Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


II этап: 1553-1560 гг. Начался после взятия Каза­ни (1552).




1. Была проведена приказная реформа, создана стройная система исполнительной власти и управ­ления, включавшая 22 приказа.

2. К 1556 г. ликвидируются системы кормления, и местная власть переходит от наместников волос­тей из бояр к губным старостам, обычно избирае­мым из провинциальных дворян.

3. В 1556 г. принимается «Уложение о службе». Оно устанавливало единый порядок организации воин­ской службы. Один феодал, как боярин, так и дво­рянин, должен был выставить одного человека «оружного и об один конь» от 100 десятин своих земель и пешего воина от каждых неполных 100 десятин. За невыполнение налагался штраф. Это позволило увеличить численность дворянской кон­ницы. Устанавливалось твердое денежное доволь­ствие на период несения службы. Реформа была направлена на усиление военной мощи государ­ства и выравнивание обязанностей дворянства и бояр в несении государственной службы.

В целом проведенные реформы носили компро­миссный характер и были направлены на примирение интересов старой боярской аристократии и нового служилого сословия. Именно на основе этого «граж­данского мира», очевидно, и предполагалось достигнуть исторического прогресса России. Но этот компромисс оказался более чем эфемерным.

В 1560 г. Адашев и Сильвестр попадают в опалу, а их правительство прекращает свое существование. Историк С. Веселовский полагает, что именно с этого времени в Московском государстве началась смута, продолжавшаяся 70 лет.

 

РУСЬ: ОТ РАЗДРОБЛЕННОСТИ К ЦЕНТРАЛИЗОВАННОМУ ГОСУДАРСТВУ

 

Первая размолвка между царем и его единомыш­ленниками произошла еще в 1558 г. на почве внешне­политических устремлений. Адашев, Сильвестр и их сторонники считали необходимым продолжать актив­ную внешнюю политику на юге и востоке, а царь уст­ремил свой взор на Ливонию.

Что же лежало в основе конфликта? В чем была причина падения «Избранной рады»? Проанализиру­ем, как изменились структура власти и ее наполнение в ходе реформ. На смену вертикали: царь — Боярская дума — руководимые боярами приказы — волостели и наместники — пришла новая организация: правитель­ство, состоящее из новой служилой аристократии, — приказы под руководством служилых людей —. изби­раемые из дворян губные старосты — излюбленные старосты, избранные «простым всенародством». Царю, как видим, в этой бюрократической вертикали места было явно маловато, он оказывался над ней, но лишал­ся возможности непосредственного управления, т. е. превращался в почетного подопечного своих советни­ков. Таким образом, рельефно обозначилась тенденция ограничения самодержавия и определялась сила, оли­цетворявшая ее, — «Избранная рада».

Ей и остаткам боярской аристократии, которая так­же угрожала самодержавию, Иван IV и объявил войну не на жизнь, а на смерть.

Дальнейшая судьба членов «Избранной рады» была незавидной: Сильвестра постригли в монахи и отпра­вили на Соловки; окольничего Алексея Адашева и его брата Данилу царь послал на войну с Ливонией (когда туда прибыли люди, чтобы их арестовать, то Алексей уже умер, а Данила был схвачен и казнен). В перепис­ке же с отъехавшим в Литву князем Андреем Курбс­ким Иван Грозный не называл «Раду» иначе как «злобесный совет», который «вся строения и утверждения по своей воле и своих советников творяще».

Итак,мы можем сделать заключение, что главной особеннос-тью ментальности Ивана Грозного как госу­дарственного деятеля, а также определенной части российского служилого сословия было утверждение в их сознании приоритета государственного устройства

 

Глава III

на жестких вертикальных связях и подданства всего общества власти обожествляемого единоличного пра­вителя. Для воплощения этого идеала Иваном Грозным был создан специальный механизм — институт оприч­нины (1564-1572).

3 декабря 1564 г. Иван Грозный с семьей и, что удивило московский люд, с казной, святыми иконами и громадным обозом выехал из столицы в Коломенское на богомолье (Николин день).

