Древние сновидцы в Великобритании не оставили письменных свидетельств о своей системе обучения. Друиды знали греческий язык, но не вели записей. Римляне так боялись их силы, что в 60 году нашей эры римские легионы преодолели туманную завесу, созданную друидами, высадились на острове сновидцев Мэн и стали разрушать священные рощи. Тацит пишет: «На берегу стояла толпа мужчин, в которой иногда мелькали женские лица. Они напоминали фурий в своих черных одеждах и с растрепанными волосами, размахивали факелами. В это время группа друидов с поднятыми к небу руками выкрикивала свои проклятия в адрес римских солдат, которые при виде такого поразительного зрелища застыли, словно парализованные, и, не в силах пошевелиться, были не в состоянии отражать удары противника» [29].
С помощью неимоверных усилий римский военачальник Светоний Паулин убедил своих солдат атаковать это «сборище женщин и фанатиков», и в конце концов им удалось пробиться через толпу. «Следующий шаг… состоял в том, чтобы уничтожить рощи, посвященные их первобытным культам». Паулин не смог полностью выполнить эту задачу из‑за восстания, поднятого королевой Боудиккой, которую он все же одолел и заставил покончить жизнь самоубийством в центральной части страны. Римляне вновь завладели островом Мэн восемнадцать лет спустя. В этот раз они использовали «местных наемников», которые были хорошими пловцами, способными осуществить неожиданное нападение. Благодаря им римлянам удалось полностью опустошить остров сновидцев [30].
Нападение римлян на друидов и уничтожение священных рощ свидетельствует об их глубоком страхе; римляне обычно проявляли большую терпимость по отношению к религиозным воззрениям завоеванных ими или присоединенных к ним народов. В эпилоге мы рассмотрим то, как талантливая шотландская писательница‑романистка и исследовательница шаманизма Мэнда Скотт помогла возродить знания о практике сновидений времен королевы Боудикки и донесла их до современных читателей. Теперь же мы обратимся к более простой задаче в области археологии сновидений и выясним, что в числе древних богинь Великобритании была богиня сновидений и что сборник рассказов «Мабиногион» содержит важные сведения и практические упражнения для обучения тому, как проникнуть в мир сновидений и перемещаться в этом пространстве.
В древней Великобритании богиня Элен была покровительницей дорог и странствий, особенно путешествий во сне. В живописном изображении Чески Поттер она предстает перед нами в зеленом платье и с огромными оленьими рогами перед входом в потусторонний мир, рядом с которым виднеется арка дольмена и радуга [31]. В известном цикле валлийских эпических поэм под названием «Мабиногион» Элен призывает к себе короля в его сне, а затем он находит ее воплощение в физическом мире, когда обретает способность использовать свои сны в качестве карты и следовать указанному на ней пути. Вот как звучит история о сне короля, приведшем его к Элен.
Великий король отправляется на охоту со своими слугами, но в жаркий полдень его неожиданно начинает клонить в сон. Слуги сооружают для него палатку из своих щитов и дротиков на склоне у реки, и король сразу же засыпает. Во сне он скорее плывет, чем едет верхом, по направлению к горе вверх по течению, как будто стремится попасть на небо.
Сразу за горой начинается огромная равнина, а за ней находится большой порт, где король по мосту из слоновой кости переходит на борт корабля, который отвозит его на прекрасный остров в западном море. Он осматривает весь остров и входит в замок, где видит двух красивых юношей, играющих в игру наподобие шахмат, но с другими правилами и более крупными ставками. За ними на кресле, украшенном изображениями двух орлов, восседает величавый седовласый мужчина, который готовит новые фигуры для игры.
На троне напротив царственного создателя игры сидит женщина, сияющая словно солнце. Она прекрасна в своих ниспадающих белых одеждах с пряжками и браслетами из красного золота. На ее шее сверкают ожерелья, украшенные драгоценными камнями. Она встает, чтобы приветствовать путника, и ее прикосновение заставляет сердце короля учащенно биться. Они садятся вместе на ее трон.
