Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Общественные движения в XIX в.




Рассматривая общественные движения в XIX в., выделим те, которые оказали заметное влияние на положение дел в России:

1) движение декабристов;

2) славянофилов и западников;

 

 

Глава VII

3) революционно-демократическое движение 60-х гг.;

4) народническое движение 70— 80-х гг.

5) рабочее и социально-демократическое движение конца XIX в.

 

Движение декабристов

Начало общественному движению в России поло­жили декабристы — в большинстве своем офицеры русской армии.

Основными факторами, определившими взгляды декабристов, были:

■ война 1812 г. Декабристы называли себя «детьми 1812 года», подчеркивали, что именно 1812 г. явился исходным моментом их движения. Среди участни­ков Отечественной войны 1812 г. — более 100 буду­щих декабристов;

■ обучение в передовых учебных заведениях;

■ знакомство со взглядами французских и русских просветителей.

Первая тайная организация будущих декабрис­тов «Союз спасения» была создана в Петербурге в 1816 г. На основе «Союза спасения» в 1818 г. в Мос­кве создается «Союз благоденствия», куда входили более 200 человек. В 1821 г. в Москве на съезде «Со­юза благоденствия» было решено путем революции свергнуть самодержавие. От расплывчатого «Со­юза» было решено перейти к законспирированной тайной организации. Так в 1821 г. в Петербурге воз­никает Северное общество, а на Украине — Южное общество. Руководителями этих обществ — Н.М. Му­равьевым и П.И. Пестелем — были разработаны четкие и обязательные программы: «Конституция» Н.М. Муравьевым и «Русская правда» П.И. Песте­лем. Н.М. Муравьев предлагал ввести в России кон­ституционную монархию. Царя оставить главой ис­полнительной власти. В качестве высшего органа за­конодательной власти учредить Народное вече, избираемое на основе довольно высокого имуще­ственного ценза. Крепостное право отменить. Ос-

ХIX столетие в российской истории

вобождаемым крестьянам сохранить приусадебную землю «под огороды» и по две десятины пахотной земли на двор. «Русская правда» П.И. Пестеля была радикальнее во всех отношениях. Россия преоб­разовывалась в республику. Все органы ее — зако­нодательный (Народное вече) и исполнительный (Державная дума) — формировались бы путем все­общих выборов без всякого имущественного ценза. Крепостное право отменяется. Из казенных, мона­стырских и частично конфискованных у помещиков земель создается общественный фонд, из которого каждый земледелец должен получить в пользование надел, обеспечивающий минимум его потребностей. Эту землю нельзя ни продавать, ни закладывать. Ос­тальная земля составляет частный фонд и может пе­реходить из рук в руки.

Революционный переворот заговорщики готови­лись совершить летом 1826 г. во время армейских учений. Но не-ожиданно 19 ноября 1825 г. умер Алек­сандр I. Присяга новому императору Николаю 1 была назначена на 14 декабря 1825 г. По плану восстания 14 декабря 1825 г. войска должны были заставить Сенат огласить манифест русскому народу с крат­ким изложением программы Северного общества. Предполагалось захватить Зимний дворец, Петропав­ловскую крепость, убить Николая I. Однако план был нарушен. «Диктатор» восстания князь СП. Трубец­кой на площадь не явился. Собравшиеся на Сенатс­кой площади войска (около 3 тыс. человек) были ок­ружены частями, присягнувшими новому царю. Южное общество решило поддержать выступление восставших в Петербурге; 29 декабря 1825 г. поднял восстание Черниговский полк. 3 января 1826 г. вос­стание на юге было также подавлено. Из 579 чело­век, привлеченных к следствию, 289 были признаны причастными к тайным революционным обществам, из них 181 был признан виновным, остальные пере­ведены в другие полки, отданы под надзор полиции. Из 131 осужденного 5 человек были казнены (П.И. Пестель, К.Ф. Рылеев, СИ. Муравьев-Апостол, М.П. Бестужев-Рюмин, П.Г. Каховский), 88 человек

 

Глава VII

сосланы на каторгу, 18 отправлены на поселение в Сибирь. Солдаты, принявшие участие в восстании, также были жестоко наказаны.