Только через месяц царь объявился в Александров­ской слободе, откуда отправил письмо митрополиту Афа­насию, в котором сообщал, что положил свой гнев «на архиепископов и епископов, и на архимандритов, и на игуменов, и на бояр своих, и на дворецкого, и на коню­шего, и на окольничих, и на казначеев, и на дьяков, и на детей боярских, и на всех приказных людей», а на про­стой народ государь, мол, гнева не держит. Таким путем царю удалось создать в среде посадского и крестьянс­кого населения мнение, что изменники вынудили его оставить царство и бежать куда глаза глядят. Ну а в ряды изменников Иван записал всех, кто мог представлять хоть малейшую угрозу его единовластию.

Дальше все развивалась по этому плану полити­ческого шантажа, основанного на вере русского люда в то, что царская власть от Бога и без нее погибель всем будет, на всегдашней русской жалости к обижен­ным и тяге к справедливости: народные слезы, чело­битные о возвращении на царство, смятение в умах, волнения в московском посаде, подогреваемые царс­кими посыльными, крестный ход в Александровскую слободу.

Все это дало возможность царю выдвинуть ульти­матум думе и митрополиту. Сущность царских требова­ний сводилась к следующему. Вся территория государ­ства разделялась на земщину и опричнину («опричь» — кроме). В земщине сохранялись старые порядки, и уп­равлялась она Боярской думой. В опричных же землях всем распоряжался царь.

Опричнина состояла из особого двора с думными и приказными людьми, дворянами, стрельцами и челя­дью. Общая же численность опричного войска дости-

 

РУСЬ: ОТ РАЗДРОБЛЕННОСТИ К ЦЕНТРАЛИЗОВАННОМУ ГОСУДАРСТВУ

 

гала 5 — 6 тыс. человек. Центром опричнины была Алек­сандровская слобода.

В опричном войске были стерты все грани между выходцами из знатных боярских родов и безвестными дворянами. Высшей и единственной ценностью призна­валась личная преданность царю, который сам занимал­ся комплектованием опричнины. Среди наиболее изве­стных и видных опричников необходимо назвать Ма-люту Скуратова, Бориса Годунова, Алексея Басманова, Богдана Вельского и др. О делах опричников хорошо говорит их прозвание народом — кромешники. Ну а о нравах дает представление спектакль Малого театра «Князь Серебряный» по одноименному роману А.К. Тол­стого с Юрием Соломиным в главной роли.

Очень важно отметить, какие именно территории вошли в опричнину. Это были южные территории, где наиболее была развита аграрная сфера: Малоярославецкий, Медынский, Перемышльский и другие уезды; Поморье, Двинский край, Вологодский уезд, окрестно­сти Селигера — здесь широко были развиты промыс­лы, быстро развивались отношения рынка и частной собственности в среде купцов и промысловиков; запад­ные земли, близкие к литовской границе, где наиболее сильны были традиции и влияние польско-литовской шляхетской вольности.

Вотчинники и помещики, не попавшие в опричное войско, были выселены из опричных территорий. Та­кая же участь ожидала и их дворовых людей, и крепо­стных, черносошных крестьян, и купцов, не согласных с новыми порядками.

Ну и наконец за свой «подъем» (переезд) Гроз­ный налагал на земщину огромный денежный по­бор — 100 тыс. руб. Чтобы представить себе истинный размер данных подъемных, отметим, что село с несколь­кими деревнями продавали за 100 — 200 руб., а самый высокий боярский годовой оклад составлял 400 руб.

Таким образом, наиболее сильный удар опрични­на нанесла по крупным, средним и мелким земельным собственникам, таящим в себе угрозу царскому само­державию, т. е. собственность делала их независимы­ми от власти и заставляла ее служить их интересам.

 

 

Глава III

Это была, пожалуй, главная цель Ивана Грозного, ко­торую, рассуждая о Европе в письме к А. Курбскому, он сформулировал в шести словах: «Тамо особь кажо о своем печеся...», т. е. подразумевалось, что в России каждый должен печься о государстве, отождествляе­мом с личностью царя.

