Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Глава 22. Политическая и правовая мысль в России




во второй половине XIXначале XX в.................................... 360

22.1. Государственно-правовые воззрения

Г.Ф. Шершеневича..................................................................... 360

22.2. Государственно-правовые взгляды Н.М. Коркунова...... 364

22.3. Государственно-правовые воззрения

П.И. Новгородцева..................................................................... 367

22.4. Политико-правовые взгляды И.А. Ильина..........,.............. 371

22.5. Политико-правовое учение Б.А. Кистяковского................ 377


___________________ Оглавление_____________________ 7

Вопросы для самоконтроля................................................................ 389

Литература............................................................................................ 390

Глава 23. Политические и правовые учения в конце XIX —
первой трети XX в...............................................................................
392

23.1. Социологическая теория права Рудольфа Иеринга......... 392

23.2. Политико-правовое учение Георга Еллинека.................... 400

23.3. Школа «свободного права» начала XX в.

Евгений Эрлих............................................................................. 403

23.4. Политико-правовое учение Эмиля Дюркгейма................. 408

23.5. Солидаристская теория права и государства

Леона Дюги.................................................................................. 414

23.6. Политико-правовое учение Мориса Ориу.......................... 418

23.7. Неокантианские концепции права.

Рудольф Штаммлер................................................................... 423

23.8. Учение Макса Вебера о государстве и праве.................... 429

23.9. Психологическая теория права Л.И. Петражицкого........ 438

Вопросы для самоконтроля................................................................ 442

Литература............................................................................................ 443

Глава 24. Политические учения как основа новой науки —

политологии.......................................................................................... 445

Вопросы для самоконтроля................................................................ 451

Литература............................................................................................ 451

Глава 25. Политические и правовые учения на Западе
(первая треть XX — конец XX в.).............................................
....А52

25.1. Правовое учение Жоржа Гурвича........................................ 452

25.2. Нормативистская теория права и государства

Ганса Кельзена........................................................................... 458

25.3. Социологическая юриспруденция Роско Паунда............ 462

25.4. Реалистическая школа права в США................................... 466

25.5. Неотомистская теория права Жака Маритена................. 469

25.6. Основные направления современной политической
мысли во Франции..................................................................... 476

Вопросы для самоконтроля................................................................ 486

Литература............................................................................................ 487

Литература ко всему курсу............................................................. 488

Персоналии............................................................................................ 490

Об авторах..............................................................................................495


Предисловие


g


 


Предисловие

Предлагаемый учебник по курсу истории политических и правовых учений адресован прежде всего будущим юрис­там. В этом курсе представлена панорама политического и правового мышления за период времени, исчисляемый двумя с половиной тысячами лет, что позволит студентам познакомиться с многообразием политического и правово­го мышления; анализируются политические и правовые учения как западных, так и российских мыслителей.

Курс предоставляет студентам возможность выявить различные приемы аргументации в обоснование того или иного тезиса о природе политических и правовых явлений и обнаружить идентичность этих приемов на протяжении столетий. Политическое и правовое мышление авторов различных доктрин может стать фундаментом для форми­рования и развития собственного политического и право­вого мышления студентов.

Материал данного учебника преднамеренно подвергнут некоторой формализации. Студентам предлагается проана­лизировать политические и правовые доктрины по опреде­ленному алгоритму. Вначале необходимо выяснить, кто яв­ляется автором учения. Далее следует определить, в какое время разрабатывалось это учение (назвать век), в какой стране, в каких основных произведениях автора оно было изложено. Затем уместно вспомнить мыслителей (современ­ников автора или мыслителей прошлого), под влиянием ко­торых находился рассматриваемый автор или с кем он ак­тивно полемизировал. После этого нужно проанализировать структуру конкретного политического или правового уче­ния, которая имеет логическое основание, содержательную и программную части.

Содержательная часть политического или правового учения разбита на отдельные смысловые рубрики. Приво­дятся таблицы, в которых представлены классификации политических и правовых явлений одного из мыслителей,


или таблицы, позволяющие сравнить политические и пра-новые взгляды нескольких мыслителей между собой. Пред­ставляется, что эти средства дают возможность студентам задействовать различные виды памяти для усвоения мате­риала курса истории политических и правовых учений.