Причинами поражения декабристов являлись не­подготовленность и несогласованность действий, от­сутствие работы по пропаганде своих взглядов в раз­ных слоях общества, неподготовленность общества к преобразованиям, которые пыталось осуществить вос­стание. Революционеров-дворян было мало. Они хо­тели совершить революцию без участия народа и по­гибли.

 

Славянофилы и западники

В 1830— 1840-х гг. в среде студенчества, разно­чинной интелегенции, в дворянских салонах велись споры о путях развития России. Их философской основой были труды Шеллинга, Фихта, Гегеля. В 1840-х гг. формируются два основных либеральных направления общественной мысли: славянофилы и западники.

Славянофилы (А.С. Хомяков, Ю.Ф.Самарин,А.И. Кошелев и др.) предлагали свою концепцию развития России.С их точки зрения,Россия долгое время шла совершенно иным путем,неже-ли Запад­ная Европа.В основе русской истории-община,все чле-ны которой были связаны общими интереса­ми. Православная религия еще больше укрепила способность русского человека жертвовать своими интересами ради общих, оказывать помощь тем, кто слабее. Государственная власть, призванная извне (славянофилы были решительными сторонниками норманнской теории), опекала русский народ, под­держивала необходимый порядок, но не вмешива­лась в духовную, частную, местную жизнь. В резуль­тате реформ Петра I это гармоничное устройство Руси было разрушено. По мнению славянофилов, именно Петр ввел крепостное право, разделившее русский народ на господ и рабов. В те же годы го­сударство приобрело деспотический характер, со­вершенно перестав считаться с народом. Славя-

ХIX столетие в российской истории

нофилы призывали восстановить старорусские ус­тои общественной и государственной жизни. Преж­де всего, считали они, необходимо возродить духов­ное единство русского народа, а для этого следует отменить крепостное право. Затем, сохраняя само­державный строй, нужно изжить его деспотический характер, наладить утраченную связь между госу­дарством и народом. Мечтали они и о возрождении земских соборов.

Западники (Т.Н. Грановский, В.П. Боткин, К.Д. Ка­велин, Е.Ф. Корш и др.) исходили из твердого убеж­дения, что Россия идет по европейскому пути — един­ственно возможному для цивилизованной страны. Рос­сия вступила на этот путь с опозданием, только в начале XVIII в., в результате реформ Петра Великого. Движение в «западном направлении» неизбежно должно привести к переменам в русской жизни, какие в свое время уже пережили западные страны: к заме­не крепостного труда свободным и преобразованию деспотического государственного строя в конституци­онный.

Таким образом, создавая различные концепции развития России, представители различных течений 1830— 1840-х гг. действовали, по сути, в одном направ­лении. Отмена крепостного права и переустройство деспотического государственного строя — вот те зада­чи, с решением которых должен был начаться второй выход России из кризиса.

Радикально настроенные А.И. Герцен, Н.П. Ога­рев, В.Г. Белинский в конце 1830-х— начале 1840-х гг. разделяли идеи западников. Будучи полностью соглас­ны с тем, что Россия идет по европейскому пути, на котором ее неизбежно ждет отмена крепостного пра­ва и введение конституции, радикалы не склонны были идеализировать современную им Европу. Буржуазный строй они подвергли резкой критике. Они считали, что Россия должна не только догнать западноевропейс­кие страны, но и совершить вместе с ними решаю­щий шаг к принципиально новому строю жизни — социализму

 

Глава VII

Революционно демократическое движение 60-х гг. XIX в. Народники

 
 


Рост внутренних противоречий в России во второй половине XIX в. объективно способствовал появлению наряду с либеральным и революционно-освободитель­ного движения. Оно имело ряд особенностей:

а) его главными фигурами являлись люди различных чинов и званий — мелкопоместные дворяне, выход­цы из крестьянства, купечества, духовенства;

б) по социально-классовому содержанию движение возникло в буржуазно-демократический период, что определялось всем ходом и характером соци­ально-экономического развития пореформенной России;

в) по своей идеологии это был преимущественно на­роднический период.

