Первая половина XIX в. для США ознаменовалась процессом укрепления государственности, что во внешней политике проявилось в формировании внешнеполитической доктрины, определявшей взаимоотношения с государствами Старого Света. В этот период вопрос колонизации территорий в Северной Америке для США был намного актуальнее, чем их взаимоотношения с европейскими государствами. Соединенные Штаты осуществляли расширение своих территорий вглубь североамериканского континента в двух направлениях: с атлантического до тихоокеанского побережья, и с севера на юг. Этим объяснялась отстраненность Штатов от европейской политики.
Несмотря на то, что США обогащались путем нейтральной торговли во время войн между европейским государствами (особенно в период наполеоновских войн), тем не менее, они еще не располагали необходимыми силами и влиянием для вмешательства в европейские конфликты и участие в них, как равноценное государство. Следствием этого было длительное воздержание Соединенных Штатов от участия в войнах и союзах европейских государств. В начале XIX в. влияние США в Европе было незначительным. Внешнеполитическая доктрина, вошедшая в историю как «Доктрина Монро» являлась достаточно четким руководством к действию для внешнеполитического ведомства США в первой половине XIX в.а.
Начиная с XIX в. США постепенно превращаются в соперника Англии и других европейских колониальных держав. Их быстрый экономический рост и освоение новых территорий на североамериканском континенте сопровождались развитием устремлений установить преобладающее влияние на всем американском континенте. Вытесняя европейские державы из Америки, желая избавиться от конкурентов в колониальном освоении территорий, США выступили под лозунгом борьбы против новых территориальных захватов европейских держав на этом континенте и против их вмешательства в американские дела. В это же время США совершали захваты новых территорий и включали их в свой состав. Оправдание этой политике было заложено в «Доктрине Монро», которая имела целью упрочить независимое международное положение США, поднять их влияние во всей Америке и устранить возможные препятствия со стороны европейских держав для дальнейшей территориальной экспансии.
Европейские события конца XVIII - начала XIX вв., а именно французская буржуазная революция, революционные войны, процесс создания империи Наполеона и военное противостояние этому всех феодально-монархических государств и т.д., в меньшей степени касались Соединенных Шатов Америки. Они менее всего оказались вовлеченными в те бурные события, которые потрясли Европу в конце XVIII и начале XIX вв. В то же самое время этот период был достаточно успешным для США в плане формирования и осуществления внешнеполитического курса независимого от европейских проблем. Более того, США сумели использовать противоречия и сложности европейской политики в своих интересах в плане усиления своего влияния на американском континенте и расширения территориальных владений. Так, например, в начале 90-х гг. XVIII в. осложняются отношения между Францией и США. Причиной этому явились действия американских купцов, которые, воспользовавшись начавшейся в 1793 г. войной между Англией и Францией, стали успешно конкурировать с Францией в торговле с ее вест-индскими колониями, а также - с Англией и Францией в их торговле с другими странами.
В последнее десятилетие XVIII в. США вели усиленное строительство не только торгового, но и военно-морского флота. В этот период были заложены новые военные корабли, учреждено морское министерство, создана «временная» армия в размере 10 тысяч человек в дополнение к регулярной. С 1798 г. по 1801 г. между США и Францией без официального объявления войны велись фактически военные действия на море. Причиной военных столкновений между двумя морскими державами явились многочисленные случаи захвата американских торговых судов французскими под предлогом «военной контрабанды». В ответ на это конгресс США приказал военным американским судам и купеческим кораблям атаковать и захватывать вооруженные французские суда в западной части Атлантики и в Карибском море. Морская война между США и Францией не развернулась в полной мере. Англия и ее союзники по коалиции связывали Франции руки в Европе. Это способствовало беспрепятственному расширению американской торговли, как с Европой, так и на Востоке.