Отдельные политические и правовые учения снабжены комментариями сложных или неоднозначных понятий, ко­торые использовал автор учения. Там, где это необходимо, дается словарь терминов и выражений. Каждая тема завер­шается вопросами для самоконтроля и списком литерату­ры, рекомендуемой для самостоятельного изучения.

В результате успешного освоения курса истории поли­тических и правовых учений у студентов должны сформи­роваться значимые ассоциации с именем того или иного мыслителя, поэтому так важно уяснить то оригинальное, что внес данный мыслитель в политический и правовой дискурс. Так, с именами некоторых древнегреческих софис­тов связаны противопоставление естественного права пра­ву позитивному и критика позитивного права с позиций естественного права. Платон вошел в историю политиче­ской и правовой мысли как философ, разработавший два проекта идеального государства, согласно одному из кото­рых лучшими правителями государства могут быть только философы. Ж.-Ж. Руссо выступил в защиту непосредствен­ной демократии, создав теорию народного суверенитета. Анархистские доктрины, распространившиеся в Западной Европе в XIX в., явились свидетельством фундаментальной критики государства и законов.

Курс истории политических и правовых учений для вдумчивого студента может стать хорошей школой плюра­лизма политического и правового мышления.


1.1. Предмет, содержание и значение истории...



 


Глава 1

ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ

И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ КАК

НАУЧНАЯ И УЧЕБНАЯ

ДИСЦИПЛИНА

1.1. Предмет, содержание и значение истории политических и правовых учений

История политических и правовых учений — одна из научных дисциплин государственно-правового цикла, изу­чаемых на юридических факультетах высших учебных за­ведений России. В число таких дисциплин входят также теория государства и права, история отечественного госу­дарства и права, история государства и права зарубежных стран, конституционное право России, конституционное право зарубежных стран, административное право.

Отличие истории политических и правовых учений от перечисленных научных дисциплин определяется предме­том изучения. Предмет истории политических и правовых ученийполитические и правовые учения в их историче­ском своеобразии. В рамках данной дисциплины анализи­руются политико-правовые учения мыслителей, начиная с глубокой древности и заканчивая современной эпохой. По­этому история политических и правовых учений — это ис­тория особого рода мыследеятельности. В числе авторов, представленных в курсе истории политических и правовых учений, — греческие софисты, Платон и Аристотель, Фома Аквинский и Марсилий Падуанский, Кант и Гегель, Кель-зен и Маритен и др.


История политических и правовых учений наиболее тесно связана с теорией государства и права, но различает:>ти две научные дисциплины следующее:.

• теория государства и права (впрочем, как и любая на­
ука) — это систематизация знаний, прежде всего современ­
ных знаний о современных государстве и действующем
сейчас праве, это некий общий ориентир для практику­
ющего юриста;

• история политических и правовых учений — это сис­
тематизация многовекового опыта индивидуального (не
коллективного) осмысления государственно-правовых яв­
лений.

Зачем будущим юристам изучать историю политиче­ских и правовых учений?

Изучение этого курса позволит студентам понять сущ­ность плюрализма политического и правового мышления как основы открытого информационного общества, в кото­ром никто не обладает монополией на истинное понимание политико-правовой действительности. Этот курс предос­тавляет студентам возможность познакомиться с различ­ными, конкурирующими между собой способами аргумен­тации, которые можно использовать для обоснования того или иного политико-правового тезиса. Изучение истории политических и правовых учений поможет обнаружить ус­тойчивость и повторяемость некоторых решений полити­ко-правовых проблем на протяжении веков. Поэтому осво­ить курс истории политических и правовых учений значит сделать шаг вперед в направлении к компетентности в воп­росах понимания сущности политико-правовых явлений.