Главной задачей революционного движения во второй половине XIX в. была ликвидация остатков феодализма посредством крестьянской революции с переходом к социализму через крестьянскую общину, минуя капитализм.

Революционо-освободительное движение в России охваты-вает два основных этапа:

■ революционно-демократическое движение 1860-хгг.; я народническое движение 1870— 1880-х гг.

Видными представителями революционно-демокра­тического движения 1860-х гг. были публицисты из жур­нала «Современник» Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добро­любов. Сторонник социализма и демократии Черны­шевский враждебно относился к помещикам, считал, что отмена крепостного права должна стать как мож­но менее обременительной для крестьян и что нужно передать им большую часть земли. Более сдержанную позицию занимал эммигрант А.И. Герцен, вместе с Н.П. Огаревым издававший в Лондоне альманах «По­лярная звезда» (1855— 1868) и газету «Колокол» (1857 — 1867), К леворадикальному крылу принадлежал и жур­нал «Русское слово», возглавляемый Д.И. Писаревым. Писарев и его сторонники стремились освободить че-

ХIX столетие в российской истории

ловеческую личность абсолютно от всяких стеснений, считали, что ничего не должно стоять над ней. Сторон­ников Писарева часто называли «нигилистами» (от лат. «nihil» — ничего).

В советской историографии Чернышевский и его единомышленники рассматривались как зачинатели нового этапа в освободительном движении — разночин­ского (1861 — 1895). Оно пришло на смену прежнему этапу — дворянскому (1825 — 1861).

На рубеже 1860— 1870-х гг. формировалась идео­логия народничества, ставшая идейным знаменем радикальной молодежи. Будучи социалистами, народ­ники, следуя теориям Герцена и Чернышевского, счи­тали, что Россия пойдет к социализму, минуя капита­листическую стадию; опорой же для этого послужит крестьянская община, в которой народники видели со­циалистические черты. Считая главной задачей избав­ление народа от социально-экономического гнета, боль­шинство народников отрицали или приуменьшали зна­чение политической борьбы.

Вопрос о готовности народа перейти к новому строю вызывал среди народников споры и привел к формированию трех точений.

Теоретиком бунтарского течения был М.А. Бакунин (1814— 1876). Он родился в дворянской семье в 1814 г., окончил военное училище, служил офицером. За связи с революционерами и отказ вернуться по требованию правительства в Россию из-за границы был осужден на вечное изгнание и лишен всех прав. В 1848—1849гг. участвовал в буржуазных революциях на Западе. Дваж­ды приговоренный к смертной казни, был выдан рус­скому правительству и около 5 лет провел в казематах. После покаянного письма Николаю I М.А. Бакунин был сослан в Сибирь, откуда бежал через Японию в Север­ную Америку. Последние годы жизни его прошли в Западной Европе. М.А. Бакунин считал, что русский крестьянин по природе — социалист и бунтарь, поэто­му интеллигенции достаточно просто обратиться к кре­стьянству и поднять его на бунт.

Теоретиком пропагандистского направления был П.Л. Лавров (1823— 1900). Полковник артиллерии, про-

 

 

Глава VII

фессор П. Л. Лавров за активное участие в революци­онном движении был сослан, затем бежал за границу, где прожил всю оставшуюся жизнь. Свою теорию он изложил в «Исторических письмах», опубликованных в 1868— 1869 гг. Лавров считал, что народ надо гото­вить к социализму посредством пропаганды. Для это­го необходимо подготовить пропагандистов. Задачей их является хождение в народ не с целью организа­ции немедленного бунта, а для подготовки крестьян к революции. П.Л. Лавров говорило необходимости со­здания революционной организации, высказывал идею создания массовой партии. Большое внимание Лавров уделял нравственному облику революционе­ра, который должен быть предан идее, быть челове­ком кристальной чистоты. Он предостерегал от попы­ток создания культа непогрешности.

