В 1850-1860 гг. продолжалась колонизация Австралии, Новой Зеландии и Южной Африки. Но положение в этих переселенческих колониях резко отличалось от положения в остальной английской колониальной империи, территории которых с самого начала стали заселяться выходцами из метрополии. Переселенческие колонии воспроизводили в значительной степени присущую метрополии систему экономических и социальных отношений. В первые годы существования переселенческих колоний население их подвергалось политической дискриминации, имевшей прежде всего экономическую основу. Буржуазия Англии стремилась не допустить возникновения в переселенческих колониях промышленности, надеясь удержать их на положении удобного рынка сбыта и источника сырья для метрополии. Население переселенческих колоний было фактически лишено права принимать какие-либо решения даже по внутренним вопросам колоний.
Экономические и политические ограничения ставили переселенцев в особое неравноправное положение. Это вело к отчуждению и обособлению переселенцев от метрополии и способствовало, в конечном счете, рождению новых наций. Важную роль играло то обстоятельство, что в переселенческие колонии, кроме англичан, попадали выходцы из различных стран Европы. Так, например, среди переселенцев с Британских островов в английских колониях был велик удельный вес ирландцев и шотландцев, которые были весьма далеки от лояльности по отношению к Англии, а также эмигрантов европейского континента.
Метрополии не удалось воспрепятствовать возникновению в переселенческих колониях отраслей промышленности, конкурирующих с промышленностью Англии. Сами переселенцы, покидая метрополию, уносили с собой сложившиеся в ней традиции, навыки к труду и определенную профессиональную выучку и выступали носителями новых буржуазных отношений. Развитие капитализма в переселенческих колониях происходило от уровня, достигнутого в Англии. То обстоятельство, что капитализм развивался в этих колониях на почве, более свободной (в Канаде) или практически совсем свободной (в Австралии) от феодализма, способствовало сравнительно высоким темпам этого развития.
Целью метрополии оставался неограниченный контроль над жизнью переселенческих колоний. Усиливавшаяся буржуазия колоний и поддерживавшее ее население требовали самоуправления. Завоевание независимости тринадцатью североамериканскими колониями оказало влияние на развитие других переселенческих колоний. Не сумев подавить выступления за независимость в них, Англия пошла на реформы - предоставление внутреннего самоуправления переселенческим колониям.
Канада
Путь Канады от колонии к доминиону имел свои особенности и связан был с конкретной обстановкой, сложившейся в конце XVIII в. Экономические противоречия между бывшей Французской Канадой и ее новой метрополией, Англией, были меньшими, чем противоречия между Англией и ее колониями в Северной Америке. Более того, правящие круги бывшей Французской Канады видели в связях с новой метрополией определенную гарантию от полного подчинения или поглощения страны экономически более сильными соседними колониями с английским населением. Все это привело на первый взгляд к парадоксальному положению: завоеванная Англией Французская Канада стала опорой английского влияния в Северной Америке.
Правительство Англии сознательно стремилось заручиться поддержкой французского населения Канады в назревавшем конфликте со своими североамериканскими колониями. В мае 1774 г. Англия издала Квебекский акт, известный как «Великая хартия вольностей Французской Канады». Актом устанавливались границы колонии Квебек (так стала называться бывшая Французская Канада). При этом в состав ее была включена огромная территория, на которую претендовали старые английские колонии (в настоящее время на этой территории расположены штаты Огайо, Мичиган, Висконсин, Иллинойс и Индиана). Гарантировалась также свобода вероисповедания для католиков.
Традиционная английская политика «разделяй и властвуй» принесла свои плоды. Во время войны за независимость в Северной Америке 1775-1783 гг. Канада служила убежищем для лоялистов - сторонников сохранения власти Англии над колониями в Северной Америке.
В 1776 г. американскими войсками временно был захвачен Монреаль и осажден город Квебек. Одной из основных причин поражения американцев в Канаде было решительное противодействие ее французского населения попыткам присоединения страны к США. Во время переговоров, предшествовавших подписанию Версальского мирного договора 1783 г., США требовали присоединения Канады в качестве возмещения за ущерб, причиненный им войной. Однако союзники США - Франция, еще не отказавшаяся от надежд восстановить свои позиции в Канаде, и Испания, опасавшаяся чрезмерного усиления США, - не поддержали этого требования. Англия сохранила за собой Канаду.
