Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Великая пролетарская культурная революция» и Тибет в 1966-1969 гг.




 

В ходе дальнейшей интеграции Тибета в состав КНР общекитайские общественные процессы стали оказывать все боль­шее влияние на положение в Тибете как по содержанию, так и по форме. Центральные власти КНР попытались, в частности, развер­нуть в Тибете так называемую «культурную революцию». Власти Китая стремились в ходе этого масштабного движения создать в Тибете крепкий военно-административный аппарат, организовать «народные коммуны» и вытеснить из сознания широких народных масс тибетцев старые религиозные представления путем пропаган­ды «идей Мао Цзэ-дуна». {284}

Однако реальных сил в самом Тибете для того, чтобы развер­нуть «великую пролетарскую культурную революцию», оказалось мало. В середине 1965 г. в Тибете было всего лишь 700 учащихся средних школ, и, разумеется, мало кто из них готов был разрушать монастыри, разбивать статуи будд и бодхисатгв и т.п. Еще менее к этому были готовы представители тибетских низов. Молодых тибетцев-рабочих было опять-таки немного. Молодые китайцы на территории ТАР являлись по преимуществу солдатами, а роль НОАК в период «культурной революции» заключалась, по плану организаторов этого движения, в том, чтобы «направлять» действия молодых хунвэйбинов («красных охранников») и цзаофаней («бун­тарей»), обеспечивать их «успех», но самой оставаться «в тени». Армия непосредственно не «громила» оппозиционные курсу Мао Цзэ-дуна организации, группы и слои населения, а обеспечивала хунвэйбинам возможность делать это.

Первые хунвэйбины появились в вузах Пекина в мае 1966 г. После этого из столицы в разные районы страны выезжали их отря­ды для организации движения. Армия создавала специальные пункты по приему хунвэйбинов, центры связи, кормила их, пре­доставляла им транспорт, типографии, финансы. Так было в цент­ральных провинциях Китая. В Тибет же с самого начала движения, в мае 1966 г., из Пекина было направлено около 500 хунвэйбинов. В августе 1966 г. учащиеся лхасской средней школы и тибетского колледжа по подготовке учителей сформировали первые отряды местных хунвэйбинов [Тsering Shakya, 1999, р. 320]. Был создан ко­митет по проведению «культурной революции» в Тибете во гла­ве с Ван Ци-мэем. На тибетском языке были отпечатаны 28 тыс. экземпляров «красной книжки» — сборника цитат из речей Мао Цзэ-дуна [Богословский, 1978, с. 133]. Начиная с мая и до декабря 1966 г. хунвэйбины проводили в Тибете широкую кампанию по искоренению «четырех старых» — идей, культуры, привычек и обы­чаев [Тsering Shakya, 1999, р. 317]. Они уничтожали статуи, книги, разрушали монастырские строения и стелы, ломали «старую» ме­бель, отрезали у женщин косы и т.д. Нападкам хунвэйбинов под­верглись тибетцы — председатель Народного комитета ТАР Нгапо Нгаван Джигме, председатель Народного комитета Лхасы Цого Дондуб Цэрин и др.

22 декабря 1966 г. по инициативе пекинских хунвэйбинов в Ти­бете был организован Главный штаб лхасских революционных цзаофаней (цзаоцзунов) [ibid., р. 327]. В январе цзаоцзуны захва­тили радиостанцию Лхасы и помещение газеты «Сицзан жибао» {285} (ежедневная газета «Тибет»). Затем они разогнали Народный коми­тет ТАР. В феврале 1967 г. начались нападки на китайцев-руково­дителей Рабочего комитета КПК ТАР и тибетского военного окру­га: Чжан Го-хуа, Чжан Цзин-у, Ван Ци-мэя и др. Их обвиняли в по­кровительстве реакции, стремлении восстановить старые порядки и власть реакционного духовенства. Однако в начале 1967 г. в Тибе­те появилась новая организация цзаофаней — ганьцзунов, которая называлась «Главный штаб пролетарских революционеров, бунтую­щих на основе большого единения ТАР» (Сицзан — цзычжицюй учань-цзецзи гэминь даляньхэ цзунчжихуйбу; далее — «Главный штаб»). Состоявшая в основном из кадровых работников-китай­цев, организация «Главный штаб» выступила в защиту партийных и военных руководителей ТАР. «В Тибете студентов мало, револю­ция должна идти вперед в опоре на кадровых работников учреж­дений, — объяснял несколько позже Чжан Го-хуа, — в Тибете обста­новка особая, здесь надо опираться на низшие и средние слои кад­ровых работников» [Богословский, 1978, с. 136].

