Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Индуктивный метод Ф.Бэкона.




Доктрину "естественной" философии, базирующейся на опытном познании, представил Фрэнсис Бэкон (1561-1626). Главным делом философа становится критика традиционного познания и обоснования нового метода познания природы вещей. Что препятствует успешному познанию природы? Основная причина – это господство над сознанием людей так называемых «идолов». Он выделяет 4 основных вида: идолы рода, пещеры, рынка и театра. «Идолы рода» - это предрассудки человеческого ума, возникающие из смешения природы человека с природой вещей. «Идолы пещеры» - это предрассудки индивидуального положения человека в мире. «Идолы рынка» - заблуждения, возникающие при использовании слов с уже готовым значением. «Идолы театра» - заблуждения, возникшие из подчинения авторитету (например, великих людей).

"Истина - дочь Времени, а не Авторитета"

Метод индукции - это логический переход знания частного к знанию общего. Это метод, позволяющий разуму человека анализировать природу, открывать присущие ей общие свойства и законы.

"Знание - Сила".

Он выделял три типа ученых: один занимается умозрительными построениями ("паук"), другой - собирает в одну кучу без систематизации различные знания ("муравей"), третий систематизирует результаты наблюдений и опыта ("пчела"). Истинному познанию бытия мешают присущие человечеству предвзятые идеи, ложные представления, обусловленные четырьмя причинами: несовершенством органов чувств человека, привычной к поклонению авторитетам, неправильным употреблением слов, традиционными учениями.

 

3. Рационалистическое направление: Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.В. Лейбниц.

 

Рационалистические традиции в философии 17 в. были представлены Рене Декартом, Бенедиктом Спинозой, Готфридом Вильгельмом Лейбницем.

Рене Декарт (1596-1650)

Р. Декарт опирался на метод универсального сомнения, основанного на разумном скептицизме. Сомневающийся человек всегда мыслит, а если мыслит, значит существует. Отсюда знаменитое заключение Декарта "Я мыслю, следовательно, существую"("cogito ergo sum").

"Рассуждения о методе"

В отличие от Бэкона, который опирался на опытно-индуктивные исследования, на опыт и наблюдение, Декарт обращался к разуму и самосознанию, а свою методологию ориентировал на математику. У Декарта этот метод носит название "универсальной математики", поскольку математика является образцом строгого и точного знания, которому должна подражать и философия, чтобы стать самой достоверной из наук.

Согласно Декарту, математика должна стать главным средством познания природы.

Следовательно, главную роль в познании играет дедукция (от общего к частному). Согласно декартовскому рационализму решающим свидетельством истинности теории является ее внутренняя логичность и очевидность, а логическими признаками достоверного знания являются всеобщность и необходимость. Достоверное знание не может быть выведено из опыта и его обобщений. Оно может быть почерпнуты только из самого ума, либо из понятий, присущих уму от рождения (теория врожденных идей Декарта), либо из понятий, существующих в виде задатков, предрасположений ума.

Р. Декарт занимался исследованием методов познания. Он сформулировал четыре правила, которые обеспечивают истинные результаты в познании: правило очевидности (не принимать ничего на веру), правило разделения (разделять каждую проблему на столько частей, сколько возможно для её наилучшего разрешения), правило усложнения (располагать свои мысли в определенном порядке, начиная с простейших, восходить к более сложным) и правило систематизации (делать всюду настолько полные обзоры, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено). Можно сказать, что рационалистический метод Декарта представляет собой философское осмысление методологии математика.

4. Сенсуалистическое направление и его критика: Дж. Локк, Дж. Беркли, Д.Юм.

Спор между рационализмом, эмпиризмом и сенсуализмом в XVII – начале XVIII вв. был продожен в работах английских мыслителей: Дж. Локка, Дж. Беркли, Д. Юма.

Английский философ-просветитель и политический деятель Джон Локк (1632 1704). родился в пуританской семье мелкого землевладельца. Закончил колледж в Оксфорде, в котором затем преподавал. Занимался химией, медициной.

