Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Глава 13. Политико-правовая мысльв Германии.




ность к разуму: «Что разумно, то действительно; и что дей­ствительно, то разумно».

Основные работы: «Феноменология духа» (1807); «Наука логики» (1812-1816); «Энциклопедия философ­ских наук» (1817); Философия права» (1821) — «руковод­ство к лекциям по философии права», которые Гегель чи­тал в Берлинском университете.

Содержание политико-правового учения Гегеля. Г.В.Ф. Гегель выступил против господства обывательских представлений о праве и государстве. «Мысль о праве не есть нечто такое, чем каждый обладает непосредственно. Лишь правильное мышление, т.е. мышление через поня­тия, дает знание о предмете».

В подтверждение этому он приводит пример: у каждого есть пальцы, каждому можно вложить в них краски и кис­ти, но не каждый станет художником.

В отличие от Платона, который конструировал идеаль­ные государства, Гегель стремился:

■S «постичь и изобразить государство как нечто разум­ное в себе»;

■S «показать, как государство, этот нравственный уни­версум, должно быть познано»;

S «не поучать государство, каким ему следует быть».

В отличие от правоведов, изучавших действующее зако­нодательство, которое внутренне противоречиво, Гегель как философ права стремился найти идею права, т.е. «по­знать и постигнуть мысли, лежащие в основе права»: «Пра­во состоит в том, что наличное бытие вообще есть налич­ное бытие свободной воли. Тем самым право есть вообще свобода как идея».

Право проходит в своем развитии три стадии:

1) абстрактное право;

2) мораль;

3) нравственность. *

Под, абстрактным правом Гегель понимал правоспособ­ность личности, которая имеет свободную волю. Абстрактное право может выражаться в различных формах. Гегель разли­чал следующие формы выражения абстрактного права:

1. Собственность — «это инобытие свободной воли во вне­шних вещах». Следствия такого понимания собственности:

а) собственность может быть только частной, поскольку свободная воля может принадлежать только индивиду;


13.2. Политико-правовое уч е ние Г:В.Ф Гегеля___ 217

б) рабство неправомерно, поскольку собственник может
вкладывать свою волю только в вещи, а не в человека;

в) собственность не может быть равной.

2. Договор — это «собственность в ее опосредованной
форме». Через договор приобретается право собственнос­
ти. Гегель выступал за свободу договоров.

3. Нарушение права (неправда, обман, преступление).
Оно возможно в различных сферах:

а) в сфере гражданского права: в случае оспаривания
или нарушения договоров одна из сторон может заявить о
своем праве, которого нет. Это непреднамеренная граждан­
ская неправда, когда имеет место ошибочное противопос­
тавление одним лицом своего права — праву другого лица.
Это противоречие разрешается в суде;

б) в сфере уголовного права:

• обман — это форма сознательного нарушения права.
Лицо знает, что действует в противоречии с правом, но де­
лает вид, как будто его уважает (оплата товаров фальши­
выми деньгами). Обман снимается путем наказания;

• преступление — это «право в его нарушении». Отрица­
ются право в себе (как таковое) и особенная воля отдельно­
го лица. Гегель использует логическую триаду; право —
преступление
наказание (право отрицается преступлени­
ем, а преступление отрицается наказанием; через нака­
зание восстанавливается нарушенное и лишенное силы

право).

В отличие от своего современника Ансельма Фейербаха, который уподоблял преступника собаке, на которую допус­тимо замахнуться палкой, Гегель призывал видеть в пре­ступнике не объект карательной власти государства, а:

• полноправного участника судебного процесса;

• человека, со свободой и достоинством которого необ­
ходимо считаться.

Ансельм Фейербах (1775-1833) — немецкий ученый, ос­нователь «классической» школы в уголовном праве.

Под моралью Гегель понимал внутреннее самоопределе­ние свободной воли, т.е. намерения, цели, мотивы, — его интересовала субъективная сторона человеческого поведе­ния: «Поскольку человек хочет, чтобы о нем судили по его самоопределению, он в этом отношении свободен, как бы ни сложились внешние определения»; «ценность человека определяется его внутренним побуждением...».