Начались столкновения между цзаоцзунами и ганьцзунами. Заявив о необходимости навести порядок, партийные и военные руководители ТАР ввели в Лхасу войска и заняли все государствен­ные учреждения. Пекинских хунвэйбинов выпроводили из Тибе­та. Цзаоцзуны на время притихли. Однако начиная с июня 1967 г. вновь обострилось соперничество цзаоцзунов и ганьцзунов. Цзян Цин и другие крайние экстремисты в Пекине натравливали цзао­цзунов на руководителей ТАР. На улицах Лхасы, Шигацэ и других городов происходили многодневные бои с применением пулеме­тов. Гибли тысячи людей. По некоторым неофициальным оценкам, в декабре 1967 г. организация цзаоцзунов насчитывала 20 тыс. чело­век, организация ганьцзунов — 50 тыс. [Тsering Shakya, 1999, р. 513]. В августе 1968 г. ЦК КПК посылает в Тибет специальную комиссию с задачей прекратить вооруженную борьбу. 5 сентября 1968 г. было объявлено о создании Революционного комитета ТАР во главе с бывшим заместителем командующего Тибетским военным окру­гом Цзэн Юн-я. Из 13 его заместителей оказалось 8 китайцев и 5 ти­бетцев, а среди 27 членов ревкома 12 человек являлись представи­телями массовых организаций, 10 — армии и 5 — представителями старых кадровых работников. Среди 27 членов ревкома было толь­ко четверо тибетцев [ibid, р. 342]. Среди пяти заместителей-ти­бетцев Цзэн Юн-я были Пасан и Цэрин Лхамо (обе руководили цзаоцзунами), Ян Дун-шэн (бывший секретарь Народного комите­та ТАР), Нгапо Нгаван Джигме (бывший председатель Народного {286}комитета ТАР) и Тубтэн Ньима (бывший заместитель секретаря Тибетского союза комсомола) [Богословский, 1978, с. 190, примеч. 6]. Среди китайцев-заместителей Цзэн Юн-я оказалось трое военных. Таким образом, ревком ТАР был создан по общему правилу форми­рования новых органов власти, основанных на соединении «трех сторон»: представителей хунвэйбинов и цзаофаней, военных и ста­рых кадров.

Однако создание местных ревкомов в Тибете проходило крайне медленно, встречало пассивное, а то и активное сопротивление на­селения и «левых революционеров», не получивших всей полноты власти. Так, 2 октября 1968 г. произошло вооруженное нападение на ревком Шигацэ, повлекшее за собой многочисленные жертвы. 3 августа 1969 г. имело место вооруженное столкновение между сол­датами гарнизона Лхасы и более чем 10 тыс. цзаофаней, прибыв­ших из других районов Тибета. В эти годы власти направляли сол­дат и офицеров на все предприятия и в учреждения для органи­зации там ревкомов и руководства ими. Военное командование полностью взяло власть в Тибете в свои руки, а создание ревкомов узаконило этот процесс. Китайцы составляли большинство среди членов ревкомов, а среди их руководителей — подавляющее боль­шинство.

16 января 1969 г. в статье в газете «Жэньминь жибао» замести­тель председателя Ревкома ТАР Цэрин Лхамо призвала к повсеме­стному созданию «народных коммун». «Коммуны» состояли из не­скольких производственных бригад; членам коммуны выдавали 12 кг продовольствия в месяц на человека. Они привлекались для освоения целинных земель, строительства ирригационных сооруже­ний, уборки урожая с земель, принадлежавших воинским частям. В эти годы в Тибете широко развернулось строительство военных объектов, на котором применялся принудительный труд тибетских крестьян. Имели место случаи реквизиции солдатами зерна после уборки крестьянами урожая. Все эти действия, разумеется, вызыва­ли недовольство крестьян.

В начале июня 1968 г. восстали более 3 тыс. тибетцев в Софу, Чумае, Цзянба и других местах, было убито более 200 кадровых ра­ботников. В середине июня в результате нападения тысяч тибет­цев на воинские части в Гэцзы и Цаламо погибло более 300 солдат. В начале августа тибетцы атаковали войска в Южном Тибете, в кон­це 1968 г. — в скотоводческих областях Чжагэ и Ванрин. Китайские военные власти, пытаясь изолировать повстанцев, с июня 1968 г. запретили тибетцам жить в 100-мильной полосе вдоль границы {287}с Индией и Непалом [там же, с. 149]. Но вооруженные нападения на сборщиков налогов, продовольственные склады, воинские части и учреждения продолжались.

1 мая 1970 г. отряд численностью в 200 всадников разгромил и сжег автостанцию в Мацзянцзуне; была перерезана телеграфная линия между Лхасой и Шигацэ. 8 лет, начиная с 1962 и до декабря 1970 г., в районах, пограничных с Сиккимом, Бутаном и Индией, действовал небольшой отряд тибетцев. Они совершали нападения на отдельные китайские воинские части. Вооруженные столкнове­ния имели место во многих районах Тибета. В Лхасе, Динри и не­которых других тибетских городах действовали подпольные груп­пы. Усилилась эмиграция тибетцев за границу.

На выступления тибетцев китайские власти ответили массовы­ми арестами, публичными судилищами и казнями. В 1970 г. митин­ги-суды имели место в Лхасе, Шигацэ, Пари, в области Дромо. Смертные приговоры исполнялись на месте.

Таким образом, годы «культурной революции» стали черными годами в истории Тибета. Ликвидация конституционных органов власти, преследования многих руководителей-тибетцев, массовые репрессии и гонения на национальную религию и культуру, пере­ход всей полноты власти в руки военных — главные характерные черты обстановки в Тибете в эти годы.