Англия, еще не отказавшаяся в то время от намерения восстановить контроль над 13 бывшими колониями, придавала исключительно большое значение сохранению своего господства над Канадой. В свою очередь, крепнувшая буржуазия США стремилась к захвату Канады с целью ликвидации английской угрозы и установления своего господства на Североамериканском континенте. Кроме этого молодая республика видела в Канаде также наиболее удобный рынок сбыта для своих товаров. Все это способствовало возникновению войны между Англией и США 1812-1814 гг., которая развеяла не только американские планы захвата Канады, но и иллюзии Англии о возможности восстановления господства над 13 бывшими английскими колониями. По мирному договору 1814 г. в Северной Америке сохранялось статус-кво.
В 30-х гг. в Канаде развернулось движение за создание ответственного правительства, которое в 1837 г. привело к восстанию, а в 1838 г. к выступлению в Нижней и Верхней Канаде. Несмотря на то, что они были подавлены Англией, эти выступления оказали большое воздействие на английскую политику по отношению не только к Канаде, но и к другим колониям. В середине 1838 г. правительство Англии направило в Канаду графа Дерхема, одного из авторов законопроекта о парламентской реформе 1832 г., известного своими либеральными взглядами. Ему было поручено изучить возможность проведения реформ. Идеологи канадской буржуазии, требовавшие самоуправления, - Джозеф Хау и Роберт Болдуин - предупреждали Дерхема, что, если Англия не согласиться создать ответственное правительство в колониях Британской Северной Америки, она должна будет удерживать их только силой оружия.
Отчет Дерхема действительно признавал необходимость создания в Канаде правительства, ответственного перед парламентом, однако предлагалось в то же время ограничить его права. Вопросы внешней политики, торговли и распределение земельного фонда Дерхем рекомендовал оставить в ведении английского правительства. Предоставление самоуправления Канаде Дерхем рассматривал как необходимую меру для того, чтобы предотвратить поглощение ее Соединенными Штатами. Только в 1848 г. английское правительство согласилось создать ответственное перед парламентом правительство Канады. В 1848-1855 гг. были созданы ответственные правительства в других колониях, входивших в Британскую Северную Америку, - в Новой Шотландии, на острове Принца Эдуарда, в Нью-Брансуике.
В марте 1867 г. английский парламент принял акт о Британской Северной Америке. Согласно этому акту провинции Канада (объединяла Верхнюю и Нижнюю Канаду), Новая Шотландия и Нью-Брансуик объединялись в один доминион под общим названием «Канада» (формально Канада считалась конфедерацией). Учреждался парламент доминиона по типу английского в составе двух палат - палаты общин, избираемой населением, и сената, назначаемого английским генерал-губернатором. Англия целиком сохраняла контроль над внешними сношениями доминиона. Акт о Британской Северной Америке вступил в силу 1 июля 1867 г. Возник первый британский доминион, правительство которого возглавил консерватор Дж. Макдоналд, которого называют также «канадским Бисмарком».
Австралия
Потеря Англией ее 13 североамериканских колоний послужила непосредственной причиной английской колонизации Австралии. Необходимость компенсировать потери в Северной Америке захватом новых территорий подтолкнула английское правительство обратить внимание на незадолго до этого вторично открытую Куком «Южную землю» (Terra Australis) и приняло закон о создании каторжного поселения в Австралии, сделав ее местом ссылки. В 1788 г. было основано первое каторжное поселение, получившее название Сидней (в честь одного из английских министров лорда Сиднея). Уже в 1793 г. в Австралию прибыла первая группа свободных поселенцев из Англии, однако приток свободных был невелик, и колонизация континента осуществлялась прежде всего путем создания новых каторжных поселений.
Вначале английские поселения концентрировались вдоль юго-восточного побережья континента. В 1824 г. на базе этих поселений была создана первая английская колония в Австралии - Новый Южный Уэльс. В 1827 г. правительство Англии официально объявило об установлении английского суверенитета над всей Австралией. По мере увеличения численности европейского населения возникали новые колонии. В 1825 г. из Нового Южного Уэльса выделилась колония Тасмания. В 1829 г. была создана колония Западная Австралия, в 1836 г. - Южная Австралия. В 1851 г. была объявлена отдельной колонией выделившаяся из Нового Южного Уэльса Виктория. В 1859 г. образовалась колония Квинсленд.