Источником знаний о политике-правовых учениях про­шлого и настоящего служат исторически значимые полити­ко-правовые произведения. Этому критерию соответствуют:

• произведения, которые не утратили свою значимость
за многие столетия и оказали серьезное воздействие на раз­
витие последующей политико-правовой мысли. Например,
работа Платона «Государство» (IV в. до н.э.) оказалась в
высшей степени актуальной для Т. Мора, написавшего
«Утопию» (XVI в.); идеи Аристотеля, высказанные им в
работе «Политика» (IV в. до н.э.), вновь зазвучали в рабо­
тах Фомы Аквинского «Сумма теологии», «О правлении
государей», написанных в XIII в. В свою очередь работы
французского философа XX в. Ж. Маритена («Человек и
государство», «Права человека и естественный закон»)


12 Глава 1. История политических и правовых учений...

концептуально связаны с уже названной работой Фомы Аквинского «Сумма теологии»;

• произведения, оказавшие колоссальное влияние на со­
временников; авторов этих произведений можно назвать
«рупорами эпохи». Например, известно, что работа Мон­
тескье «О духе законов», опубликованная в 1755 г., в тече­
ние последующих полутора лет выдержала около 20 изда­
ний в Западной Европе. Этот факт свидетельствует о том,
что Монтескье уже при жизни стал известным европейским
политическим и правовым мыслителем. Другой пример
прижизненной известности — «Манифест Коммунистиче­
ской партии» Маркса и Энгельса. Он был опубликован на
немецком и французском языках в 1848 г., на английском
языке — в 1850 г., вскоре появились датское и польское, а за­
тем русское и американское издания;

• произведения, не получившие широкой известности
при жизни автора, но значительно позднее их интеллекту­
альная ценность была признана. Например, работы италь­
янского философа Дж. Вико (1668-1744) «О единствен­
ном начале и единственной цели всеобщего права (1720),
«Основания новой науки об общей природе наций» (1725)
получили признание лишь спустя почти столетие. Извест­
но, что своими исследованиями истории развития права
Вико на столетие опередил представителей немецкой исто­
рической школы права.

В курсе истории политических и правовых учений изу­чаются следующие группы мыслителей в зависимости от их рода занятий:

философы: греческие софисты, Платон, Аристотель,
Локк, Спиноза, Кант, Гегель, Маритен и др.;

юристы: римские юристы, Воден, Монтескье, Сави-
ньи, Пухта, Остин, Бергбом, Кельзен, Паунд и др.;

историки: Полибий, Вико, Татищев; -

социологи: Конт, Спенсер;

политические деятели: Пересветов, Бабёф, Сперан­
ский, декабристы.

Политическое и правовое учение, как и всякое учение, или доктрина, предполагает наличие трех элементов:

1) логической основы: мифологии; философии (реляти­
визм, скептицизм, агностицизм, рационализм и др.); рели­
гии; науки (психология, биология, социология и др.);

2) содержания: решение той или иной политической и
правовой проблемы (обоснование договорного происхож-



1.2. Становление и развитие политико-правовой идеологии 13

дения государства, обоснование суверенитета государства

" др.);

3) программной части, т.е. вывода, который делает сам аитор, или вывода, который логически вытекает из его уче­ния.

На основании исследования программной части поли­тическое и правовое учение можно причислить к тому или иному направлению (школе) политической или правовой мысли: социологической школе права; школе юридическо­го позитивизма; политическому реформизму, или радика­лизму, и др.

1.2. Становление и развитие политико-правовой идеологии

Становление и развитие политико-правовой идеологии можно проследить, анализируя содержание политических и правовых учений с глубокой древности.

Содержание политических и правовых учений определя­ется темами, выбранными для осмысления различными ав­торами. В их выборе существует некоторая закономерность. Темы формулируются мыслителями, включенными в опре­деленную социальную среду (экономическую, культурную, политическую, правовую). Эта среда может существенно меняться от одной эпохи к другой, от одной страны к другой, поэтому политико-правовые учения развиваются неравно­мерно. Примерами особенно интенсивного развития поли­тической и правовой мысли могут служить политические и правовые учения греческих софистов (V в. до н.э.) и фран­цузских просветителей (XVIII в.).

