Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Периодизация и особенности развития русской философии.




 

Основные периоды:

1. XI - XVII вв.

Философская мысль в России базировалась на древнерусских летописях и трактатах XI - XVII веков. Крупными общественными и культурными деятелями были киевский митрополит Илларион, князь Владимир Мономах. Начиная с древнейших памятников философской мысли центральное место занимали антропологические и этические проблемы. В этот период большое внимание уделялось философскому анализу религиозно-православного учения и осмыслению места русского народа в мировой цивилизации. В посланиях старца Филофея (15 – 16 вв.) была сформулирована концепция «Москва – третий Рим». В Византии возникла идея «странствующего царства», согласно которой мировым центром является православный Константинополь («второй Рим»). Исторически вполне естественно, что в период кризиса Византийской империи, а затем её падения (1453 г.) на Руси возникает взгляд на Московское православное царство как наследующее историческую миссию Византии. Философская мысль Руси всегда сочеталась с художественным освоением мира, с искусством.

2. XVIII в.

Под воздействием западных идей в России в XVIII в. формируется светская философская культура.. К религиозно-философским и художественно-философским проблемам добавились проблемы философского осмысления природы (М. Ломомосов) и человека (А. Радищев). Ломоносов Михаил Васильевич (1711 – 1765 гг.). Рационалист: «…приписывать… физическое свойство тел божественной воле или чудодейственной силе мы не можем». Радищев (1748 – 1802 гг.) – автор «Путешествия из СПб в Москву» - символ борьбы за духовную и социальную свободу. Признавал неразрывность природного и духовного начал в человеке.

3. XIX в. - начало XX вв.

В первой половине XIX в. в России сохраняется интерес к европейской философии. В центре внимания находятся сочинения Канта, Гегеля и др. представителей немецкой классической философии. В XIX в. складываются крупные философские течения и школы, учения и концепции, представленные всемирно известными именами: С. Хомяков, П.Я. Чаадаев, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, П,Л. Лавров, Н.К. Михайловский, М.А. Бакунин, Н.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев, Н.Ф. Федоров, В.С. Соловьев и др. Философская тематика обогатилась учениями о культуре и цивилизации, о русском менталитете и особых путях развития России, о роли народных масс и личности в истории, о способах и формах познания природы, о человеке и его месте в мире. Особое место в философском осмыслении природы, общества и человека занимают произведения великих художников-мыслителей Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого.

Философская мысль России особенно бурно развивалась в конце XIX - начале XX вв. Она представлена работами Н. Бердяева, В. Розанова, С, Франка, П. Флоренского, Л. Шестова, И. Ильина, С. Трубецкого. Большое внимание уделялось вопросам познания смысла и цели жизни человека, свободы и ответственности личности, соотношению божественного и земного в человеке. Разрабатывались проблемы освоения Космоса и роли разума человека (ноосферы) во Вселенной (К.Э. Циолковский и В.И. Вернадский).

4. XX век.

После революции 1917 г. советская философия развивалась в рамках марксизма-ленинизма и сталинизма. В конце 1990-х гг. происходит отход от догм марксистско-ленинской философской доктрины. Появляется возможность знакомится с работами ранее запрещенных философов.

Особенностями развития русской философии являются:

- космическое осмысление человека, его ответственность за мировые вселенские процессы;

- анализ смысла жизненных ценностей человека, его бытия и небытия: его судьбы, смерти или бессмертия;

- развитие мировой цивилизации и ее типов, взаимодействие западных и восточных культур, место культуры в системе мирового сообщества;

- проблемы соотношения философии и религии, согласования философского и религиозного понимания мира;

- проблемы соотношения философии и искусства, отображения в художественных образах философско-мировоззренческой тематики.

 

2. Философские аспекты дискуссии «западников» и «славянофилов».

 

Для русской социальной философии XIX - XX вв. традиционной является полемика западников и славянофилов.

На протяжении многих десятков лет велись споры о том, к какому типу отнести Русскую культуру – к восточному или к западному. Особенно усилились эти споры в 40-е гг. XIX в., накануне освобождения крестьян от крепостной зависимости, что привело к появлению западников и славянофилов.

Западники:

Западники утверждали, что механизмы социальной жизни в России, такие же, как в Европе. Они считали, что России необходимо как можно скорее усвоить все успехи развития Запада, его технику, общественные отношения, его демократию, всю духовную культуру.

Петр Яковлевич Чаадаев (1794 – 1856 гг.) – философ и публицист. Родился в Москве, получил домашнее образование. В 1809 г. поступил на словесное отделение Московского университета. Участвовал в Отечественной войне 1812 г. Уйдя в 1821 г. в отставку, он занимался самообразованием, обратился к религии и философии.

Славянофилы:

Славянофилы подчеркивали идею исторического своеобразия России, её самобытности, принципиально особого пути развития и предназначения. Они считали, что русский народ живет по законам христианской веры, что русские традиции в культурной жизни сами могут быть образцом подражания.

Алексей Степанович Хомяков (1804 – 1860 гг.) родился в Москве в знатной дворянской семье. В 1822 г. выдержал при Московском университете экзамен на степень кандидата математических наук. Лидер славянофилов был на редкость разносторонней личностью: религиозный философ и богослов, историк, экономист, разрабатывающий проекты освобождения крестьян, автор ряда технических изобретений, полиглот-лингвист, поэт, драматург, живописец, врач.

Спор западников и славянофилов продолжается и в новых исторических условиях, вспыхивая и разгораясь под влиянием актуальных проблем, возникающих в процессе развития российского общества.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-28; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1359 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Неосмысленная жизнь не стоит того, чтобы жить. © Сократ
==> читать все изречения...

2333 - | 2042 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.