззрения, особенно заупокойного культа, поэтому стиль египетского искусства исполнен глубокого философского смысла и ориентирован в Вечность. Основу египетского стиля составила оригинальная архитектура подчеркнуто геометрических форм и канонизация приемов изображения человека.  
  Египетская архитектура основана на стоечно-балочной конструкции: вертикальные опоры-колонны и горизонтальные плиты перекрытия. Гигантские размеры колонн, мощные вертикали и горизонтали создавали образ устойчивости и долговечности. Формы колонн представляла собой стилизованные растения - лотос и папирус (рис 1). Храмовые комплексы в Карнаке и Луксоре, посвященные богу солнца Амону-Ра поражают грандиозным размахом и величием, высота колонн достигает порой 19 м, на вершине капители могут разместиться 15 человек.   Рис 1. Типы египетских колонн  
Но самая оригинальная форма египетского искусства – пирамида, символ вечности и абсолютного покоя, в которой совершенство и прочность конструкции определяют красоту и выразительность внешнего облика (рис 2). Самое грандиозное сооружение древности – единственное из сохранившихся семи чудес света – комплекс пирамид в Гизе, поражает воображение грандиозными размерами (высота пирамиды Хеопса 148 м), дерзостью мыслей и совершенством форм. Пропорции всех египетских сооружений основывались на элементарных геометрических формах – квадрата, «священного египетского треугольника», выстроенных по правилам «золотого сечения».     Рис 2. Эволюция формы пирамид. Схема  
В отличие от гробниц, жилые здания египтян выполнялись из «недолговечных материалов. Дома египетских вельмож представляли собой сложный комплекс из многих помещений, и снабжались внутренним двором. Стены таких дворов украшались барельефами и художественной росписью, отличавшейся плоскостностью: фигуры не столько смотрелись, сколько читались. Плоскости оформлялись рельефными изображениями и росписями, выполненными по канону, с приемами одновременного изображения человеческой фигуры в фас и профиль. В оформлении убранства домов знати, широко использовалось золото, из него же изготовлялись обшивки, инкрустации, скульптура, украшения, посуда. С серебром египтяне обходились бережнее. В интерьерах египетской знати довольно рано появились меха и шерсть, привозимые из североэфиопских экспедиций.   Египетский стиль был вновь возрожден в искусстве после завоевательного похода Бонапарта в Египет. Мотивы египетской архитектуры – обелиски, сфинксы, цветы лотоса и папируса стали элементами французского Ампира (рис 3). Мебель Помещенный в погребальной камере комплект домашней обстановки и стеновые росписи дают полное представление об обстановке египетского жилища. Внутреннее убранство домов было богатым и красочным, стены украшали росписи, ковры и занавеси дополняли обстановку. Рациональное мышление египтян породило стремление к простоте и ясности форм, что сделало древнеегипетскую мебель прототипом для всех последующих видов мебели. Скамейки, трехногие табуреты, стулья и кресла, различные вариации небольших столов, кровати, сундуки, большие и малые шкафы (рис 4). Египтяне умели скреплять отдельные части мебели и владели техникой интарсии и инкрустации. Мебель выполнялась из различных пород дерева, а также тростника, кожи, украшалась благородными металлами и вставками из фаянса и стекла.       Рис 3. Кресло Ампира, Франция     Рис 4.   Древнеегипетская мебель. Складной стул, табурет, стол с декоративной вазой    
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ «Человек – мера всех вещей» Пифагор Культура Древней Греции – колыбель современной цивилизации. Она тесно связана с философией, в ее основе лежат представления о силе и красоте человека, находящегося в гармоничном равновесии и окружающей природой и социальной средой. Именно это непревзойденное совершенство и органичность сделали памятники греческого искусства образцом для подражания, называемым классикой (от лат. сlassicus –первоклассный, образцовый). Идеализация, симметрия и статичность становятся формулой совершенного изображения. Древнегреческая культура заложила основы европейской культуры рационального художественного мышления, ставшего основой Классицизма в искусстве.    
Сущность древнегреческой архитектуры заключается в логичной системе построения ее формы, выраженной во взаимосвязи и гармоничных соотношениях всех элементов, что получило название ордер. Различают три типа греческих ордеров: дорический, ионический и коринфский (рис 5). Дорический ордер наиболее простой, лаконичный по форме. Главные его особенности – строгость и простота. Ионический ордер сложнее и насчитывает больше деталей. Главные черты этого стиля – легкость пропорций, большая дифференцированность форм, изящество. Коринфский ордер еще легче ионического и более декоративен. Иногда колонны заменялись мужскими фигурами – атлантами или женскими – кариатидами.   Рис 5. Древнегреческие архитектурные ордера А – дорический, Б – ионический, В - коринфский
               