В конце XVIII в. в США разрабатывается план присоединения к Штатам Луизианы, Западной и Восточной Флориды - территорий, принадлежавших Испании. Присоединение намечалось провести военным путем. 27 октября 1795 г. был подписан договор между США и Испанией, по которому Штаты несколько отодвинули к югу свою границу в Западной и Восточной Флориде, а главное подтвердили свое право свободной навигации и торговли по Миссисипи. По этому же договору США получили право беспошлинной перегрузки и хранения товаров на складах в Новом Орлеане.
Обладание устьем Миссисипи имело важное стратегическое и геополитическое значение, это расширяло возможности морской торговли с выходом в Мексиканский залив и установлением контроля над латиноамериканской торговлей. Поэтому не только правящие круги США, но и Франции поставили вопрос об установлении контроля над Луизианой, если это будет необходимо – военным путем.
С начала 1796 г. начались продолжительные тайные переговоры между Испанией и Францией о передаче Луизианы последней. В конце концов, переговоры закончились подписанием секретного договора в Сан-Ильдефонсо 1 октября 1800 г., по которому Испания передавала Франции Луизиану. Наполеон I со своей стороны обязывался создать в Италии для зятя испанского короля королевство Этрурию. Этот секретный договор о передаче Луизианы Франции стал известен в марте 1801 г. Президент США Томас Джефферсон, получив эту информацию, написал письмо послу США в Париже Роберту Ливингстону, в котором очень четко обозначил основные принципы внешней политики США.
Послание свидетельствовало, что от сравнительно пассивной внешней политики первого десятилетия своего существования Соединенные Штаты начали переход к активной экспансионистской политике. Т. Джефферсон заявил, что известие о переходе Луизианы, а может быть и Западной и Восточной Флориды, к Франции открывает новую эпоху в политическом курсе страны. Президент подчеркнул необходимость объединения усилий двух государств, Англии и США, против Франции, установление совместного контроля над Центральной и Южной Америкой, не допуская в этой сфере влияния других государств. Таким образом, это послание свидетельствовало о желании США объединить свои действия с Англией и вступить в войну с Францией.
Несомненно, что намерение США вместе с Англией воевать против Франции стало известно французскому правительству, что сыграло немаловажную роль в присоединении Луизианы к США, а точнее - в продаже этой территории Штатам. 11 апреля 1803 г. во время переговоров с министром иностранных дел Франции Ш.-М. Талейраном, Р. Ливингстон получил предложение купить всю огромную территорию Луизианы вместе с Новым Орлеаном. 30 апреля 1803 г. Р. Ливингстон и глава государственного департамента США Дж. Монро под свою ответственность приобрели у Франции Луизиану за 60 миллионов ливров и, кроме того, с уплатой Соединенными Штатами 20 миллионов ливров в виде возмещения гражданам США за их претензии к Франции. Присоединение Луизианы к США явилось лишь первым шагом американской политики по расширению своих территорий. Следующие этапы по приобретению и присоединению новых территорий были связаны с Флоридой, Техасом, Новой Мексикой, Калифорнией, Орегоном, Аляской. Присоединение Луизианы, несомненно, явилось переломной вехой во внешней политике и дипломатии США.
Итак, одной из характерных особенностей внешней политики США в первой половине XIX в. являлся процесс расширения государственной территории. Как правило, расширение территории происходило за счет владений в Америке европейских государств, причем чаще всего не путем покупок, как в случае с Луизианой, а непосредственно путем захватов. Необходимо отметить и некоторые специфические методы, присущие американской дипломатии, и проявившиеся в процессе присоединения новых территорий. Так, например, рабовладельцы США захватили испанское владение - Западную Флориду в 1810-1813 гг., когда там началось национально-освободительное движение. Американцы представили насильственное присоединение этой территории как поддержку народного движения за освобождение от испанского гнета.
Одним из актуальных направлений во внешней политике США первого десятилетия XIX в. являлось африканское направление. С 1805 по 1815 гг. США вели первую войну в Африке. В этот период американские купцы развили значительную торговлю с Турцией. Главным продуктом купли–продажи являлся опиум, который американцы покупали в Турции и перевозили в Китай, где продавали в несколько раз дороже. Значительное количество опиума сбывалось американцами также и в Индонезии и Индии. В конце XVIII в. контроль над торговлей опиумом перешел в руки правителей Марокко, Алжира и Туниса. США, не желая терять выгодной торговли, заключили с правителями этих стран договоры, по которым обязывались ежегодно выплачивать этим странам определенные суммы за право беспрепятственной торговли для американских купцов в Средиземном море.