Общественное же мнение широких народных масс было, как мы уже говорили выше, подготовлено к тому, что всенародно поддержанный государь дол­жен жестоко расправиться со своими врагами-из­менщиками.

Молот опричного террора опустился на все соци­альные группы населения, а наковальней послужила их ментальность — готовность терпеть любые лише­ния во имя высокой идеи самодержавия православно­го царя.

Вот лишь несколько сюжетов кровавой опричной эпопеи. Когда после окончания заседаний Земского собора 1566 г. часть его участников из числа дворян осмелились подать царю челобитную с различными жалобами, то более 200 челобитчиков были казнены.

Только в один день 25 июля 1570 г. в Москве было казнено 120 человек.

Во время карательной экспедиции в Новгород, где Грозный желал расправиться с непокорной купеческо-ремесленной верхушкой посади было уничтожено, по подсчетам различных историков, от 3 до 15 тыс. человек, в том числе женщин и детей.

Своего брата Владимира Старицкого Грозный выз­вал в Александровскую слободу и приказал ему, а так­же его жене Ав-дотье Одоевской и 9-летней дочери Ев­докии выпить отрав-ленное вино.

Известный воевода Борис Александрович Репнин отказался участвовать в пьяном Маскараде опричников и был убит по приказу царя у алтаря на молитве.

Боярина Ивана Петровича Федорова, обвиненно­го в намерении захватить престол,Грозный сам ввел в палаты,усадил на трон,а за-тем со словами:«Как в моей власти поместить тебя на этом троне, так в той же самой власти лежит и снять,тебя»,всадил в боя­рина нож.

 

РУСЬ: ОТ РАЗДРОБЛЕННОСТИ К ЦЕНТРАЛИЗОВАННОМУ ГОСУДАРСТВУ

 

Подведем социально-политические и хозяйствен­ные итоги опричнины.

1. Выселением и карательными акциями подорваны производительные силы основных сельскохозяй­ственных районов страны. В Московском уезде было разорено 75% всех крестьянских дворов, а в Новгородской области 92%.

2. Фактически был уничтожен класс собственников, вместо них появились просто владельцы земли, не способные противостоять власти-собственности.

3. Разрушены посады Москвы, Новгорода, Пско­ва — крупнейшие ремесленно-торговые центры страны.

4. Резко уменьшилось число черносошных кресть­ян, которые вместе с землей попадали во владе­ние к боярам и помещикам, выселенным из оп­ричных районов. В первый, 1565 г. опричнины для выселенцев потребовалось не менее 1500 помес­тий или вотчин. Только в одной Едомской волости Ярославского уезда 40 выселенцам было роздано свыше 200 деревень.

5. Отношения власти и общества были выведены из сферы юридического и нравственного регулиро­вания. Дворяне и бояре фактически лишались пра­ва отъезда. В обществе установились отношения подданства.

6. Нарушена система комплектования и организация войска. Для помещения 5 — 6 тыс. опричников при­шлось выселить 7,5 —9 тыс. обученных и сплочен­ных в боях и подготовленных бойцов дворянской конницы, при общей численности их в войске — 30 тыс.

Из всего вышесказанного становится ясно, что, вводя опричнину, Иван Грозный стремился окончатель­но утвердить обожествляемый обществом самодержав­ный строй путем уничтожения любых, как реальных, так и гипотетических, противников этого, насаждая страх и покорность среди населения. Лишь два чело­века — Андрей Курбский и Филипп Колычев — осме­лились открыто выступить против царя.

Глава III

Таким образом, во второй половине XVI в. москов­ское общество максимально приблизилось по своей форме и содержанию к восточной деспотии. Но не стало ей в полном смысле, поскольку в низах общества в системе корпоративных общин продолжала действо­вать законсервированная прямая общинная демокра­тия. Противостояние общества и власти на данном ис­торическом этапе окончилось победой власти, общество не смогло взять ее под свой контроль.