В наиболее четко выраженном виде ордерная система выступает в храмах. Древнегреческие храмы соразмерны человеку, богослужение проходило вне стен храма, считавшегося жилищем бога. В плане храмы представляли прямоугольник, окруженный по периметру колоннадой, с двускатной крышей. Верхняя треугольная часть стены, называемая фронтоном, украшалась скульптурной композицией.

Помимо храмов греческие зодчие возводили много других общественных сооружений: стадионы, палестры (залы для гимнастических упражнений), театры. Основной формой жилого греческого дома было однокомнатное помещение- мегарон, с очагом в центре, которое впоследствии трансформировалось в многокомнатный дом с помещениями расположенными вокруг внутреннего двора. Греки были людьми общественными, поэтому особой заботы об оборудовании жилого дома не проявлялось. Внутренние помещения были украшены настенной живописью, полы чаще всего были мозаичными, мебель была малочисленна.

 

Рис 6. Скопас. Стела. Мебель Оригинальной греческой мебели не сохранилось, поэтому представление о ней мы можем получить благодаря рельефам (рис 6) и изображениям на вазах. Греческие мастера применяли рубанок, умели гнуть древесину при помощи пара, начали разрабатывать технику шпона и интарсию. Греки старались сделать мебель практичной, удобной по форме и внешне привлекательной. Изготавливались кресла, столики и сундуки разных размеров, легкие переносные кровати, дамские кушетки с высокой спинкой. Популярны были складные табуреты на Х-образной основе и легкий элегантный стул с серповидными ножками- клисмос. После появления обычая есть лежа в греческом обиходе применяется ложе – клине, на высоких опорах, перед которым ставили скамеечку. Мебель украшалась акантами, метопами, меандрами.
  Высокого расцвета в это время достигла греческая керамика. Вазы были разнообразны по форме и покрывались художественной росписью, использовались для хранения вина и масла, благовоний, воды. Роспись ваз выполнялась в сложной технике в виде орнаментов, мифологических сюжетов, бытовых сцен (рис 7). Вазы делались и из серебра, украшались рельефными изображениями.   Рис 7. Пелика с ласточкой.
     

ЭТРУРИЯ

«Народ, пришедший неизвестно откуда и исчезнувший в никуда» Период расцвета культуры этрусков, загадочного народа, населявшего территорию северной Италии, приходится на 800-400 гг. до н.э. Этот загадочный народ считается одним из родоначальников латинской, а, следовательно, и всей европейской культуры
  Этруски были прекрасными зодчими, умели делать своды, знали ордер (т.н. тосканский) (рис 8). Об их жизни дают представление росписи в гробницах и высеченная из камня обстановка. По сравнению с греческим, этрусское искусство выглядит «неклассическим», резким, экспрессивным. В нем отсутствует ясная и спокойная гармония. Мрамору этруски предпочитали бронзу и терракоту, во фресках – яркие краски. Для этрусков также не характерны монументальные храмовые сооружения и большая скульптура. Рис 8. Модель этрусского храма. Ок.500 г. до н.э. Реконструкция  
    1. 2.   Рис 9. Этрусская мебель. 1 –бронзовый канделябр 2-кресло, украшенное бронзовой чеканкой. Мебель Этруски любили роскошь и великолепие, о чем свидетельствуют найденные в гробницах многочисленные ювелирные изделия из золота с зернью, зеркала из бронзы и серебра с гравировкой. Этруски обладали высокоразвитым искусством обработки металла. Из бронзы были изготовлены в основном, предметы роскоши: декоративные шкафчики, канделябры, треножники, жаровни, предметы повседневного обихода украшались многочисленными бронзовыми элементами. Для украшения использовались кольца, изображения зверей, волюты и пальметты. Этрусская кровать имела форму греческого ложа, с ножками прямоугольной формы, декорированными волютами и пальметтами. Для сидения использовали стулья со спинкой и табуреты, парадное кресло имело характерную форму колокола (рис 9). Такие кресла имели деревянный каркас, покрытый бронзовыми пластинками с чеканкой.
Словарь Пальметта (греч.palmete – пальмовый)– элемент орнамента, изображающий стилизованные листья пальмы, расходящиеся веерообразно (рис 10).   Рис 10. Пальметта  
Этрусским стилем называли во второй половине XVIII века ранний классицизм, лучшими образцами которого считаются произведения братьев Адам (рис 54), Дж.Веджвуда.   В 1778 г. Екатерина II приобрела во Франции альбом рисунков в «этрусском стиле» Ш.-Л. Клериссо и поручила Ч.Камерону использовать их для отделки новых интерьеров царскосельского дворца (рис 11).   Рис 11. Камерон ч. Интерьер спальни Екатерининского дворца В Царском Селе. 1795 г.  
             

