Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Лекция 2. История философии как наука




15.01.97

История философии — наука о возникновении, развитии, взаимодействии и борьбе философских учений. Таким образом, объект изучения истории философии — философские учения в их историческом развии. Этим она отличается от философии, предметом которой являются наиболее общие закономерности бытия. История философии — не мировоззрение, а наука такая же, как и история, история техники и т. п. Как и в любой другой науке, факты в истории философии подвергаются отбору и толкованию.

Каждый историк философии исходит из какой-то идеи, концепции в своем исследовании. Наиболее правильной историко-философской идеей является идея единства абсолютного и относительного знания. Суть ее состоит в том, что каждое философское учение должно рассматриваться как некоторая ступень движения к абсолютной истине, которая никогда достигнута не будет; каждая подлинная философская система (учение) является частью общей истины и рассматривается как гипотеза.

Для истории философии характерны два фундаментальных подхода к своему предмету:

1. Имманентный подход — предшествующая философская идея порождает последующую.

2. Философская идея (система, учение) выступает как отражение общественно-экономической и культурной ситуации определенного исторического периода.

Эти подходы не противоречат друг другу, и наиболее правильным подходом является их сочетание.

Одним из первых историков философии можно назвать Аристотеля. В своих трудах, главным из которых является "Метафизика", каждое положение он сопровождает анализом взглядов своих предшественников.

Труды других греческих историков философии — Секста Эмпирика ("Пирроновы положения"), Диогена Лаэртского ("О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов") носят в основном обзорный характер.

В период Средневековья историко-философский центр смещается из Европы на Восток. Одним из арабских историков философии является Шахристани ("Религиозные секты и философские школы").

Среди европейских работ того времени можно выделить "Книгу о жизни и смерти древних философов и поэтов" Уолтера Берли. В этом произведении проводится мысль о том, что развитие философии приводит к торжеству христианской идеи.

Большое количество историко-философских работ появилось с научной революцией XVII в. Это такие труды, как "О философии и школах философов" Фосса, "История философии" Стэнли, "История философии" в семи томах Хорна. В них также основной идеей является торжество христианства.

Среди работ восемнадцатого века можно отметить "Критическую историю философии" Деманда, учебник Булля в восьми томах, учебник Таннемана в одиннадцати томах.

В девятнадцатом веке появляется работа Г.В.Ф.Гегеля "Лекции по истории философии". Гегель рассматривает историю философии как процесс накопления истины, а не как последовательность проб и ошибок. Каждая философская система продолжает существовать в философии как часть единого целого. Он отмечает также, что философия связана со всеми сторонами общественной жизни эпохи.

В России первыми трудами по истории философии были переложения иностранных работ, например, "Сокращенная история философии от начала времени до нынешних времен" Брукнера (в пяти томах, перевод с французского). Особо следует отметить работу архимандрита Гавриила Воскресенского "История философии" в шести частях (1840). Ее основная идея заключается в том, что глубокое изучение философии не ведет к атеизму.

Знатоками истории философии были К.Маркс, Ф.Энгельс, В.Ленин. Докторской диссертацией К.Маркса является историко-философская работа "Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура" (1841). Особенности марксистского подхода к истории философии:

— единственно истинной является марксистская философия;

— пролетариат только один способен постичь истину;

— нетерпимость ко взглядам предшественников (особенно у Ленина);

— стремление увязать историю философии с практическими партийными задачами;

— перекос в сторону второго историко-философского подхода.

Отсутствие свободы мышления привело к вульгаризации марксистской философии. Особую роль в этом сыграла работа И.Сталина "О диалектическом и историческом материализме". В ней все предшествующие философские учения рассматриваются с точки зрения их слабости по сравнению с марксистским, появление марксизма расценивается как революция в философии.

Сильным ударом по истории философии стала прошедшая после войны дискуссия по книге академика А.Г.Александрова (руководителя управления пропаганды ЦК) "История западно-европейской философии". А.А.Жданов выступил с ее резкой критикой, суть которой сводилась к тому, что сейчас, когда есть Сталин, никаких предшествующих философов не надо. После этого развернулась борьба с "вредной отсебятиной".

Со смертью Сталина появилась некоторая свобода, но все равно основной направленностью историко-философских исследований было стремление показать значимость предшествующих философских учений для появления марксизма.

Тем не менее, были работы, которые внесли вклад в развитие отечественной философской мысли советского периода: А.Ф.Лосева, В.Ф.Асмуса, А.С.Богомолова, Б.Г.Юдина, Е.А.Найденко.

Возможность полноценного развития истории философии появилась только с началом перестройки.

Основные положения современного подхода:

— история философии не есть история борьбы идеализма с материализмом, в действительности они взаимодействуют и дополняют друг друга, каждое из этих направлений является лишь частичной истиной;

— отказ от мысли, что единственный вопрос философии — вопрос о взаимодействии материи и духа;

— терпимость к разным позициям;

— сочетание двух главных подходов6 материалистического и идеалистического, философия не есть только надстройка над экономическим базисом;

— связующим звеном между социально-историческими и культурными условиями и философской системой является тип личности в ту или иную эпоху;

— нельзя делить философские учения на рабовладельческие, феодальные, буржуазные, т. е. жестко привязывать их к общественно-экономическим формациям;

— движение философской мысли происходит в направлении от мифологических методов к религиозным, а затем к научным;

— философия должна решать и текущие, и вечные проблемы;

— расширение круга отечественных философов (Белинского, Герцена, Чернышевского) В.Соловьевым, Н.Бердяевым, С.Франком, Л.Шестовым и другими.

Таким образом, современный подход можно охарактеризовать как подход многогранный.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-28; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2543 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Есть только один способ избежать критики: ничего не делайте, ничего не говорите и будьте никем. © Аристотель
==> читать все изречения...

2248 - | 2201 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.