На фактор обусловленности политических и правовых учений социальной средой обратил внимание российский правовед Борис Николаевич Чичерин. Он считал, что в древнем мире не было церкви и гражданского общества в современном их понимании, а «политический союз был на­чалом всего». Это нашло соответствующее отражение в по­литической мысли древних греков: «Государство представ­лялось древним философам естественным образованием, корни которого скрывались в глубокой древности». Этому тезису Б.Н. Чичерина вполне соответствует, например, представление Платона о том, что государство возникает в силу очевидности общественного разделения труда. Анало-


14 Глава 1. История политических и правовых учений...

гичное понимание связи между жизнью древних греков и политико-правовыми учениями того времени можно обна­ружить у американского исследователя В. Вильсона, впо­следствии ставшего президентом США. Вильсон полагал, что «в Греции трудно найти следы политической мысли, стремящейся ограничить общественную власть во имя не­отчуждаемых прав личности. Как в греческом, так и в рим­ском представлении правительственная власть была столь же древней, как и само общество, она была его верным от­ражением и воплощением».

В эпоху Средних веков сформировалась христианская церковь. По мнению Б.Н. Чичерина, в это время «полити­ческое мышление вращалось вокруг спора между светской властью и церковной». Следует признать, что политико-правовое учение Фомы Аквинского — яркое тому подтвер­ждение.

В Новое время, считал Б.Н. Чичерин, в Западной Европе происходят существенные изменения: «Воздвигается новое государство, возвышаясь над церковью и гражданским об­ществом. Спор заканчивается в пользу светской власти. Исходная точка мышления иная, нежели в древнем мире. Мыслители Нового времени видели перед собой не веками установленный политический организм, а хаос средневеко­вых сил, столкновение властей. Государство представля­лось им необходимым выходом из анархии. Заботились об установлении первоначальных условий общежития, и прежде всего власти, охраняющей порядок. Эти условия они выводили логическим путем из требований разумного общежития». Основываясь на таком взгляде Чичерина, можно объяснить появление в XVI в. теории государствен­ного суверенитета Бодена, в соответствии с которой сред­ством преодоления средневекового хаоса во Франции мог­ло стать только сильная государственная власть. Этот же взгляд Чичерина помогает понять то рациональное объяс­нение государства, который искали многие философы в XVII-XVIH вв. Эти философы (Гроций, Гоббс, Локк, Рус­со и др.) сделали вывод: в основе государства лежит обще­ственный договор.

Если попытаться объяснить специфику политического мышления в Европе в конце XIXначале XX в., то можно, в частности, найти ответ на этот вопрос у французского ученого, профессора публичного права Карре де Мальберга (1861-1935), который в своей работе «К вопросу об общей


______ 1.3. Возникнове н ие науки истор ии полит ических...____ 15

теории государства» Писал: «С 1871 по 1914 год мир дол­жен был жить в условиях возрастающей угрозы немецкой гегемонии... Тем самым в милитаризованной Европе, все­гда готовой вступить в войну, концепт государства глав­ным образом развивался в направлении идей силы, мо­гущества и, следовательно, господства над индивидами национального сообщества». Этот вывод Мальберга под­тверждают, например, определение государства Энгельса, для которого оно выступало орудием господства одного класса над другим, или определение М. Вебера, для которо­го государство сводилось к монополии на легитимное при­менение физического насилия.

1.3. Возникновение науки истории политических и правовых учений в России

Впервые в России курс «История политических уче­ний» стал читать в 60-е гг. XIX в. в Московском универси­тете русский правовед Б.Н. Чичерин. Он же издал «Исто­рию политических учений» в пяти томах (1869-1902). В этом курсе рассматривались не только политические, но и правовые учения. Следует заметить, что в Англии и США издания, в какой-то степени подобные пятитомному изда­нию Чичерина, появились лишь в начале XX в. в Англии — работа Карлайлов (R. W. et A. J. Carlyle) «История средне­вековой политической теории на Западе» (1903), в США — трехтомник «История политических теорий» (1902-1920) Данинга (W. D. Dunning).