ДРЕВНИЙ РИМ

«Народ завоевателей, строителей, юристов» Культура Древнего Рима прошла сложный путь развития, впитав традиции многих народов и разных эпох. Римские города развивались вокруг городского центра, включавшего форум, базилику, термы, амфитеатры, храмы, триумфальные арки, конные статуи и др. Грандиозные по площади сооружения отвечали запросам римской общественной жизни, выражали идею мощи, силы, подавляющего человека величия.
Отношение римлян к форме, объему, пространству совершенно иное, нежели у греков, основанное на принципе прорыва границ и рамок, на эксцентрической, а не концентрической динамике художественных форм. В римской архитектуре, поражающей своим размахом, предпочтение отдавалось замкнутым формам. Наряду с монументальностью внутреннего пространства характерными чертами римской архитектуры было свободное использование архитектурных элементов и развитый декор. Если греки не делали различия между конструктивными и декоративными архитектурными элементами, одинаково вытесывая их из мрамора, то римляне возводили стены из кирпича и бетона, затем при помощи скоб навешивали мраморную облицовку. Римляне добавили к основным греческим ордерам тосканский и композитный (составной из ионического и коринфского). Ввели в обиход «римскую ячейку» - аркаду, комбинацию из этрусской арки и греческой колонны, используемой как украшение, отчего часто превращаемой в полуколонну или пилястру (рис 12). Рис 12. Римская архитектурная ячейка. Фрагмент аркады театра Марцелла в Риме  
    Рис 13. Атриум виллы Цельса. Помпеи. 79 г. Римляне усовершенствовали архитектуру жилых домов. Центральным помещением дома был атриум, крытый внутренний дворик, окруженный колоннадой, украшенный фонтаном, статуями, цветниками (рис 13). Появились виллы, вокруг которых разбивались сады с фонтанами, беседками, гротами и большим водоемом. Виллы отличались роскошным убранством, применением мрамора и ценных пород дерева. Интерьеры римских домов отличались роскошью и рациональной красотой. Стены украшались декоративной росписью, создававшей иллюзию расширения пространства, потолки кессонировались, полы выкладывались цветным мрамором или мозаикой. Римляне большую часть жизни проводили в постели, так как если, читали, писали, заключали сделки лежа, для чего применялись различные ложа. Как правило, вокруг обеденного стола устанавливалось три ложа, на каждом из которых могло расположиться три человека. Римские императоры строили дома в соответствии с личными вкусами и капризами. Например, Нерон построил "Золотой дом" - огромный дворцовый комплекс в центре Рима, внутреннее убранство которого было отделано золотом, перламутром, драгоценными камнями, потолки были обшиты слоновой костью и могли вращаться, при этом с них сыпались живые цветы.
Мебель В римской мебели широко применялась резьба по дереву и металлические рельефные накладки. Для производства мебели использовалась древесина кедра, оливы, ясеня и туи, для техники интарсии – самшит, пальма, черное дерево. Подобно этрускам, римляне изготавливают бронзовые предметы: столы- треноги, табуреты. Мебель получила опоры в виде звериных лап, орлов и грифонов, с акантами и рельефами на соединительных гранях, использовался растительный орнамент и военная атрибутика. У римлян впервые в истории встречается осознанная стилизация. В обиходе различные типы мебели, отвечающей разным потребностям: табуреты без спинки, парадные (курульные) складные стулья, почетный стул для знати (солиум). Традиционная кровать богато драпировалась и имела мягкую обивку с подушками из гусиного пуха. Столы были разнообразной формы, особой популярностью пользовались столы на трех ножках с мраморной столешницей (рис 14).   Рис 14. Древнеримская мебель. Скамья, табурет, стол и столик.
         