Однако часто договоры нарушались, американские суда захватывались и подвергались ограблению. В то же время правителей арабских стран постоянно требовали увеличения суммы, выплачиваемой США за право беспрепятственно торговать. С 1805 г. США начали войну, главным образом, за право беспрепятственно торговать наркотиками со странами Востока, что приносило баснословные прибыли. В результате ряда войн к 1815 г. США навязали кабальные договора североафриканским государствам и практически добились беспрепятственной торговли наркотиками.
С 1812 по 1814 гг. Соединенные Штаты предприняли попытку отвоевать Канаду от Англии и развязали войну без ее объявления. Причем буржуазия США предприняла военные действия в самый неудачный момент для Англии, когда последняя находилась в затруднительном положении в связи с успехами французских войск в Европе. В свою очередь, еще до начала военных действий, Англия захватывала американские суда, задержав, таким образом, до 6 тысяч американских моряков. Вначале военных действий международная обстановка складывалась более благоприятно для Англии. Наполеон в 1812 г. потерпел поражение в России, могущество его империи было сломлено. Все это позволило правящим кругам Англии направить значительные силы в Северную Америку.
Военные действия в ходе англо-американской войны складывались неудачно для США. Штаты смогли одержать только одну значительную победу под Новым Орлеаном. Летом 1813 г. английский министр иностранных дел Р. Каслри предложил начать переговоры о мире. В роли посредника выступила Россия. Переговоры состоялись в Генте, где 24 декабря 1814 г. был подписан и мирный договор. Англия не дала формального обязательства прекратить захват американских моряков и судов. Однако на практике она отказалась от этих действий против американских торговых судов. Штаты не получили новых территорий, но в договоре еще раз была подтверждена независимость США.
В 1818 г. Соединенные Штаты Америки и Англия достигли новых договоренностей относительно Канады. Американо-канадская граница была демилитаризована, а на Великих озерах и в пограничной зоне имелись лишь таможенные суда водоизмещением не свыше 100 тонн, вооруженные лишь одним малокалиберным орудием.
После войны с Англией Соединенные Штаты обернули свои взоры на юг североамериканского континента, где их интересы касались владений ослабевшей Испании. В 1817-1819 гг. США вели переговоры с Испании о покупке Восточной Флориды. Переговоры еще не закончились, но Штаты ввели в Восточную Флориду свои войска и начали военные действия против коренного населения - индейцев семинолов. Захват Флориды после длительных переговоров с Испанией был “узаконен” официально. В 1819 г. испанское правительство дало согласие на уступку США Флориды. В 1821 г. кортесы ратифицировали отторжение этой территории от Испании. Соединенные Штаты выплатили Испании ничтожную компенсацию, которая, к тому же пошла не испанскому правительству, а американским гражданам, жившим в Восточной Флориде, на погашение их претензий к бывшим испанским властям.
Испания достаточно легко отказалась от своих прав на Флориду так, как в эти годы происходили национально-освободительные восстания в ее колониях, на подавление которых она не имела средств. По этой причине Испания не могла начать войну против Соединенных Штатов из-за Флориды.
В договоре о передаче Восточной Флориды США добились одновременно отказа Испании от всяких территориальных претензий на территории, расположенные к северу от 42-ой параллели. Таким образом, они фактически заручились нейтралитетом Испании в дальнейшем процессе колонизации и присвоения территорий на юге северной Америки.