Когда шум окружающего мира вырывает короля из объятий сна, его жизненная энергия остается там. Он лишается своей души, хочет только вернуться обратно в свой сон и жить там вместе со своей возлюбленной. Его подданные проявляют беспокойство, когда он перестает принимать участие в пиршествах или выступать на их собраниях. Когда короля предупреждают о том, что уже идут слухи о его неспособности управлять страной, он рассказывает им о своем сне. Подданные советуют ему послать своих слуг, чтобы те в течение трех лет объехали весь мир и нашли женщину из его сна. Возможно, надежда на то, что ее обнаружат, поможет королю поддерживать энергию своего физического тела для того, чтобы выполнять свои обязанности. Нет сомнений в том, что эта таинственная женщина существует на самом деле. Она находится где‑то, потому что король встречается там с ней всякий раз, как видит свой сон.
Слуги отправляются на поиски, но все безуспешно. Тогда у советников появляется новая идея: они считают, что королю нужно вернуться на то место, где он впервые увидел свой сон, и двигаться оттуда в том направлении, в котором он путешествовал во время этого сна. Вероятно, он сможет при этом узнать те местные достопримечательности, которые приведут его к женщине, сияющей словно солнце. Король посылает тринадцать человек, чтобы те попытались осуществить это путешествие от его имени. Они находят гору, уходящую в небо, и мост из слоновой кости, ведущий на корабль, который отвозит их на западный остров, и замок, где юноши играют, а величественный старец готовит новые фигуры… и женщину, сияющую словно солнце. Ее не удивляет появление королевских слуг, но она отказывается идти с ними. Если король хочет получить ее, он должен прийти и предстать перед ней лично.
Итак, король отправляется в странствие по дороге своих снов и находит женщину, сидящую рядом со своим царственным отцом, пока тот готовит фигуры для необычной игры. Золотоволосая красавица падает в его объятия. В эту ночь они занимаются любовью, женятся, и король по ее просьбе отдает ей часть своей силы и своих владений. Точно так же, как она указала королю путь к себе в его снах, теперь эта повелительница дорог с удовольствием путешествует по всей земле.
Этот простой рассказ взят из удивительной истории из цикла валлийских поэм [32]. В «Мабиногионе» он называется «Сон Максена». Король Максен является римским императором, а женщина из его сна, ставшая его королевой, – Элен из Великобритании.
Ученые обсуждают историю, которая отражена в этом предании. Большинство из них соглашается с тем, что испанский генерал Магнус Максим, который возглавлял римскую армию, пришедшую в Великобританию, и был провозглашен правителем своими подданными в 383 году н. э., более всего подходит на роль Максена, хотя биографические подробности не совпадают. В то время как Максен всегда выигрывает сражения и становится повелителем всего мира с помощью непобедимых братьев Элен, Магнус Максим в конце концов терпит поражение и после незаконного захвата власти над западной частью империи его казнят по указанию императора Феодосия.
По всей видимости, это мифистория, а не рассказ о реальных событиях. Кэтлин Мэттьюз помогает нам окунуться в ее глубины с помощью своей замечательной книги «Король Артур и богиня земли» [33]. Сделав это, мы, как и король, можем обнаружить способ вернуть душу обратно в тело и установить связь между мирами.
Карта находится внутри сновидения. Этот путь приносит любовь, исцеление и силу в физический мир, но, чтобы следовать по нему, нужно стать путешественником в обоих мирах.
Когда охотники, а затем и сам король, возвращаются в то место, где он впервые увидел свой сон, они оказываются в мире сновидений. Гора, поднимающаяся в небо, находится не в нашем мире, а мост из слоновой кости представляет собой не простой трап, ведущий на корабль, но все это вполне реально. Самая важная часть поиска возлюбленной – которая также является богиней земли и, в данном случае, символом независимости Великобритании – заключается в путешествии во сне.
Эпизод с настольной игрой во сне имеет очень большое значение. На валлийском языке она называлась gwyddbwyll («игра в шары»), а на ирландском – fidhchell. В обычном виде она состояла в том, что небольшие фигуры, представлявшие собой короля и его свиту, перемещались по доске в попытке защититься от гораздо более крупных сил противника под предводительством другого короля. Игрок, в чьих руках находится более слабая армия, побеждал, если ему удавалось сохранить своего короля и переместить свои фигуры на другой конец доски.