П.Н. Ткачев (1844—1885), участник нечаевского кружка, был идеологом заговорщического направления. В 1871 г. среди 80 с лишним лиц, судимых по делу молодого анархиста Сергея Нечаева, создавшего в России тайную экстремистскую организацию, находил­ся молодой публицист П.Н. Ткачев. Сосланный в Псков­скую губернию, он вскоре бежал за границу, где умер в 1885 г. в Париже. Последние годы он провел в пси­хиатрической больнице. П.Н. Ткачев считал, что хоро­шо организованная революционная партия должна захватить власть и, опираясь на нее, внедрить социа­лизм в русскую жизнь. По мнению ряда историков, П.Н. Ткачев предвосхитил методы, которыми в XX в. пользовался В.И. Ленин.

В начале 1870-х гг., а особенно в 1874 г. началось массовое «хождение в народ». В нем, по разным оцен­кам, приняли участие от одной до четырех тысяч чело­век. Вопреки ожиданиям народ-ников, крестьянство не поднялось на восстание и не пошло лавиной к социа­лизму. Трудности этой акции подорвали движение, но не остановили его. Учтя опыт неудач, народники ре­шили объединить усилия, создав в 1876 г. крупную революционную организацию «Земля и воля». Она на­считывала около 150 человек. Организацией руково­дили А.Д. Михайлов, Г.В. Плеханов, О.М. Гришинский,

ХIX столетие в российской истории

В.Н. Фигнер, Н.А. Морозов. Они создали в деревне ряд поселений: началось второе «хождение в народ».

Народники поддерживали рабочее движение, хотя отводили ему второстепенную роль. К народному дви­жению присоединились первые рабочие организации: «Южнорусский союз рабочих» (руководитель Е.О. Зас­лавский) и «Северный союз русских рабочих» (руко­водители В.П. Обнорокин, С.Н. Халтурин}.

Разочарование в возможности крестьянской револю­ции и преследования со стороны правительства породи­ли среди народников острые разногласия. В 1876 г. «Зем­ля и воля» раскололась. На прежних позициях осталась группа «Черный передел» (руководители Г.В. Плеханов, В.И. Засулич и др.). Они пытались продолжить пропаган­ду, но вскоре были разгромлены правительством и эмиг­рировали. Иную позицию заняла группа «Народная воля» (руководители А.И. Желябов, Н.А. Морозов, С.Л. Перовс­кая, А.Д. Михайлов и др.). Они считали, что остался только один путь — политическая борьба, и одна ее форма —террор. Народовольцы организовали ряд покушений на царя. Однако убийство царя Александра II не привело к разру­шению политической системы самодержавия. На престо­ле царя Александра II сменил Александр III. В 1880-х гг. «Народная воля» распалась.

Историческое значение революционного народни­чества заключалось в том, что оно выразило собой борьбу крестьянства против остатков крепостничества в пореформенной России. Они не увидели той силы, которая могла встать во главе борьбы с самодержави­ем. Такой силой был рабочий класс.

Рабочее движение в XIX в.

В конце 1870-х — начале 1880-х гг. в России завер­шился промышленный переворот, начавшийся в 1830 — 1840-х гг. Он определялся двумя факторами — эконо­мическим и социальным. Экономический заключался в переходе от мануфактуры к фабрике, т. е. замене руч­ного труда машинным. Социальный фактор характе­ризовался формированием новых классов: промыш­ленного пролетариата и буржуазии.

 

Глава VII

История рабочего движения России прошла ряд этапов.

