Центральной фигурой периода схоластики был Фома Аквинский (1221-1274 гг.), соединивший интеллектуализм с неколебимой верой. Его основные сочинения: «Сумма против язычников», «Сумма теологии», «О спорных вопросах истины».
Фома Аквинский, обращаясь к Аристотелю, делает шаг, многим показавшийся еретическим: он пытается примирить великого грека с Христом. Аристотель для Фомы Аквинского – воплощение авторитета разума, с позиций которого он сам идет к вере. Размышляя над проблемой соотношения веры и разума, Фома утверждает, что бытие Бога не доказуемо, оно воспринимается только верой, тем не менее, человек нуждается хотя бы в косвенных доказательствах Его бытия. Предшественники Фомы Аквинского допускали возможность двух истин, поскольку наука познает одни объекты, теология – другие. Рациональная мысль Фомы Аквинского предлагает другое решение. Наука и теология направлены к одному и тому же, но идут разными путями, поэтому их методы различны. Теология идет «от Бога» к миру, к человеку, ученый, напротив, идет от фактов к обнаружению того, что стоит за ними, постепенно «восходит к Богу». Все, что нельзя доказать или проверить с помощью опыта, относится к сфере теологии. К истинам, не подлежащим вообще суду разума или науки, относятся догматы веры. Такое решение проблемы получило название «учение о двойственности истины», позже ставшее важнейшей стороной официальной доктрины Ватикана.
Вопрос 2.
Яркими представителями русской интеллигенции XX века были Николай Александрович Бердяев(1874-1948) и Сергей Николаевич Булгаков(1871-1944).
Булгаков – философ, теолог. родился в семье православного священника. Бердяев – религиозный и политический философ, выходец дворянского старинного рода. Жизненный путь их очень схож. Увлечение марксизмом и постепенный приход к православию.
Знакомство их произошло в Киеве. Оба обращаются к христианской религии, но, не довольствуясь ее современным состоянием, пытаются внести новации. Эти новации идут из желаия совместить традиционное христианство с запросами современности. Их не устраивает религия трансцендентного, так как жизнь, по их мнению. Требует имманентной причастности. Поэтому они занимаются богоискательством.
Булгаков в своем исследовании следует учению Соловьева и находит новую духовную реальность – Софию, позволяющую осуществить синтез трансцендентного и имманентного.
Бердяев же считает Софию женским началом, а значит пассивным. Сам же он ориентирован на мужское, активное. Поэтому синтез он ищет в человеке. В его нетленном образе. Он выявляет две Софии – Софию как идеальную душу мира, которая вочсприемлет воздействие Бога, Логоса, и реальную душу мира как Природу, которая восприемлет человеческую актианость.
Принципиальная разница во взглядах заключалась и в том, что Булгаков считал не приемлемыми использования элементов философского дискурса в области богословия. Бердяев наоборот, отстаивал плодотворность философского обсуждения богословских вопросов.
Позже, оба мыслителя классифицировали свою религиозную позицию как панентеизм, т. е. нахождение мира в Боге, пронизанность его божественной энергией. Не достигли общего консенсуса лишь в характеристике творчества человека. Если для Бердяева творчество есть проявление свободы, активности человека, а значит, в нем есть элемент ничто, то для Булгакова образцы и идеалы творения пред заданы в Небесной Софии и человек лишь обязан воплощать их в мире.
В способе мышления этих величайших философов хх века было много общего. Это общее заключалось в общности мифологического мышления и воспроизводимых ими мифах. Действительно, миф о Софии воспроизводился обоими мыслителями, только интерпретировался по- разному.