Однако создается впечатление, что игра, увиденная королем во сне, имела совершенно другие правила. Очевидно, что речь идет об игре, в которой фигурами выступают сами люди. Это означает примерно следующее: вы видите миниатюрное войско из маленьких фигур или игрушечных солдатиков, которое неожиданно начинает оживать. Затем можете выбрать, будете ли вы передвигать их по собственному желанию или же сами уменьшитесь до их размера и примете участие в происходящих с ними событиях. Возможно, именно так боги или другие существа, обитающие в многомерной реальности, воспринимают конфликты и драмы человеческих судеб. Также может быть, что подобным образом зарождаются события, которые впоследствии происходят в физическом мире.
Сновидения «Мабиногиона» говорят о том, что для ранних европейцев, как и для представителей других древних и первобытных культур, сновидение являлось путешествием, а лучший способ удержать полученный во сне дар заключался в том, чтобы вернуться на заповедные территории. Этот подход весьма отличается от всевозможных способов толкования сновидений, когда их разбирают на отдельные символические фрагменты, которым пытаются найти последовательное объяснение. Однако сны часто имеют загадочный характер, и в стремлении обнаружить заключенный в них тайный смысл многие сновидцы испытывают затруднения, поэтому толкователи сновидений всегда остаются востребованными.
Глава 2
Толкователи и провидцы
Я думаю, что весьма полезно время от времени вспоминать о том, что привычка видеть сны была свойственна людям еще задолго до возникновения психоанализа.
Зигмунд Фрейд
Важным событиям в любом городе или стране обычно предшествует ряд знамений или предвестий либо появление человека, который предсказывает будущее.
Никколо Макиавелли, «Рассуждения» I:56
Прорицание – это попытка заглянуть в будущее или разгадать волю богов. Оно всегда сохраняло свою актуальность и значимость.
Самые древние и эффективные способы прорицания заключаются в том, чтобы внимательно прислушиваться и улавливать, что пытается вам сказать окружающий мир. Вы мысленно формулируете свой вопрос, а затем поднимаете камень или рассматриваете кору дерева и видите узоры, которые могут содержать в себе необходимый вам ответ. Женщины‑предсказательницы из германских племен, доставлявшие много беспокойств римским военачальникам, любили наблюдать за образами, возникающими в текущей воде, и вслушиваться в голоса струй. Плутарх пишет: «Их благочестивые женщины обычно предсказывали будущее, вглядываясь в речные водовороты и находя знаки в бегущем потоке и шуме воды» [1]. Когда самим римлянам нужно было узнать, будут ли боги благосклонны к их желаниям, они посылали своих прорицателей на Капитолийский холм вести наблюдения за полетом птиц.
С давних времен люди создали определенный набор предсказательных инструментов, чтобы сделать более удобным поиск ответов, которые можно было получить в соответствии с заранее условленным и понятным методом толкования. Африканские прорицатели носят с собой мешочки с камнями, частицами костей и другими предметами и артефактами, символизирующими определенные сферы нашей жизни или желаемые результаты. Их можно бросать, как кости, чтобы сформулировать предсказание будущего.
Наиболее известные в мире системы предсказания, такие как китайский И‑Цзин, западноафриканская практика Ифа и европейское Таро представляют собой нечто большее, чем просто инструмент для прорицания будущего. По своей структуре гексаграммы, оду (сочетания, или «книги» предсказания Ифа) и карты объединяют в себе символы, которые воплощают все действующие силы и процессы на Земле, включая и те, что связаны с потусторонним миром. Значение гексаграмм становится понятным благодаря древнейшему тексту И‑Цзин из некрополя Мавангдуй (Китай), где написано, что древние мудрецы запечатлели знания о небесах и земле в гексаграммах. Эти модели помогают обрести форму всему, что находится в постоянном движении, стремясь к своему воплощению. Мир предстает перед вами во всем своем многообразии, сведенном к определенному набору инструментов, адаптированных для ограниченного восприятия людей: шестьдесят четыре гуа, или гексаграммы, И‑Цзин, шестнадцать основных оду и 240 производных комбинаций оракула Ифа и семьдесят восемь карт Таро.
