Душе человеческой свойственно движение к красоте невидимой. Бог есть предел всех желаний, успокоение всех созерцаний. Однако, предел недоступный, никогда не достигаемый.
Вопрос о возможности, степени и условиях богопознания рассматривается св. Григорием Нисским, как и другими Каппадокийцами, в связи с критикой учения Евномия о возможности познать сущность Божию. На этот вопрос св. Григорий отвечает формулой: Бог непостижим по существу, но до некоторой степени познаваем в Своей деятельности и проявлениях, как в мире, так и в человеческой душе.
Но Непостижимый по существу Бог частично открывается в Своих творениях. В созданном Им мире отпечатлелись Божественная премудрость, благость, всемогущество, правда и милость. Поэтому, познавая мир, человек может получить представление не о самом естестве Божием, но о свойствах деятельности Божией в мире, и только приближенно. Оно может идти двумя путями — отрицательным и положительным. Путем отрицательным мы устраняем из понятия о Боге все, что не может принадлежать Существу совершенному и высочайшему; идя путем положительным, мы приписываем Богу все совершенства, которые должны мыслиться в Боге в самой превосходной и возвышенной степени.
Ступени богопознания. Св. Григорий путь познания Бога человеком изображает с большими подробностями, чем это дано в творениях св. Василия Великого и Григория Богослова, и сообщает своему учению систематический характер. Высшей формой богопознания он считает экстаз (здесь проявляется оригинальность св. Григория Нисского).
В процессе богопознания человек последовательно проходит три ступени:
1) удаляется от ложных языческих представлений о Божестве и тем переходит от тьмы к свету,
2) познает Бога через созерцание проявлений силы Божией в видимом мире и в душе человека
3) экстатического восхищения.
Если первой ступенью богопознания является отказ от грубых языческих представлений, то на второй ступени человек должен отрешиться от чувственных впечатлений, связанных с органами слуха, зрения, осязания и пр. и использовать только силу абстрактного мышления.
Высшей ступенью богопознания св. Григорий признает экстаз. Учение об экстазе изложено св. Григорием преимущественно в двух сочинениях: “О жизни Моисея законодателя” и в “Точном изъяснении Песни Песней”.
В первом, написанном в подражание трактату Филона под таким же заглавием, жизнь пророка изображается как ряд духовных побед, принесших ему созерцание в экстазе сущности Божией. В комментариях на Песнь Песней изображается состояние души человеческой, с томительной жаждой стремящейся к единению со своим Женихом - Христом. По мере нравственного очищения она постигает Бога все более и более. Но достижение каждой ступени богопознания открывает перед ней ряд новых ступеней. Предмет ее стремления всякий раз “улетает от объятия ее помыслов”, лишь возбуждая еще большую жажду познания (3: 157).
Этот продолжительный процесс завершается экстазом. Описывая экстатическое состояние, св. Григорий указывает в нем следующие характерные черты:
1. Внезапное и неожиданное наступление его для человека.
2. Полное отрешение мысли как от чувственных ощущений и представлений, так и от рассудочных понятий.
3. Приостановка потока душевных переживаний и соприкосновение души с неподвижной вечностью.
4. Возгорание чувства любви к Богу и единения с Ним, напоминающее состояние опьянения.
5. Приближение человека к познанию сущности Божией, но не свойств, открывающихся в делах Божиих, — однако, прикасаясь к Божественной сущности, человек и в экстатическом состоянии ощущает лишь непостижимость и безгрешность Божества, полнота Божественной жизни и в этом состоянии для него остается недоступной.
Особенности учения св. Григория о богопознании получили дальнейшее развитие в памятнике “Корпус Ареопагитикум” и у св. Максима Исповедника (+ 662 или 663 гг.).
Учение о Боге.
В созерцании св. Григория Нисского Бог есть, прежде всего, полнота, Бог Сам в Себе имеет движение жизни, или, точнее сказать, есть Жизнь.
На раскрытие учения о Боге у св. Григория оказала влияние через Оригена неоплатоническая система. Подобно неоплатоникам, Бог мыслится св. Григорием как совершеннейшее Бытие, Благо и Красота. Лишь Богу принадлежит бытие в собственном смысле, внебожественный мир существует постольку, поскольку он причастен Сущему. Бытие само по себе является благом, а небытие злом. Поэтому, обладая абсолютным бытием. Бог является и абсолютным Благом, а все тварное имеет бытие только по причастию к Божеству и благим может быть названо лишь в относительном смысле.
Благость, имеющая источник этого свойства в самой себе, в то же время является и самобытной Красотой. Красота в вещественных предметах представляет отражение идеи красоты в материи, поэтому она не может обладать постоянством. Красота видимого мира как бытия несамобытного, определяется лишь причастием его высшей Божественной Красоте.
Обладая полнотой Бытия, самобытным Благом и высшей Красотой, Бог является предметом неутомимых стремлений всего, всякого дыхания жизни, о чем с воодушевлением говорит св. Григорий в комментариях на книгу Песнь Песней.