I


218 Глава 13. Политико-правовая м ыс ль в Германии,..

Только с позиций морали можно оправдать правонару­шение: «Если, например, жизнь может быть поддержана посредством кражи куска хлеба, то этим, правда, поражает­ся собственность другого человека, но было бы неправо­мерно рассматривать этот поступок как обычное воров­ство».

Под нравственностью Гегель понимал осуществление свободной воли в общественных отношениях. Он различал три вида объединения индивидов, в которых формируется нравственность: семья; гражданское общество; государство.

Семья — осуществление свободной воли в семейно-брачных отношениях. Брак — это правовая нравственная любовь, а не контракт и не физическая сторона.

Гражданское общество — это не сумма индивидов, а связь людей через их потребности, через разделение труда, через правовые учреждения, через внешний порядок. Гражданское общество основано на абстрактном праве: за каждым признаются правоспособность, право частной соб­ственности, свобода заключения договоров и др. Все это обеспечивается благодаря позитивному праву.

Позитивное право должно быть общепризнанным, т.е. «знаемо и волимо всеми». Это возможно лишь тогда, когда оно ясно и связно изложено в доступных для каждого зако­нах. И потому Гегель выступал:

против возвеличивания обычного права, содержание ко­
торого часто непонятно, знание его случайно и является
уделом немногих;

за кодификацию, которая позволяет избежать право­
вых недоразумений и помешать тому, чтобы судья играл
роль законодателя.

Знание позитивного права не должно быть привилегией «сословия юристов», оно должно быть делом всех: «...так же, как не надо быть сапожником, чтобы знать, годятся ли башмаки, не надо быть специалистом, чтобы обладать зна­ниями о предметах, представляющих собой общий инте­рес». Таким образом, для членов гражданского общества право должно быть не «чуждой» действительностью, а вы­ражением разумной всеобщности.

К недостаткам позитивного права Гегель относил следу­ющие:

1) в праве могут быть элементы случайности, произво­ла, т.е. то, что утверждается как право, может отличаться от того, что есть право в себе;


_____ 13.2. Политико-правовое учение Г.В.Ф Гегеля_____ 219

2) право характеризуется абстрактностью, но применя­
ется к индивидуальным случаям;

3) невозможно объяснить, почему, например, установ­
ленная правом сумма штрафа должна быть именно такой, а
не иной. Почему принуждают к уплате штрафа «в пять та­
леров или в четыре талера двадцать три гроша»?

Правосудие — важный институт гражданского общества. Недостаточно, чтобы субъективное право индивидуума закреплялось только ясно изложенным и доступным для понимания законом. Индивидуум должен знать, как этот закон применяется в суде, поэтому правосудие должно быть открытым, что способствует росту доверия граждан к праву. Индивидуум также имеет право и обязанность раз­решать правовые споры в суде. Это отличает современную правовую систему от феодальной, где тот, кто имел власть, не появлялся перед судом. Кроме того, Гегель был сторон­ником правовой аксиомы, согласно которой никто не мо­жет быть судьей в своем собственном деле.

Гегель высказывался против того, чтобы граждане ста­новились крепостными сословия юристов, а такая угроза существует, поскольку юристы утверждают свою исключи­тельность, оперируя чуждой гражданам терминологией.

Гегель выступал за суд присяжных, так как не требуется особых знаний, чтобы установить, что произошло, каковы мотивы преступления и т.д.

Гражданское общество, по мнению Гегеля, это сфера ча­стных интересов. Оно состоит из сословий. Сословная при­надлежность индивидуумов определяется потребностями, трудом и культурой этих индивидуумов. Гегель выделял

три сословия:

1) субстанциональное сословие — это дворяне и кресть­
яне, которые составляют основу общества, непосредствен­
ная связь с землей делает главное, поэтому роль трудолю­
бия и разума вторична;

2) промышленное сословие — фабриканты, торговцы,
ремесленники, это сословие не может рассчитывать на
природу, чтобы достичь в своей деятельности желаемых
результатов. Для этого сословия главное — разум и расчет.
Промышленному сословию не присуща нравственность,
поэтому ее следует поддерживать искусственно. Гегель вы­
ступал за создание объединений людей по профессиональ­
ному признаку, призванных поддерживать профессиональ­
ную честь;


220 Глав а 13. Политико-правовая мысль в Германии...