В конце XIX в. в России появляются курсы лекций по истории философии права: в Казани Г.Ф. Шершеневич из­дает «Историю философии права» (1896); П.И. Новгород­цев в Москве— «Историю философии права» (1897); в Санкт-Петербурге Н.М. Коркунов — «Историю филосо­фии права» (1898); в Киеве Е.Н. Трубецкой — «Лекции по истории философии права» (1901). В этих курсах также затрагивалась и политическая проблематика.

Эти курсы лекций по истории политических учений и по истории философии права представляют собой истоки современного отечественного учебного курса «История по­литических и правовых учений».

В советское время учебный курс «История политических и правовых учений» делился на домарксистский и марксист­ский периоды. Считалось, что с появлением марксистского


Г"»


16 Глава 1. История политических и правовых учений...

политико-правового учения произошел радикальный «пере­ворот» в учениях о государстве и праве. В настоящее время этот идеологический постулат преодолен, и марксистское учение о государстве и праве занимает лишь одну из ниш по­литико-правового дискурса, относящегося ко второй полови­не XIX в.

1.4. Актуальные проблемы истории политических и правовых учений

Как история политических и правовых учений связана с современностью?

Следует признать, что существуют вечные темы полити­ко-правового дискурса наряду с постоянно возникающими новыми. Эти вечные темы продолжают волновать каждое новое поколение мыслящих людей. Поэтому для компетент­ного решения той или иной политико-правовой проблемы в настоящее время необходимо знание традиций их рассмот­рения в прошлом, прежде всего знание различных способов аргументации в пользу того или другого решения.

Какие же темы политико-правового дискурса, рассмат­ривавшиеся в прошлом, не потеряли своей актуальности и в настоящее время?

1. Каким должно быть государство в XXI в.: правовым («минимальным») или социальным (государством «всеобще­го благоденствия»)"}

Учение о правовом государстве оформилась еще в пер­вой трети XIX в. в Германии. Это учение развивали немец­кие правоведы Молль, Гнейст, Шталь и др. Но это учение не потеряло своих приверженцев и в конце XX в. В каче­стве примера можно назвать профессора философии Гар­вардского университета Р. Нозика, автора книги «Анархия: государство и утопия» (1974). Р. Нозик — сторонник кон­цепции правового государства и противник концепции со­циального государства. Само появление его работы в изве­стной степени объяснимо. Ведь именно на 70-е гг. XX в. приходится, как пишет один из современных исследова­телей, «кризис государства всеобщего благоденствия, наб­людавшийся в индустриальных обществах. Он посеял сом­нение во всемогуществе государства и его способностях приноравливаться к любым изменениям».

Автор книги «Анархия: государство и утопия» считает, что только «минимальное государство» — единственный


I


 

 

1.4. Актуальные проблемы истории... учений

тип государства, который можно оправдать, поскольку «минимальное государство» не нарушает прав индивида. Функции такого государства должны сводиться исключи­тельно к защите от насилия, воровства, обмана и к выпол­нению договоров. При этом государство должно быть не­восприимчиво к социальным проблемам и к проблемам защиты окружающей среды. Свободное общество, по Р. Но-зику, не допускает установления «моделей распределе­ния», так как это ведет к вмешательству в права человека; государство незаконно присвоило себе право обогащать од­них за счет других. Р. Нозик критикует также факты ис­пользования государства для своих целей различными мощными экономическими группами. По его мнению, «ми­нимальное государство» обладает следующими достоин­ствами:

S «рассматривает нас как индивидов, права которых нельзя ни нарушить, ни использовать в качестве средств или орудий других людей; оно видит в нас личности и за­щищает наше достоинство»;

S является «минимально желаемой целью» людей, «жаждущих политической власти и манипулирования го­сударством или желающих экономических выгод».

Современный немецкий правовед О. Хёффе скептиче­ски относится к теоретической позиции, которой придер­живается Р. Нозик. О. Хёффе отдает предпочтение концеп­ции социального государства, так как считает, что модель «минимального государства» нереальна для современных развитых стран. Он считает, что если «минимальное госу­дарство» предполагает признание гражданских и полити­ческих прав, то оно не может не заботиться о создании эко­номических, социальных и политических условий для их обеспечения. Согласно логике О. Хёффе, именно социаль­ное государство является условием «минимального» (пра­вового) государства.