ЗНАМЕНИТЫЕ СООРУЖЕНИЯ АНТИЧНОСТИ

Акведуки – водопроводы. В Риме работало 11 водопроводов, дававших 950 000 куб. литров воды ежесуточно. Акведуки представляли собой длинные ряды арок, поддерживающих свинцовые или глиняные трубы, по которым из горных источников в город направлялась вода.  
Афинский акрополь В ансамбле Афинского акрополя асимметрия композиции сочетается с гармоническим равновесием масс, продумана тесная связь архитектуры и окружающего ландшафта. Архитектура воспринимается в процессе постепенной, «динамической развертки». центральное сооружение ансамбля Афинского Акрополя - Парфенон (греч. рarthenos – девичье помещение, комната) храм девы Афины, построенный в 448-438 гг. до н.э. Иктином и Калликратом в форме дорического периптера. Самая известная постройка античности, символ красоты и гармонии древнегреческой архитектуры. Другой известнейшей постройкой А.А. стал Эрехтейон, знаменитый своим южным портиком с фигурами кариатид.
 
Галикарнасский мавзолей -гробница царя Кари Мавсола. Оно имело массивное основание, украшенное скульптурами львов. На нем стоял храм, окруженный 36 колоннами. Крыша храма имела 24 ступени. На вершине стояла квадрига, в ней находились статуи Мавсола и его жены Артемисии. Величайшие скульпторы, среди которых были Скопас, Леохар, Пракситель, соревновались между собой, чтобы украсить своими работами стены здания. Искусство скульпторов и архитекторов сделало это творение чудом света. Удивляя своими размерами и восхищая красотой, гробница Мавсола просуществовала 15 веков и послужила образцом для создания торжественных надгробий – мавзолеев.  
Колизей(лат. Colosseus -громадный) –амфитеатр Флавиев в Риме, воздвигнутый в 75-80 гг. до н.э., вмещал 50 тыс. зрителей. В плане Колизей представляет эллипс, окружностью 524 м, высотой 57 м., над которым на 240 мачтах натягивался тент. Под ареной находились клетки для зверей и кладовые для реквизита.  
Пантеон (греч. рentheion-место, посвященное всем богам) – Храм во имя всех богов, олицетворявший идею единения всех народов империи. Главная часть Пантеона представляет собой круглый храм, завершенный куполом диаметром 43, 5 м, через отверстие которого свет проникает во внутреннюю часть храма, поражающую величественностью и простотой отделки.  
  Мозаичный пол из терм в Остии. Термы –здания общественных купален, с горячей и холодной водой, гимнастическими залами и комнатами отдыха. Огромные здания со сводчатыми потолками, центры культурной и общественной жизни. Самые роскошные из 1700 терм, Термы Каракаллы (3 в. до н.э.), вмещали до 1300 человек. Были украшены огромным количеством скульптуры, разнообразными мозаиками.  
Форумы (лат. Forum – площадь, место суда, арена) – площадь и рынок, бывшие местом культурной жизни. Главным форумом Рима был форум Романум. Каждый император стремился построить новый форум, великолепием превосходящий предыдущие – форум Траяна, форум Веспесиана и др. Форум украшался триумфальными арками – арка Септимия Севера, Арка Тита, арка Константина, статуями императоров и выдающихся людей государства.   Арка Тита  
     
     
               




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-28; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 508 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наука — это организованные знания, мудрость — это организованная жизнь. © Иммануил Кант
==> читать все изречения...

816 - | 710 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.