Прорицание призвано показать, какие факторы и силы влияют на нашу жизнь в определенный момент времени, а какие нет. Для опытного гадателя в рамках одной из названных систем отсутствующие элементы обладают не меньшей значимостью, чем те, что отметили свое присутствие. Например, если вы ежедневно раскладываете карты и видите, что определенная карта или масть никогда не появляется в вашей комбинации, то захотите спросить себя, почему этой стихии или энергии нет в вашей жизни. Ее постоянное отсутствие можно сравнить, например, с результатами медицинских анализов, которые выявили недостаток железа в вашем организме.
Великие прорицатели, использующие одну из этих систем, полагаются на свою память, интуицию и способность понимать возникающие образы. Для того чтобы выучить и постоянно помнить передаваемые в устной традиции стихотворения оракула Ифа, необходимы феноменальные способности. Истинный бабалаво («отец тайн», название жреца оракула Ифа) может удерживать в памяти сотню поэтических произведений для каждого из оду и обращаться к ним во время прорицания, чтобы выяснить, какие из них и в каких сочетаниях важны для его клиента в настоящий момент. Опытный прорицатель И‑Цзин вспомнит при виде гексаграммы, образованной монетами или палочками тысячелистника, не только хранящиеся в его сознании комментарии древних мастеров, но и те события, на которые указывала эта гексаграмма в прошлом. Повешенный, Королева Кубков или Семерка Мечей помогут искусному прорицателю на картах Таро совершить прогулку по дворцу своей памяти, где в каждой из комнат сокрыта живая история этих карт, их энергии и влияния. Там есть и огромный зал, в котором карты собраны вместе и вступают во взаимодействие, будто в средневековом карнавале с его загадочными театральными постановками.
Интуиция может обостряться благодаря помощи или, по меньшей мере, покровительству мастеров прошлого. В Китае на протяжении многих поколений палочки тысячелистника, которые используются для бросания оракула И‑Цзин, изготавливаются из материала, тайком собранного на могилах бывших мастеров, включая Конфуция. Бабалаво понимает, что определенный оду не только обозначает предков или ориша (так назваются боги и полубоги религии йоруба), но и может указывать на их вторжение в пространство. Когда выпадает фигура Огуна, жестокого покровителя справедливости и возмездия, все замирает, пока ему поются хвалебные песнопения. Те, кто предпочитает работать с вариантами Таро, появившимися на основе каббалистических традиций или учений западных эзотерических орденов, могут ощутить свою взаимосвязь с людьми, которые ранее избирали этот путь.
Во всех культурах отношение к предсказанию варьируется от безоговорочного доверия до непримиримого скептицизма. Самое здравое мнение по этому вопросу принадлежит, по словам великого римского государственного деятеля и юриста Цицерона, его брату Квинтию, который в своем знаменитом научном труде рассуждает обо всех за и против предсказаний: eventa non causae – обращай внимание на «результат, а не причину». Если метод работает, используй его [2].
* * *
Сновидения считаются универсальным способом предсказания будущих событий. У толкователей сновидений всегда есть работа – даже в обществе, где с пренебрежением относятся к снам. Люди знают, что сны имеют огромное значение, и нуждаются в помощи по трем различным направлениям: понять значение сна, составить список действий, которые нужно предпринять, и уничтожить или отвести от себя влияние неблагоприятных энергий, активизирующихся в темное время суток.
Аристотель утверждал, что «образы сновидений, как и картины, возникающие на глади воды, исчезают при малейшем движении» [3]. Именно поэтому нам нужна помощь в толковании снов, так как их детали размыты и подвержены искажениям. Более древняя и распространенная точка зрения заключалась в том, что людям нужно помочь узнать о происхождении сна, так как не все сны говорят правду. Некоторые сновидения могут оказаться лживыми посланиями злых духов или волшебников, которых греки называли «отправители снов» (онейропомпои).