Подводя итог нашим рассуждениям об опричнине, хотелось бы остановиться на некоторых ее оценках, сложившихся в отече-ственной исторической науке. Официально после Постановления ЦК партии 1946 г. о второй серии фильма С. Эйзенштейна «Иван Гроз­ный» действия опричного войска рассматривались в основном как прогрессивные. Ну а какие мнения име­лись у ученых?

С. Платонов, Н. Павлов-Сильванский, Р. Скрынников увидели в опричнине борьбу боярской аристокра­тии против нарождаю-щегося самодержавия.

Н. Карамзин полагал опричнину следствием ду­шевной болезни Ивана Грозного.

С. Соловьев оценивал опричнину как прогресс в утверждении государственных начал над родовыми.

М. Довнар-Запольский проводил параллель между опри-чниной и европейскими процессами отделения личного домена государя от общегосударственных уч­реждений.

B. Кобрин рассматривал опричнину как последний акт дра-матической борьбы старого удельного и нового государственного порядков.

C. Веселовский и А. Зимин видели в опричнине проявление деспотизма и насилия в отношении всех социальных групп насе-ления, а также следствие ги­пертрофированной централизации госу-дарственной власти.

С последним мнением солидаризируется и позиция В. Ключевского,писавшего:«Опричнина, выводя кра­молу,вводила анархию,оберегая государя, колебала са­мые основы государства. Направленная против вообра­жаемой крамолы, она подготовила действительную».

РУСЬ: ОТ РАЗДРОБЛЕННОСТИ К ЦЕНТРАЛИЗОВАННОМУ ГОСУДАРСТВУ

 

Разруха в стране, в обществе, в умах и сердцах людей, неспособность их противостоять военной угро­зе извне, о чем речь пойдет ниже, очевидно, убедили Ивана IV в нежизнеспособности его детища.

В 1572 г. опричнина была отменена, а само упоми­нание о ней запрещено под страхом наказания кнутом.

В 1575— 1576 гг. Иван Грозный частично организа­ционно восстановил опричнину, выделив из террито­рии особый «государев удел» и поместив в нем вер­ных себе дворян. При этом в Успенском соборе был торжественно коронован великим князем всея Руси служилый крещеный татарский царевич Симеон Бекбулатович (Саин-Булат), а Иван Грозный стал имено­ваться князем Иваном Московским. Какой мыслью в воспаленном мозгу самодержца была порождена эта комедия, неясно, но далеко идущих последствий она не имела.

Чтобы хоть как-то спасти от разорения главную военную силу государства — владельцев поместий, одна треть которых была переселена в новые местности, Грозный в 1581 г. издает так называемый «Указ о запо­ведных летах», предусматривавший временное, на не­определенный срок прекращение выхода крестьян в Юрьев день и их вывоза с определенных территорий.

Между 1575 г. и своей смертью в 1584 г. Иван Грозный успел убить в ссоре старшего сына, наслед­ника престола царевича Ивана, не отличавшегося ха­рактером от отца в лучшую сторону; назначить наслед­ником престола психически ненормального Федора; жениться в 5-й, 6-й и 7-й раз (Анастасия Романова-За­харьина, Мария Темрюковна, Марфа Собакина, Анна Колтовская, Анна Васильчикова, Василиса Мелентьева, Мария Нагая). Может быть, царь успел бы и в 8-й раз сходить под венец, но умер внезапно, за игрой в шахматы. (Современники поговаривали, что зятю Малюты Скуратова Борису Годунову и племяннику Малюты Богдану Вельскому надоело жить в постоянном страхе опалы, а тут и яд приличный подвернулся.)

Но главные усилия Грозного после отмены оп­ричнины были направлены на дела внешнеполити­ческие.

 

Глава III

 

 

Внешняя политика России





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-28; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 580 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Что разум человека может постигнуть и во что он может поверить, того он способен достичь © Наполеон Хилл
==> читать все изречения...

2458 - | 2274 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.