Середина XIX в. стала важным переломным моментом в истории Австралии. Открытие золота в колонии Виктории и последовавшая за ним «золотая лихорадка» (1851-1861 гг.) привели к быстрому развитию экономики. Развернулась массовая свободная иммиграция. Крупные овцеводы - скваттеры, «скваттократия», были опорой английского правительства. Именно против их засилья в политической жизни колоний, за предоставление парламентского представительства боролись сторонники чартистов в Австралийских колониях. Последовавшее в 1854 г. восстание золотоискателей подтолкнуло английское правительство ускорить вопрос о предоставлении колониям внутреннего самоуправления. В 1855 г. получили внутренне самоуправление Новый Южный Уэльс, Виктория, Южная Австралия и Тасмания. Но последние английские войска покинули территорию Австралии только в 1870 г.
Новая Зеландия
В то время как в Канаде и Австралии происходила борьба за самоуправление, развернулась английская колонизация Новой Зеландии. Первые европейцы появились в Новой Зеландии в самом конце XVIII в. Это были торговцы-авантюристы, беглые каторжники из Австралии и миссионеры. За пару ружей, за несколько бутылок виски они покупали у маорийских вождей (маори - коренное население страны) огромные участки земли.
В конце 30-х годов XIX в. в Англии возникло несколько компаний, ставивших своей целью колонизацию Новой Зеландии. Первая группа поселенцев основала город Веллингтон. К началу 1840 г. Англия захватила всю Новую Зеландию. Специальный представитель английского правительства заключил 7 февраля 1840 г. в поселке Вайтанги договор с маорийскими вождями. Договор гласил, что маорийские вожди «уступают ее величеству королеве Англии полностью и без оговорок все права и полномочия суверенитета». Маори была обещана договором «королевская защита» и все права и привилегии английских подданных». Английское правительство весьма спешило с аннексией Новой Зеландии, так как Франция совершенно определенно проявляла стремление к установлению своего контроля над этой страной.
«Гарантии» маори, включенные в договор Вайтанги, остались на бумаге. После установления английского суверенитета над Новой Зеландией начался разгул земельной спекуляции. Земли захватывались, как правило, путем спаивания маорийских вождей и путем прямого насилия. Начался процесс обезземеливания маорийских племен, вызвавший в 1843 г. так называемые маорийские войны, в которых маори пытались приостановить захват своих земель европейцами.
В условиях упорного сопротивления маори английской колонизации колониальные власти стремились обеспечить себе поддержку со стороны английских поселенцев. Это привело к тому, что в Новой Зеландии поселенцам было дано право создать представительные учреждения. В 1855 г. Новой Зеландии одновременно с австралийскими колониями Англии было предоставлено внутреннее самоуправление.
Капская колония
В Южной Африке с XVII в. существовала находившаяся под управлением нидерландской Ост-Индской компании небольшая Капская колония. Население ее состояло из буров (африканеров) - потомков выходцев из Голландии, принадлежавших им негров-рабов и «свободного» африканского населения. В конце XVIII в. Капскую колонию захватили англичане. Венским трактатом 1815 г. она была закреплена за Англией.
Установление английского господства ущемляло интересы буров. Для упрочения своего контроля над стратегически важным владением английское правительство стало поощрять эмиграцию в Капскую колонию из Англии. Власти колонии предоставляли целый ряд привилегий английским поселенцам. Английский язык был объявлен официальным языком администрации. Таким образом, буры, угнетавшие местное африканское население, в то же время сами подвергались притеснениям со стороны колониальных властей. Недовольство буров английским правлением особенно усилилось после отмены в 1834 г. рабства в Капской колонии.
Недовольство буров вылилось в так называемый исход их из Капской колонии - переселение на север и восток, в прилегающие к колонии «свободные» районы Африки. Переселение началось в 1835 г. Сломив силой сопротивление африканских племен, бурские переселенцы захватили их земли. На этих землях к середине века возникли две независимые бурские республики - Трансвааль и Оранжевая. В 1852 г. Англия признала независимость Трансваальской республики, в 1854 г. - Оранжевой республики.