Обращаясь к концепции социального государства, мы сталкиваемся с проблемой: какой смысл вкладывается в понятие «социальное государство»? Что такое социальное государство: должно ли оно обеспечить людям право на «стремление к счастью» или же оно должно обеспечить лишь условия для максимального самовыражения людей? Одним из сторонников модели социального государства является К. Г. Мюрдаль, шведский экономист и политиче­ский деятель, автор книги «За пределы государства благо-


18 Глава 1. История политических и правовых учений—

действия». Под государством благоденствия Мюрдаль по­нимает государство, в котором действует смешанная эконо­мика, политический процесс поставлен под расширенный контроль народа и преодолены идеологические разногла­сия в обществе.

Однако некоторые современные философы, не отрицая самой модели социального государства, сдержанно оцени­вают возможности воплощения этой модели на практике. Они пытаются ответить на вопрос: безупречна ли сама по себе модель социального государства? Анализ обнаружи­вает много слабых сторон этой модели. Р. Даррендорф, современный немецкий философ, выделяет следующие слабые стороны: социальное государство нуждается в фор­мировании дополнительной бюрократии, которая не спо­собна разглядеть истинное положение индивида; социаль­ное государство стоит дорого, поэтому неясно, что делать, когда наступает экономический спад; в основе социального государства лежит перераспределение доходов от богатых слоев населения к бедным, что создает угрозу росту эффек­тивности экономики; социальное государство предполагает расширение числа получателей социальной помощи, обус­ловленное длительным обучением молодежи и увеличе­нием продолжительности жизни пенсионеров, что требует дополнительного финансирования; невозможно реально финансировать дорогостоящие технические нововведения, например современную медицинскую технику. Такая ситу­ация приводит к трудноразрешимому вопросу: как объяс­нить получателям социальной помощи, что в одних район­ных больницах есть современные бесплатные средства медицинской диагностики, а в других этого нет? Однако Р. Даррендорф не предлагает отказаться от модели соци­ального государства, но считает, что нужно скорректиро­вать реализацию этой модели на практике: институт госу­дарственного иждивенчества следует заменить институтом социального участия в расходах государства, применять принцип возвратной ссуды для молодежи и т.п. Заметим, что в ФРГ много сделано для создания социального госу­дарства: действует Социальный кодекс, который состоит из десяти томов.

2. Каким должно быть совершенное государство! Можно ли существующие сейчас в мире государства или хотя бы одно из них охарактеризовать как «действительность нрав-


 

 

1.4. Актуальные п роблемы ис тории... учений

ственной идеи», «шествие Бога, в мире» (Г. Гегель)? Если утвердительно ответить на этот вопрос, то одновременно потеряет смысл постановка вопроса о праве индивидов на сопротивление государственной власти. Если ответить от­рицательно, то становится правомерным вопрос о формах возможного или допустимого сопротивления государ­ственной власти. В исстории политической и правовой мысли можно встретить аргументы в пользу убийства ти­рана (Фома Аквинский, Ж.-Ж. Руссо), революции (А.Н. Ра­дищев, декабристы, К. Маркс), а также аргументы против­ников использования этих радикальных форм сопротивления государственной власти. Так, И. Кант был противником революции и возлагал надежды только на проведение пра­вительством своевременных реформ, а Б. Констан разрабо­тал концепцию мирного гражданского неповиновения.

3. Какой должна быть демократия: непосредственной или представительной}

Ж.-Ж. Руссо представлял себе демократию без полити­ческих партий, выступив теоретиком непосредственной де­мократии. Может быть, в XXI в. следует согласиться с по­зицией Руссо и отказаться от политических партий, деятельность которых небезупречна, а сами они могут представляться ненужными формированиями, вторгшими­ся в отношения между гражданами и государством? Но что в таком случае можно предложить взамен? Граждане в дан­ной ситуации будут вынуждены связывать свои ожидания и запросы исключительно с государством, став его «функ­циональными винтиками» (О. Конт, Э. Дюркгейм), а госу­дарство превратится в тоталитарное.