3) всеобщее сословие — чиновники. Чиновник как осо­бенный индивидуум сознательно работает для всеобщего блага и в этом находит удовлетворение. Для выполнения своей работы чиновник должен быть свободен от произво­дительного труда.

В принадлежности к сословию индивидуум перестает быть только частным лицом — вот нравственный момент.

Еще одним видом нравственного объединения индиви­дов, вслед за семьей и гражданским обществом, Гегель на­зывал государство.

Государство — это цель сама по себе, «абсолютная, не­подвижная самоцель, в которой свобода достигает своего высшего права, и эта самоцель обладает высшим правом по отношению к единичным людям, чья высшая обязанность состоит в том, чтобы быть членами государства».

Только в государстве человек становится человеком: «Разумное назначение человека — жить в государстве... Индивид лишь постольку истинен и нравственен, посколь­ку он есть член государства».

В вопросе о происхождении государства Гегель высказы­вался против договорной теории: «Привнесение договор­ного отношения, так же как и отношений частной собствен­ности вообще, в государственное отношение привело к величайшей путанице в государственном праве и действи­тельности».

Гегель рассматривал государство как внутренний орга­низм и как внешний организм.

В первом случае он расчленяет власть на логические мо­менты.

1. Законодательная власть устанавливает всеобщее. За­конодательное собрание имеет двухпалатную структуру. Одна палата — наследственная, состоящая из представите­лей земельной аристократии. Имущественное обеспечение дворян делает их независимыми от правительства и наро­да, они не стремятся к получению выгоды, поэтому более всего приспособлены к государственной деятельности. Другая палата — выборная, состоящая из депутатов, кото­рые делегируются промышленными корпорациями. Ее на­значение: обеспечить гласность обсуждения государствен­ных дел, отражение изменчивых интересов гражданского общества. Гегель был сторонником сословно-профессио-нального представительства в государстве.


 

 

13.2. Политико-правовое учение Г.В.Ф Гегеля

2. Правительственная власть, которая подводит особен­
ное и единичное под всеобщее. Представляет собой иерар­
хию чиновников: ошибка в одном звене может быть ис­
правлена в другом. Правительственной власти присущи
знание и дальновидность, чуждые народу: «Высшие госу­
дарственные чиновники имеют по необходимости более
глубокий и широкий взгляд на... потребности государства,
больший навык и привычку в государственном управлении
и могли бы отлично вести дело без народного представи­
тельства».

3. Княжеская власть. Монарх (князь) своей подписью
делает закон законом, ставит точки над «i». Суверенитет
принадлежит монарху, а не народу.

Государство как внешний организм. В отличие от Канта Гегель выступал против идеи вечного мира. Он считал, что:

S путем войн решаются споры между государствами;

■S если бы не было войн, то человечество было бы болотом;

•/ человеческая история движется в борьбе противопо­ложностей, поэтому войны неизбежны;

S во время войн люди понимают, что они — для госу­дарства, а.не государство для них;

■S удачные войны «не давали развиться внутренним смутам и укрепляли государственную власть».

Почему Гегель относился к войне иначе, нежели Кант? Гегель писал во время и после наполеоновских войн, по­трясших европейские народы, и потому для него нацио­нальные проблемы заслонили собой космополитические представления Канта о вечном мире.

Гегель рассматривал государство с точки зрения всемир­ной истории.

Всемирная история — это эволюция духа к свободе. Ге­гель различает следующие исторические периоды:

• восточный мир;

• греческий мир;

• римский мир;

• германский мир.

Он писал: «Восток знал и знает только, что один свобо­ден, греческий и римский мир знает, что некоторые свобод­ны, германский мир знает, что все свободны». Этим раз­личным периодам в развитии свободы соответствуют типичные формы государственного правления:

• деспотизм;

• демократия;


             
   
   
 
 
 
 
 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-28; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 413 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Так просто быть добрым - нужно только представить себя на месте другого человека прежде, чем начать его судить. © Марлен Дитрих
==> читать все изречения...

2498 - | 2247 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.