 

Тибет на завершающем этапе «культурной революции» (1970-1976)

 

Результатом «культурной революции» в Китае и в Ти­бете стало, в частности, повышение роли военных в политической жизни и в управлении страной. На IX съезде КПК в апреле 1969 г. министр обороны Линь Бяо был объявлен «преемником» Мао Цзэ-дуна в руководстве КПК. Военные заняли более половины мест в ЦК КПК. Парткомы 11 больших военных округов, на которые был поделен весь Китай, являлись высшей властью на местах.

В Китае начался процесс воссоздания партийных структур, разогнанных во время «культурной революции». 7-12 августа 1971 г. в Лхасе состоялся I съезд КПК ТАР. Съезд избрал Комитет КПК ТАР в составе 56 членов и 16 кандидатов и Постоянное бюро из 17 чело­век. Первым секретарем парткома был избран Жэнь Жун, первый политкомиссар Тибетского военного округа, секретарями — трое китайцев: командующий Тибетским военным округом, заместитель {288}председателя ревкома ТАР Чэнь Мин-и, Фэн Кэ-да и Гао Шэн-сюань, а также трое тибетцев: Сангье Еше, Шэраб Дондуб и Пасан.

В июне 1972 г. состоялись окружные конференции КПК в Лхасе, Шигацэ, Нагчу и Чамдо. Было развернуто движение за прием тибет­цев в ряды КПК. По сообщению агентства Синьхуа, за два года (июнь 1972 — июнь 1974 г.) в ТАР было принято в КПК более 11 тыс. человек, из которых 90% составили тибетцы, хуэй, монпа, лоба и др.; создано свыше 1300 новых партячеек; партячейки имелись теперь в более чем 80% «народных коммун» и волостей [там же, с. 160].

Но и парткомы, и ревкомы, и все учреждения, промышленные предприятия, «народные коммуны» и органы управления всех сту­пеней продолжали находиться под непосредственным руководст­вом военных.

В первой половине 70-х годов в Тибете были также воссозданы некоторые общественные организации, например Ассоциация жен­щин Тибета, Ассоциация тибетской патриотической молодежи и др. Тибетцы получили назначения на некоторые важные посты: жена Нгапо Нгаван Джигме — Цэтэн Долкар стала вице-председателем Ассоциации женщин Тибета; Пагпа Лха Гэлэк Намгьял был восста­новлен в должности в НПКСК [Тsering Shakya, 1999, р. 358].

 

Кампании по созданию «народных коммун» и «критике Линь Бяо, Конфуция и Далай-ламы»

 

В 1972-1974 гг. власти предприняли решительные дей­ствия по созданию повсеместно в Тибете «народных коммун», и в 1975 г. эта кампания была завершена [ibid., р. 356]. Уже зимой 1975/76 г. 400 тыс. членов «коммун» приняли участие в работе по улучшению почвы, созданию новых полей, строительству оро­сительных каналов, сооружению кормовых баз и загонов для скота. В ведение «коммун» передали строительство местных предприя­тий, содержание школ, подготовку медицинских кадров. В «комму­нах» было создано народное ополчение и проводились военное обучение и идеологические кампании.

После X съезда КПК в Китае была развернута кампания «кри­тики Линь Бяо и Конфуция». Ультралевые во главе с Цзян Цин, используя имя Конфуция, стремились нанести удар по Чжоу Энь-лаю, Дэн Сяо-пину и другим руководителям государства, пытав­шимся найти практическое решение проблем модернизации Китая в условиях того времени. Кампания «критики Линь Бяо и Конфуция» {289}стала одной из форм борьбы за власть между «группой четырех» во главе с Цзян Цин, которая опиралась на выдвиженцев «культур­ной революции», и умеренными «прагматиками» во главе с Чжоу Энь-лаем.

В Тибете эта кампания приняла специфические формы и про­ходила под лозунгом: «Конфуций, Линь Бяо и Далай — это три мо­наха из одного и того же монастыря» [Тsering Shakya, 1999, р. 364]. Далай-ламу и «его клику» изображали «внешней опасностью», а Панчен-ламу и его сторонников — «внутренней опасностью».

 

Развитие промышленности

 

В 70-е годы в Тибете продолжалось развитие промыш­ленности, строительство гидроэлектростанций и шоссейных до­рог, шел процесс дальнейшего формирования тибетского рабочего класса. В ТАР в 1972 г. действовало более 200 промышленных и гор-но-рудных предприятий. В 1975 г. насчитывалась 91 шоссейная дорога общей протяженностью 16 тыс. км. Численность рабочего класса в 1973 г. составляла 60 тыс. человек; эта цифра включала строительных рабочих и рабочих на рудниках — китайцев, приехав­ших на ограниченное время. В целом большинство рабочих были тибетцами.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-28; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 483 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Своим успехом я обязана тому, что никогда не оправдывалась и не принимала оправданий от других. © Флоренс Найтингейл
==> читать все изречения...

2398 - | 2213 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.