Следует ли в XXI в. признать более приемлемым тезис некоторых авторов, согласно которому демократия, напро­тив, немыслима без политических партий? Английский правовед Э. Бёрк (1729-1797) называл партию «группой людей, объединившихся на основе некоторых специфичес­ких признаков, разделяемых ими, дабы в своих единых уст­ремлениях способствовать реализации национальных ин­тересов». Если представительная демократия предполагает существование партийной системы, то какое число партий будет оптимальным для эффективного функционирования представительной демократии: две, двадцать, двести? Мож­но ли аргументированнно обосновать лишь один вариант выбора?


20 Глава 1. История политических и правовых учений...

Представительная демократия, так же как и непосред­ственная, — это несовершенная форма осуществления вла­сти в государстве. На несовершенство представительной демократии обращали внимание многие политические мыслители. Еще Ж.-Ж. Руссо указывал на феномен поли­тического отчуждения англичан от осуществления власти в государстве в условиях представительной демократии. Руссо писал о том, что английский народ бывает свободен лишь один раз в семь лет, когда принимает участие в выбо­рах депутатов. Современные исследователи института пред­ставительной демократии называют ряд других ее недостат­ков: политические действия, предпринимаемые партиями, могут не соответствовать программам этих партий; не оп­равдываются ожидания граждан, что никто из депутатов не будет стремиться принимать законы, которые нанесут вред народу, избранниками которого они являются. Немецкий философ О. Хёффе предлагает следующее объяснение зако­нам, которые противоречат ожиданиям граждан:

S у депутатов отсутствует достоверная информация, с учетом которой должны приниматься законы;

•S психологической установкой депутатов может стать политический мазохизм;

■S у депутатов могут быть глубинные отклонения идео­логического и невротического характера.

Представительная демократия характеризуется суще­ствованием в обществе не только политических партий, но и «групп давления». Каким должно быть законодательное регулирование их деятельности? Представительная демо­кратия, так же как и непосредственная, характеризуется особым способом принятия решений — на основе принци­па большинства. Последовательная реализация этого демок­ратического принципа может привести к тирании большин­ства. На этот факт обращали внимание многие мыслители. Так, Б. Констан оспорил тезис Руссо о непогрешимости об­щей воли народа таким образом: «Есть то, что не может быть санкционировано ничем. И если какая-либо власть все же санкционирует это... то будь она хоть всей нацией за вычетом одного подавляемого ею, власть эта не станет от­того менее беззаконной. Руссо этого не понял».

4. Чему следует отдать предпочтение: демократии или

технократии? Имеет ли эта проблема однозначное решение?

Технократия — это такая форма осуществления власти

в государстве, которая предполагает управление обще-


 

 

1.4. Актуальные проблемы истории... учений

ством профессионалами, учеными. Эта идея уже была выс­казана Платоном, который считал, что в идеале править в государстве должны философы. Технократические идеи высказывал позднее П. Ж. Прудон. Применительно к со­временному западному государству можно представить ре­ализацию данного идеала через упразднение парламента (одного из институтов демократии) и передачи законода­тельной власти академии наук. Насколько приемлемой для граждан будет ситуация, когда они будут вынуждены под­чиняться законодателям-академикам, никак не зависящим от самих граждан?

Можно допустить другой, компромиссный вариант: по­высить число ученых, выбранных в качестве народных депу­татов в парламент. Но тогда не окажется ли прав Ф. Ницше, который в работе «Человеческое. Слишком человеческое» писал: «На долю ученых, которые становятся политиками, выпадает обыкновенно комическая роль быть чистой сове­стью эпохи»?

5. В чем заключается проблема прав и свобод человека?