«Доктрина Монро», провозглашенная в 1823 г., обосновывала основные принципы внешней политики США, выдвигая в качестве ключевой идеи концепцию разделения мира на «американскую» и «европейскую» системы. Этот документ дал новый толчок экспансионистской политике США. Ослабление Испании и национально-освободительные движения в ее колониях поставили вопрос о судьбе этих территорий. Министр иностранных дел Англии Дж. Каннинг предложил Соединенным Штатам Америки выработать и проводить единую политику по отношению к бывшим испанским колониям. Так, в письме к послу США в Лондоне Ричард Рашу он изложил позиции Англии по этому вопросу, особенно подчеркнув, что американские колонии безвозвратно утеряны для Испании, и что США и Англия должны признать их независимость. При этом Дж. Каннинг уверял Р. Раша, что Англия не имеет никаких притязаний на эти территории и не допустить, чтобы бывшие колонии были захвачены какой-либо другой державой. Предложение было более чем странным - наиболее значительный соперник, даже более того, враг, США - Англия - предлагала совместные действия относительно бывших испанских колоний.
Президент США Дж. Монро, получив информацию об этом предложении, провел консультации со своими предшественниками Т. Джефферсоном и Дж. Медисоном по вопросу возможности или невозможности совместных действий с Англией относительно колоний. Оба бывших президента высказались за союз и совместную политику по колониальному вопросу с Англией. Против этой совместной политики выступил государственный секретарь, руководитель внешнеполитического ведомства США Джон Куинси Адамс, поддержанный некоторыми членами правительства. Он считал, что союз Англии со Штатами даст первой возможность беспрепятственно вмешиваться в американские дела и внешнюю политику. Госсекретарь настаивал на отклонении предложения Дж. Каннинга и считал, что США должны выступить по вопросу о южноамериканских государствах в соответствии с пожеланиями Англии, но не вместе с ней, а самостоятельно.
2 декабря 1823 г. Президент Дж. Монро выступил перед конгрессом США с посланием. Основные положения этого выступления были сформулированы госсекретарем Дж. Адамсом, фактическим автором доктрины, вошедшей в истории под названием «Доктрина Монро». В документе говорилось, что политические системы США и Англии различны и даже противоположны друг другу. США не хотят и не допустят распространения монархической формы правления, чуждой США на американском континенте. Отсюда обосновывалась идея невмешательства европейских государств во внутренние дела США. В свою очередь Президент заявил о невмешательстве США в европейские дела.
Основной лозунг доктрины – Америка для американцев, невмешательство во внутренние дела Америки других держав. Так же Дж. Монро заявил, что США не допустят дальнейшего расширения колониальных владений европейских держав в Америке, но не будут покушаться на их уже существующие владения. За Соединенными Штатами Америки Монро оставлял право вмешиваться в дела всех других американских государств, в качестве арбитра, старшего брата или оплота стабильности, если в их дела начнут вмешиваться европейские государства.
В доктрине было заложено два начала – наступательное и оборонительное. С одной стороны, США брали на себя функцию оплота стабильности обеих американских континентов, государства, которое не допустит проникновения в эти регионы европейских держав с целью колониального захвата. С другой стороны, они оставляли за собой единоличное право распоряжаться этими территориями, устанавливать над ними контроль, диктовать условия, вмешиваться во внутреннюю политику. Это экспансионистское начало было доминирующим в «Доктрине Монро». Хотя в самой общей форме основные положения доктрины одобряли республиканский строй и осуждали колонизацию, «Доктрина Монро» заложила основы американской политики изоляционизма, доминирующей на протяжении всего XIX в.
Под эгидой этой доктрины США осуществили захват Техаса и включение его в свой состав в 1845 г. Присоединение в 1848 г. значительных территорий Новой Мексики и северной части Калифорнии, отвоеванных в ходе войны с Мексикой, идеологически также оправдывалось основными положениями «Доктрины Монро». Вновь присоединенная область включала в себя территории современных штатов Аризона, Новая Мексика, Невада и Калифорния, а также часть штата Колорадо. Доктрина доминировала во внешней политике США в течение столетия и фактически означала включение Латинской Америки в сферу жизненных интересов США. Ни одна из держав не бросала открытого вызова этой доктрине, но спор о ее законности продолжается до сих пор.
СРЕДНИЙ ВОСТОК И ИНДИЯ