Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Диалектический идеализм Г. В. Ф. Гегеля.




Георг Вильгельм Фридрих Гегель

(1770-1831) родился в Штутгарте. После окончания богословского факультета Тюбингенского университета, где он изучал философию и теологию, им избирается светское поприще. С 1793 по 1799 гг. он учительствовал сначала в Берне, а затем во Франкфурте. В 1801 году был приглашен другом детства Шеллингом в Йенский университет. Защищает диссертацию «Об орбитах планет», пишет работы «Различие между системами философии Фихте и Шеллинга», «Феноменология духа» (1807). В этой работе он формулирует основные принципы своей философии. В 1808 г. принимает предложение стать ректором гимназии в Нюрнберге. В 1816 г. завершает свой главный труд «Наука логики». Потом переезжает в Берлин, где он широко известен, читает большие лекционные курсы. Умер Гегель в Берлине во время эпидемии холеры.

В основе развития мира лежит саморазвитие мирового духа, т.е. абсолютного духовного первоначала. Этап существования духа в самом себе и его развертывание Гегель называет логикой. Момент воплощение идей – превращение в нечто внешнее называется отчуждением. Первым результатом отчуждения является природа. Реализация природы это реализация отношений, заложенных в абсолютной идее. (Но существует предел степени сложности: не все связи абсолютной идеи воплощаются в природу). Второй результат отчуждения – это человеческое общество. Человеческое общество является вторым отрицанием или отрицанием отрицания развития абсолютной идеи. Абсолютная идея реализуется сначала в его истории, а затем на уровне мышления. На этом уровне достигается тождество мышления и бытия, после чего начинается чистое мышление, т.е. сфера логики.

Гегелевская система объективного идеализма состоит из трех основных частей.

В первой части своей системы - в "Науке логики" - Гегель изображает мировой дух (называемый им здесь "абсолютной идеей") таким, каким он был до возникновения природы, т.е. признает дух первичным.

Идеалистическое учение о природе изложено им во второй части системы - в "Философии природы". Природу Гегель как идеалист считает вторичной, производной от абсолютной идеи.

Гегелевская идеалистическая теория общественной жизни составляет третью часть его системы - "Философию духа". Здесь абсолютная идея становиться по Гегелю "абсолютным духом".

Гегель открывает общие закономерности развития: изменение, происходящее с объектами, может носить как количественный, так и качественный характер. Количественное – это изменение высших параметров объекта, качественное – изменение его сущности.

Развитие – это качественное изменение, но происходит оно всегда на основе количественных изменений. Когда количественное изменение превышает некий предел – меру, происходит качественный скачок.

В основе развития объекта всегда лежит внутреннее противоречие, в этом объекте заключенное.

Отрицание является важным элементом развития. Каждая ступень в развитии будет отрицанием предыдущего состояния, и будет отрицаться последующим состоянием.

Учение об общих законах развития Гегель назвал диалектикой (диалог противоречащих начал).

Основные законы диалектики:

1. Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные. Характеризует механизм развития. Как идет развитие?

2. Закон единства и борьбы противоположностей. Почему идет развитие?

3. Закон отрицания отрицания. Куда идет развитие?

 

Впервые в истории философии было заявлено, что источником развития являются противоречия, присущие явлениям.

Учение Гегеля о развитии составляет ядро гегелевской идеалистической диалектики и целиком направлено против метафизики. Выступая против метафизиков, рассматривавших понятия вне связи друг с другом, абсолютизировавших анализ, Гегель выдвинул диалектическое положение о том, что понятия взаимосвязаны между собой.

В Гегелевской философии существует противоречие между метафизической системой и диалектическим методом. Метафизическая система отрицает развитие в природе, а его диалектический метод признает развитие, смену одних понятий другими, их взаимодействие и движение от простого к сложному.

Развитие общественной жизни Гегель видел лишь в прошлом. Он считал, что история общества завершится конституционной сословной прусской монархией, а венцом всей истории философии он объявил свою идеалистическую систему объективного идеализма.

Гегель высказал мысль о закономерностях общественного прогресса. Гражданское общество, государство, правовые, эстетические, религиозные, философские идеи, согласно гегелевской диалектике, прошли длинный путь исторического развития.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-28; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 599 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Вы никогда не пересечете океан, если не наберетесь мужества потерять берег из виду. © Христофор Колумб
==> читать все изречения...

2338 - | 2143 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.