Кроме того, нам может понадобиться помощь в толковании снов, поскольку, как утверждал Артемидор, «боги любят говорить загадками», порой подвергая нас испытаниям и побуждая расширить восприятие действительности. Аристотель и Артемидор сходились во мнениях относительно того, что самым главным требованием для толкователя сновидений является способность замечать сходство вещей. «Толкование сновидений представляет собой не что иное, как сопоставление сходных элементов», – писал Артемидор [4]. Первые свидетельства о работе толкователей сновидений, которыми мы располагаем, пришли к нам из древней Месопотамии. Здесь человека, к которому люди обращались с просьбой помочь разобраться в своих снах, называли «вопрошающий». На глиняных табличках из Ассура и Ниневии в роли вопрошающего обычно изображается женщина [5]. Судя по заголовкам табличек, она задает вопросы не только сновидцу, но и самому сновидению. Кто или что разговаривало с человеком во сне? Надежны ли воспоминания сновидца? Где происходили события, имевшие место в сновидении? Какая сторона души сновидца – светлая или темная – проявила себя в сновидении? Было ли женское существо «высотой с небо, а размером с землю», возникшее перед юношей на острове Киш, на самом деле великой богиней? [6] Какими были контексты сновидения? Например, спал ли человек в специальной хижине, построенной из тростника и использовавшейся в сновидческих целях после ритуального очищения? Или же он просто отсыпался после веселой попойки?
В Месопотамии непонятный или загадочный сон называли «закрытой корзиной, в которой таится воля богов». Представьте себе плетеную корзину, которая использовалась для хранения нескольких глиняных табличек. Задача вопрошающей заключалась в том, чтобы поднять крышку и помочь разобраться в загадочном содержимом. Дешифровщик клинописи Скотт Ногель полагает, что один из способов сделать это состоял в том, чтобы записать увиденный сон и попытаться обнаружить зрительную или слуховую игру слов в рисунках, наносимых на глину с помощью тростниковой или деревянной палочки для письма [7]. Эта идея, которой пять тысяч лет, кажется удивительно современной: сон, записанный в виде текста, и толковательница сновидений, пытающаяся обнаружить скрытую игру слов.
Но вернемся в мир, который далек от современного психоанализа. Грамотные люди встречаются довольно редко, поэтому вопрошающая использует магию письма. Но у нее есть и другие подручные инструменты. Она может проверить свои догадки с помощью одной из многочисленных систем предсказания: от чтения по звездам до исследования внутренностей принесенного в жертву животного. Также зачастую символической интерпретации подвергается то, что привлекает ее внимание в определенный момент времени: крик лодочника, ветер, качающий стебли тростника. В Месопотамии, как и во многих других культурных традициях человечества, сновидение считалось одним из видов прорицательства. Знаменитый ассирийский сонник из библиотеки царя Ашурбанипала, привезенный в Ниневию в 647 году до н. э. из дома одного экзорциста в Ниппуре, хранился вместе с табличками пророчеств, которые составляли большую часть царской коллекции [8]. На протяжении всей истории простой народ и знать никогда не отделяли толкование сновидений от других способов прочтения будущего с помощью языка знаков и символов.
В Уре и Уруке вопрошающая могла выйти за рамки ограниченных воспоминаний человека о своем сновидении и пережить его полностью, оказавшись в том месте, где разворачивались основные события сна, и задавая свои вопросы внутри этого пространства. Что это означает? На одной из глиняных табличек вопрошающая описывается как «та, кто лежит у головы человека». Один ученый из Оксфорда высказал предположение, что «данный метод заключался в том, чтобы лечь рядом со спящим в надежде почувствовать его состояние или присоединиться к нему во сне, когда тот будет проникать в его голову» [9].
* * *
Сны могут предполагать осуществление определенных действий или даже требовать этого, следовательно, одна из важнейших задач толкователя сновидений состояла в том, чтобы дать совет относительно того, как вести себя после этого сна. Когда в Библии Иосифа призывают для толкования сна фараона, он не только объясняет, что аллегории, связанные с тучными и тощими коровами, а также полными и иссушенными колосьями, предвещают семь лет изобилия, за которыми последуют семь лет голода. Он предлагает фараону конкретный план действий.