Дж. Локк сформулировал основы эмпиризма, разработав сенсуалистическую (от лат. sensus – чувство, ощущение) теорию познания. В своей основной работе «Опыт о человеческом разуме» Локк ставит главной целью исследовать человеческий разум, его способности, функции и пределы. Локк различал два вида опыта: внутренний и внешний. Внутренний опыт – это познание внутреннего мира человека. Внешний опыт – это наши ощущения. Внутренний опыт более достоверен, чем внешний. Создаёт теорию о первичных и вторичных качествах вещей. Первичные качества – это математические и пространственно-временные характеристики: фигура, величина, положение, движение, а вторичные – это цвет, вкус, запах. Философия Дж. Локка занимает промежуточное положение между материализмом и идеализмом

С резкой критикой материалистического сенсуализма Дж. Локка выступил английский мыслитель и епископ Джорж Беркли (1684-1753). Родился в Ирландии, закончил университет в Дублине. По окончании учебы становится учителем теологии. Путешествовал по Европе, Северной Америке. В последние годы был епископом в Ирландии.

В философии Д. Беркли вообще нет понятия материи. Он доказывает, что это понятие материи пустое, что за ним ничего нет реального: есть только бог, идеи и наши ощущения. Да, вокруг нас существует реально множество вещей, растений животных, но все они, утверждает Д.Беркли, представляют не материю, а всего лишь комбинации наших ощущений. Возьмем яблоко, рассуждал Д.Беркли. Оно румяно, сладко (кисло), сочно и т.д. Давайте уберем эти качества. Что останется? Ничего, считает он, ибо “румяно”, “сладко”, “сочно” и т.д. – это всего лишь наши ощущения. Таким образом любая вещь – это та или иная идея (от бога), существующая для нас в ощущениях. Поскольку мир, по Беркли, не есть нечто объективное (существующее реально вне нас и независимо от нас), не материя, поскольку все вещи теперь предстают как комплексы ощущений, причем наших ощущений, постольку философские идеи Д.Беркли были определены в научном мире как “субъективный идеализм”. Философия эта оказалась слишком оригинальной, чтобы стать популярной.

С преобразованием субъективно-идеалистической теории познания Дж. Беркли в агностицизма (а – отрицание, гносис – знание) выступил английский философ Дэвид Юм (1711-1776).

 

Вывод:

Общим для мыслителей Нового времени была проблема достоверности знания. Философы не признавали в качестве истины авторитет. (только авторитет Свещенного писания в делах веры можно признавать как истину). Рационалистический метод Декарта в процессе постижения истины концентрировал внимание на деятельности человеческого ума. Ему противопоставлялся метод эмпиризма Бэкона, основанный на чисто опытном выведении аксиом знания.

Таким образом, рационализм и эмпиризм выступают как главные альтернативные позиции в философии Нового времени.Социально-политические концепции в философии Нового времени представлены идеями Д.Локка: “естественное право” с его принципами, правовое равенство индивидов и др., Томаса Гоббса (1588 – 1679) разработал теорию о договорном происхождении государства.

 

Контрольные вопросы:

1. Какое влияние оказала научная революция XVII в. на проблематику философии Нового времени?

2. В чем новизна и особенности философии Нового времени, каковы её основные направления?

3. Объясните значение терминов «эмпиризм» и «рационализм». Назовите представителей этих направлений.

4. Сравните учения о субстанции Б.Спинозы Г. Лейбница.

5. В чем проявился агностицизм Д. Юма?

 

 

Лекция № 7. Тема: ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ (на примере французского Просвещения).

 

Литература:

1. Вольтер. Философские сочинения. – М., 2013.

2. Кузнецов В.Н.Мееровский В.В., Гладков А.Ф. Западноевропейская философия XVIII столетия. – М., 2012.

3. Момджан 3. Н. Французское Просвещение XVIII века. Очерки. – М., 2014.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-28; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 413 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Не будет большим злом, если студент впадет в заблуждение; если же ошибаются великие умы, мир дорого оплачивает их ошибки. © Никола Тесла
==> читать все изречения...

2602 - | 2278 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.