Власти Капской колонии в свою очередь проводили политику подчинения все новых и новых «свободных» территорий. С 1811 по 1858 г. они вели шесть захватнических войн против племен коса (кафрские войны), а также войны против басуто, зулу и других племен. За 1848 - 1850 гг. территория английских владений на юге Африки удвоилась, в частности к Капской колонии был присоединен Наталь. В то же время происходил быстрый рост английского населения в Южной Африке. Открытие в 1867 г. алмазных россыпей способствовало усилению английской иммиграции. В середине XIX в. английское правительство согласилось на создание первых представительных учреждений в Капской колонии. В 1872 г. Капской колонии было предоставлено внутреннее самоуправление.
Добившись самоуправления, переселенческие колонии Англии в то же время не проявляли большого стремления к независимости. Это объяснялось рядом причин. Буржуазия переселенческих колоний была в своем подавляющем большинстве заинтересована в тесных экономических связях с метрополией. Правящие круги этих колоний также были заинтересованы в политических связях с ней, рассматривая их как гарантию от посягательств со стороны других крупных держав.
В Новой Зеландии правящие круги нуждались в поддержке со стороны метрополии для подавления сопротивления маори, в Капской колонии - для удержания в повиновении африканского населения. Важным моментом во взаимоотношениях Англии с переселенческими колониями, извлекшей определенные уроки из потери 13 североамериканских колоний, был переход ее правящих кругов к более гибкой по отношению к ним политики - политике уступок и компромиссов. Все это привело к тому, что эти колонии остались в составе Британской империи, и метрополии удалось в значительной степени сохранить свой экономический и политический контроль над ними. Этим во многом был предопределен путь их последующего развития.
10. «ВОСТОЧНЫЙ ВОПРОС»
И ЕВРОПЕЙСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ
Суть «восточного вопроса»
В начале XVII в. Османская империя вступила в период затяжного кризиса. Владея огромной территорией в Европе, в Африке и Азии, Османская империя представляла собой конгломерат различных стран, племен и народов. Черное море было внутренним бассейном империи. Эта была огромная держава, в которой турки, занимавшие господствующее положение, даже не представляли большинства населения. Входившие в состав этой империи народы и народности находились на различных ступенях экономического, политического, культурного развития. К турецким поработителям они питали ненависть, но внутренняя феодальная раздробленность крайне затрудняла их совместную борьбу.
Внутренний распад Османской империи к концу XVIII в. поставил на очередь проблему раздела турецких владений между ведущими европейскими державами, каждая из которых выдвигала свои притязания на «османское наследство». Ни одна из них не желала допустить другую к политическому или экономическому преобладанию в Османской империи.
Наиболее острые противоречия вызывал вопрос о европейских владениях Турции. Царская Россия стремилась овладеть Константинополем и проливами и обеспечить себе выход из Черного моря. Против России выступали в первую очередь Англия и Франция, которые сами имели захватнические планы в отношении проливов, хотя тщательно скрывали их. Интересы России и западноевропейских держав сталкивались также в вопросе о балканских провинциях Турции. Россия поддерживала стремления славянского и греческого населения к освобождению от турецкого господства. Англия и Франция, напротив, поддерживали султанское правительство в его борьбе с национально-освободительными движениями на Балканах. Помимо своей антирусской направленности, эта политика Англии и Франции имела также и экономические причины.
Турецкое господство на Балканах представлялось им лучшим залогом неограниченной торговой эксплуатации местного населения: капитуляционный режим и низкие таможенные пошлины, закрепленные в договорах с Турцией, обеспечивали европейскому капиталу наиболее выгодные условия, тогда как создание на Балканах независимых государств или переход этих провинций к России повлек бы за собой отмену этих привилегий. Отсюда и проистекал выдвинутый Англией и Францией лозунг «целостности и неприкосновенности Османской империи», который на деле отражал стремление этих держав поставить Турцию в полную экономическую и политическую зависимость от европейского капитала, сохранить в ней отсталый феодальный строй, помешать освобождению балканских народов и вместе с тем воспрепятствовать продвижению России к Константинополю. Русский царизм также проводил захватническую политику. Используя освободительное движение народов Балканского полуострова против турецкого гнета, русское правительство предусматривало свои интересы.
Ведущие державы Европы, в конечном счете, захватили в свои руки решение судеб Турции и судеб ее балканских владений. Так возник «восточный вопрос». Таким образом, «восточный вопрос» - это условно принятое в дипломатии и исторической литературе обозначение международных противоречий конца XVIII- начала XX вв., связанных с борьбой балканских народов за освобождение от турецкого ига, наметившимся распадом Османской империи и борьбой великих держав за раздел турецких владений.