Проблема прав и свобод человека — это проблема прав и свобод человеческой личности как таковой, безотноси­тельно к возрасту, половой принадлежности, гражданству, происхолсдению и др. Существование такого рода прав и свобод человека было впервые обосновано теорией есте­ственного права. Согласно этой теории за любым челове­ком признаются основные права, которые выводятся из его природы (животной, божественной, разумной). Уже не­которые древнегреческие софисты оспорили институт рабства, обосновав естественное равенство людей. Софист Антифонт, например, полагал, что по природе греки и вар­вары равны. В дальнейшем некоторые представители тео­рии естественного права стали выводить естественные пра­ва и свободы человека из вечного божественного закона (Фома Аквинский, Ф. Маритен) либо из разума (Г. Гро-ций, Дж. Локк). В основе всех версий естественно-правово­го обоснования основных прав и свобод человека лежит признание абсолютной ценности человеческой личности, ее достоинства.

Если исходить из другого представления о человеческой природе, то можно обосновать лишь основные права че­ловека, но это будут права человека, зависимого от госу­дарства. К. Маркс в «Тезисах о Фейербахе» определил сущность человека как совокупность всех общественных


22 Глава 1. История политических и правовых учений...

отношений. Приверженцы такого подхода к пониманию сущности человека сделали вывод, что достаточно гумани-, зировать эти общественные отношения, уничтожив част­ную собственность на средства производства, и личность автоматически станет свободной и счастливой. При этом счастье и свобода индивидов попадали в зависимость от представлений о них лидеров политической партии. Тако­го рода рассуждения приводили к обоснованию основных прав человека, зависимого от представлений о счастье и свободе лидеров Коммунистической партии (так было в СССР). Эти лидеры считали, что у личности советского человека не должно быть претензий к государству-партии, поскольку, в их понимании, оно делает человека счастли­вым и свободным. Указ Президиума Верховного Совета СССР «О порядке рассмотрения заявлений и жалоб граж­дан» (1968) косвенно подтверждал тот факт, что личность советского человека все же могла иметь претензии к госу­дарству-партии. В России впервые признали теорию есте­ственного права на уровне внутригосударственного права в Декларации прав и свобод человека и гражданина (1991), а затем и в Конституции 1993 г.

Вопросы для самоконтроля

1. Что является предметом науки истории политических и
правовых учений?

2. Что представляет собой логическая структура политичес­
кого и правового учения?

3. Чем обусловлено разнообразие политических и правовых
учений?

4. Какие темы политико-правового дискурса, рассматривав­
шиеся в прошлом, не потеряли своей актуальности и в насто­
ящее время? '

5. Почему историю политических и правовых учений можно
назвать школой плюрализма политического и правового мыш­
ления?

Литература

Учебники

История политических и правовых учений / Под ред. О.Э. Лей-ста. М., 1999 (или иное издание).

История политических и правовых учений / Под ред. B.C. Hep-сесянца. М., 1995 (или иное издание).

Нерсесянц B.C. Философия права. М., 1997.


_______ 1.4. Актуальные проблемы истории... учений__________ 23

Коллективные работы

Азаркин Н.Н, Левченко В.Н., Мартышин О.В. История поли­тических учений. Вып. 1. М., 1994.

Антология мировой политической мысли: В 5 т. М., 1997.

Антология мировой правовой мысли: В 5 т. М., 1999.

История политических и правовых учений. Древний мир. М., 1985.

История политических и правовых учений. Средние века и Возрождение. М., 1986.

История политических и правовых учений. XVII—XVIII вв. М., 1989.

История политических и правовых учений. XIX век. М., 1993.

История политических и правовых учений. XX век. М., 1995.

История политических учений / Под ред. О.В. Мартышина. Вып. 2. М., 1996.

История-философии права. СПб., 1998.

Монографии

Алексеев С.С. Философия права. М., 1997. Даль Р. О демократии. М., 2000. Козловский П. Общество и государство. М., 1998. Л.И. Петражицкш. Теории права и государства. СПб., 2000. Синха Сурия Пракаш. Юриспруденция. Философия права: Краткий курс. М., 1996.

Тихонравов Ю.В. Основы философии права. М., 1997. Хёффе О. Политика. Право, Справедливость. М., 1994.






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-28; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 492 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Велико ли, мало ли дело, его надо делать. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2525 - | 2183 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.