Иосиф предлагает фараону назначить мудрого наместника и ввести новые налоги на время семи лет изобилия, чтобы доверху заполнить амбары для хранения зерна к тому моменту, когда в страну придет голод. Фараон решает, что сам Иосиф годится на роль такого наместника. Он получает египетское имя, означающее «Бог говорит, что он жив» [10], и женится на египтянке из знатной семьи, дочери жреца бога Ра.
В обязанность толкователя сновидений также входило совершение отводящих беду действий, которые должны были предотвратить исполнение плохого сна и уничтожить негативную энергию нежелательных событий. Сонник периода Нового царства (папирус Честера Битти, написанный в XIII веке до н. э.) содержит описание весьма интересного ритуала для устранения негативной энергии «плохих» сновидений и информацию о потусторонних силах, которые должны быть в нем задействованы. Первая часть ритуала предполагает символическое очищение сновидца путем натирания его лица хлебом, размоченным в пиве, травами и миррой. После этого сновидец должен рассказать свой сон Изиде, к которой он обращается как к «Матери». Этот акт передачи содержания сна Великой Матери позволяет рассеять его зло. В переводе папируса, выполненном Гардинером, Изида говорит: «Расскажи обо всем увиденном тобой, чтобы все неприятности из твоих сновидений растаяли». Ритуал завершается победным криком сновидца, которому удалось прогнать плохой сон, посланный, чтобы навредить ему, и теперь он готов видеть только приятные сны. «Призови к себе хороший сон, который ты сможешь видеть и днем, и ночью!» [11].
В Месопотамии сюжет плохого сна нужно было изобразить на куске глины, который затем следовало бросить в реку, чтобы он растворился в водной стихии [12]. В Древней Индии, когда царю Ашоке (III век до н. э.) приснился дурной сон, жрецы помогли ему провести ритуал приветствия четырех сторон света и призвать богов, чтобы предотвратить любые негативные последствия этого сна [13]. Рукопись из библиотеки Дуньхуан в Центральной Азии на Великом шелковом пути (800 год н. э.) описывает способы переноса энергии плохих снов на материальные предметы, например кусочки дерева или земли, которые затем уничтожают или разбрасывают [14]. Такая практика подтверждает веру – широко распространенную в истории человечества – в проявление силы сновидений. Сновидение похоже на грозовое облако, готовое разразиться громами и молниями. Когда сон принимает зловещий характер, вы можете просто пожелать или приказать, чтобы его влияние было нейтрализовано; вы должны придумать безопасный способ избавиться от его негативной энергии.
В «Одиссее» Гомера вместе с Пенелопой мы узнаем о двух вратах снов: врата из слоновой кости и врата из рога. Те сновидения, которые приходят к нам через врата из слоновой кости, опасны, необъяснимы и могут не сбыться; а те, что появляются через врата из рога, более понятны и могут исполниться в определенных случаях. Разница между ними заключается, по‑видимому, в степени ясности, а не обмана. Резная слоновая кость имеет темный цвет; полированный рог становится полупрозрачным.
Эти врата вновь появляются в «Энеиде», но Вергилий в своем рассказе о путешествии Энея в подземный мир для встречи со своим отцом Анхисом изменяет их описание. Теперь сны, которые приходят через врата из слоновой кости, считаются лживыми, а те, что появляются через врата из рога, несут правдивую информацию. Это отличие в течение многих веков продолжает оставаться в сознании представителей западной цивилизации, воспитанных на классической литературе.
Но в рассказе Вергилия возникает одно противоречие. Анхис указывает своему сыну обратный путь из Подземного мира через врата из слоновой кости. Возможно, таким способом поэт хочет намекнуть на то, что наше привычное восприятие действительности является всего лишь призрачным сном?
Давайте познакомимся со взглядами одного грека, чье имя ассоциировалось с толкованием сновидений в течение долгих лет. Он написал свою « Онейрокритику» во II веке, во времена философа‑императора Марка Аврелия, благодарившего богов за дарованные ему сны, которые считал признаком их особого покровительства, и великого врача Галена, использовавшего сновидения для постановки диагнозов.