Первый этап (60—70 гг. XIX в.) «...Борьба выража­лась тогда в отдельных восстаниях рабочих, которые разрушали здания, ломали машины, били фабричное начальство и т. п. Это была первая начальная форма рабочего движения...» Затем рабочее движение посте­пенно приобрело ряд особенностей, не имевшихся в движении народников. Во-первых, утверждается стач­ка как специфическое политическое средство борьбы и сопротивления капиталистической эксплуатации. Так, за период с 1861 по 1869 г. произошло 63 стачки, а с 1870 по 1875 г. — 323. Во-вторых, создаются рабо­чие организации, что означало первую попытку рабо­чих встать на путь самостоятельной политической борьбы. В их идейных позициях были сильны еще взгляды народничества, однако заметное влияние на них оказывали идеи 1 Интернационала. Первым воз­ник «Южнорусский союз рабочих» (1875). Создателем «Союза», был Е.О. Заславский — революционер-ин­теллигент. «Союз» насчитывал до 60 активных членов и 160 — 200 сочувствующих. Цели и задачи «Союза» излагались в уставе, признававшем необходимость на­сильственного переворота. «Союз» просуществовал 8 — 9 месяцев и в конце 1875 г. был разгромлен поли­цией. В конце 1879 г. в Петербурге рабочими В.П. Об-норокиным и С.Н. Халтуриным создается «Северный союз русских рабочих». В него входило 200 членов и столько же сочувствующих. Главной целью «Союза» было «ниспровержение существующего политическо­го и экономического строя государства, как строя крайне несправедливого». В 1881 г. «Союз» был раз­громлен полицией.

Таким образом, создание первых рабочих органи­заций свидетельствовало о том, что рабочие стали по­степенно подходить к пониманию необходимости не только экономической, но и политической борьбы, пониманию роли пролетариата в революционно-осво­бодительной войне.

Второй этап рабочего движения (1880-е — середи­на 1890-х гг.) связан с дальнейшим развитием рабочего

 

ХIX столетие в российской истории

движения, когда «...рабочие стали уже понимать враж­дебность интересов класса рабочих и класса капитализ­ма...» В это время происходит проникновение марксиз­ма в Россию. Основателем русского марксизма стал Г.В. Плеханов. Он родился в семье мелкопоместного дво­рянина. Преследуемый за активное участие в движе­нии народников, в 1880 г. бежал за границу. На родину он вернулся после Февральской революции в 1917 г. и вскоре умер от туберкулеза. Большую роль в распрос­транении революционных идей в России сыграла груп­па «Освобождение труда». Она была создана в 1888 г. в Женеве. В нее вошли бывшие члены организации «Чер­ный передел» Г.В. Плеханов, В.И. Засулин, Л.Г. Дейч, В.Н. Игнатьев. Основателем и руководителем группы был Плеханов. Группа ставила следующие задачи:

■ распространение идей научного социализма;

■ критика народничества и рассмотрение важней­ших вопросов русской общественной жизни с точ­ки зрения научного социализма и интересов тру­дящегося населения России.

За 20 лет (с 1880 по 1900} группа «Освобождение труда» издала более 250 работ, в том числе были переве­дены на русский язык труды К. Маркса и Ф. Энгельса. Большую роль в разгроме взглядов народников сыграли работы Г.В. Плеханова «Социализм и политическая борь­ба», «Наши разногласия», «К вопросу о развитии поли­тического взгляда на историю».

Таким образом, Г.В. Плеханов положил начало тео­ретической борьбе с народничеством. Он был первым русским марксистом, показавшим, что главную роль в русской революции будет играть пролетариат, и много сделал для победы марксизма в России.

В это же время в России шел активный процесс образования социал-демократических организаций.

Одной из первых социал-демократических органи­заций в России была группа Д. Благоева. Возникла она в 1883 г. и называлась «Партия русских социал-демок­ратов». Ее практическая деятельность состояла в орга­низации рабочих кружков на предприятиях Петербур­га и пропаганде в них социалистических идей. Всего было создано 15 кружков по 6—10 человек. После аре-

 

 

Глава VII

ста Д. Благоева в 1885 г. группа прекратила существо­вание. В 1885 г. в Петербурге рабочим-революционе­ром П.В. Точисским была создана организация «Това­рищество санкт-петербургских мастеровых». Органи­зация готовила пропагандистов из рабочей среды, имела подпольную библиотеку, склад нелегальной ли­тературы и кассу взаимопомощи. В 1888 г. организация была разгромлена. В 1898 г. под руководством студента технологического института М.И. Бруснева было созда­но «Социал-демократическое общество», которое объе­диняло до 20 кружков. Организация М.И. Бруснева одной из первых поставила вопрос об объединении марксистов во всероссийском масштабе. В 1892 г. орга­низация прекратила свое существование. Кроме Петер­бурга марксистские кружки и группы имелись в Москве, Поволжье, на Урале, Украине. В конце 1887 — начале 1888 г. появилась марксистская группа в Казани. Руково­дителем ее былН.Е. Федосеев. В работе одного из его круж­ков принимал участие студент Казанского университета В.И. Ульянов (Ленин).

Третий этап (1894-1898). Процесс формирования массового революционного движения проходил в ост­рой борьбе между социал-демократами, либеральными народниками и «легальными марксистами». Вторая половина 1890-х гг. характеризуется активными дей­ствиями социал-демократов по созданию своей соб­ственной партии. В это время на политическую арену выходит будущий лидер большевиков — В.И. Ленин (1870— 1924), Начался ленинский этап в развитии мар­ксизма.

Осенью 1895 г. под руководством В.И. Ленина все марксистские кружки Петербурга были объединены в единую политическую организацию «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». Он был построен на принципах централизации, строгой дисциплины, кон­спирации, тесной связи с рабочими. Впервые в России на практике марксизм был соединен с рабочим движе­нием. «Союз» являлся зачатком партии нового типа.

1 — 3 марта 1898 г. в Минске строго конспиративно состоялся I съезд РСДРП. Всего на съезде было 9 деле­гатов. Делегаты съезда приняли решение о слиянии всех

 

ХIX столетие в российской истории

местных социал-демократических организаций в единую Россий-скую социал-демократическую партию. Названи­ем «российская» подчеркивалось, что новая партия объ­единяет рабочих независимо от национальной принад­лежности. Уже после съезда в название партии было до­бавлено слово «рабочая». Однако съезд не смог выработать программу и устав партии, преодолеть раз­дробленность социал-демократического движения.

Таким образом, I съезд РСДРП стал важной вехой в истории создания социал-демократической партии, закономерным этапом в развитии российского рабоче­го движения. В условиях приближавшейся революции 1905— 1907 гг. общественные движения России вступи­ли в этап политического оформления партий и тече­ний, выражавших интересы определенных социальных слоев и классов.

 
 


Выводы

XIX в. — век противоречий в развитии России, век побед и поражений, век вступления ее на капита­листический путь развития.

Большое значение имели попытки реформирова­ния России на основе идей М.М. Сперанского, но государство еще не было готово к этому. Огромное влияние на развитие страны оказала по­беда в Отечественной войне 1812 г. Эпоха Александра II — эпоха важных преобразо­ваний во всех сферах жизни страны. В это столетие появились общественные организа­ции, чья деятельность имела большое значение для последующего, XX в.

 

 
 


Вопросы для самоконтроля

1.Какие изменения произошли в территории и населении Российской империи в XIX в.?

2.Каковы были причины, характер и особенность Отече­ственной войны 1812г.?

3. Каковы причины и последствия выступления декабрис­тов?

 

 

Глава VII

 

4. Чем были вызваны реформы в России XIX в.?

5. Какие факторы предопределили условия крестьянской ре­формы?

6. Охарактеризуйте суть реформ Александра II.

7.В чем заключались причины революционного движения в пореформенной России?

8.Каковы последствия и значения реформ 1860-х гг. для России?

 

 

 
 


Литература

1. Великие реформы в России. 1856— 1874 гг. / Под ред. Л.Г Захаровой. М„ 1992.

2. Зайончковский П.А. Отмена крепостного права в России. М., 1968.

3. Захарова Л.Г. Самодержавие и отмена крепостного права в России. 1856-1861. М., 1984.

4. Российские самодержцы. М. 1992.

 

 

ХIX столетие в российской истории

 
 


Структурно-логические схемы

Схема 25

РЕФОРМЫ В РОССИИ

Я половина XIX в.

духовная
политическая
Социально - экономическая
Сферы общественной жизни
духовная

                         
   
       
 
       
просвещение
 
 
       
печати
 
 
 
 
 


 

 

Глава VII





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-28; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 3013 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получится - вы тоже правы. © Генри Форд
==> читать все изречения...

2215 - | 2158 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.