В первые годы после смерти Сталина новый курс в области экономической политики был связан с именем Г. М. Маленкова. По его предложению акценты в сфере народного хозяйства переносились с тяжелой промышленности на легкую, жилищное строительство и сельское хозяйство. Тем не менее ситуация в деревне продолжала оставаться критической. Хрущев несколько позже признает, что за период с 1948 по 1953 г. "валовые сборы и заготовки зерна, по существу, не увеличивались". Производство молока также не росло, а среднегодовое производство мяса было ниже уровня, достигнутого страной перед войной.
На сентябрьском пленуме ЦК 1953 г. Хрущев во всеуслышание начал разговор о проблемах сельского хозяйства. Вскоре были повышены закупочные цены на сельхозпродукцию и стал восстанавливаться принцип материальной заинтересованности тружеников деревни. Помимо этого с колхозов списывались долги, снижались налоги с приусадебных участков, уменьшался процент обязательных государственных поставок. Был предпринят ряд шагов на укрепление сельского хозяйства кадрами специалистов, устанавливался новый порядок планирования, поощрявший инициативу колхозников, позволявший им планировать свое общественное хозяйство. Государство не только направило в деревню тысячи тракторов, но и существенно увеличило дотации на сельское хозяйство.
В конце января 1954 г. Хрущев подал в Президиум ЦК записку о состоянии и перспективах развития сельского хозяйства. В ней он констатировал наличие глубокого кризиса деревни, сообщая, что в 1953 г. в стране было собрано зерна меньше, чем в 1940 г. Суть предложений первого секретаря заключалась в необходимости расширения объема пашни за счет освоения 13 млн га целинных и залежных земель, а также в увеличении удельного веса посевов кукурузы. 30 января в ЦК КПСС состоялось совещание, посвященное перспективам освоения земель в Казахстане. Прежнее партийное руководство республики было подвергнуто суровой критике. При этом Хрущев утверждал, что в Казахстане "курица дает больше дохода, чем лошадь". Новыми руководителями партийной организации Казахстана были назначены П. К. Пономаренко и Л. И. Брежнев. На февральско-мартовском пленуме ЦК 1954 г. освоение целины было признано основным направлением развития сельского хозяйства.
После нескольких лет целинной эпопеи вместо 13 млн га земли по плану оказалось распахано 33 млн га. В рекордном урожае зерновых 1956 г., достигшем 125 млн т, доля целинного хлеба составляла около 40%. Но наряду с положительными моментами в вопросе освоения целинных земель проявилась и другая сторона. Проблему доставки зерна из производящих районов в потребляющие сильно осложняло бездорожье. Положение усугубляли высокие затраты на переброску техники, горючего, стройматериалов, отсутствие складских емкостей, плохая организация двинувшихся на освоение целины сотен тысяч людей. Из виду упускался и тот факт, что осваиваемые районы в значительной степени являлись зонами рискованного земледелия, где нередкими были засухи и пыльные смерчи.
Одновременно с расширением целинных посевов началась кампания по увеличению посевов кукурузы. Площадь земель, отведенных под эту культуру, должна была совпадать с первоначально определенной площадью вновь осваиваемых территорий в Северном Казахстане, Южном Урале и Сибири. Интерес у Хрущева к возделыванию кукурузы обозначился задолго до посещения им в 1959 г. фермерского хозяйства Р. Гарста в американском штате Айова. В СССР этот злак начали внедрять насильно, не слушая никаких объяснений. Пришлось потесниться не только проверенным кормовым культурам, но и зерновым. Так, в Ленинградской области (далеко не самой благоприятной по своим климатическим условиям для подобных экспериментов) в 1955 г. под кукурузу было занято 15 тыс. га земель. Причем в Совмин РСФСР сообщалось, что для посева отведены "лучшие по плодородию почвы с внесением органических и минеральных удобрений". Результаты опыта 1955 г" оказались плачевны. На 20% засеянных площадей всходов не оказалось вовсе, на 24% - они были сильно изре-женными, на 37,5% - в удовлетворительном состоянии, на 11,5% - в хорошем (с высотой растений более 1 м), а на 8% площадей всходы пришлось скосить на зеленую подкормку.
На сельхозработы активно привлекались рабочие и служащие Ленинграда и области. Был организован ручной полив кукурузы. Несмотря на неудачу, отказываться от "кукурузной кампании" не посмели. В сентябре 1960 г. исполком Леноблсовета утвердил положение о присвоении звания "Лучший кукурузовод Ленинградской области", которое должно было присваиваться за достигнутые успехи при посеве и сборе урожая этой культуры. Только после отставки Хрущева мода на кукурузу сошла на нет. Однако был допущен другой перегиб - кукурузу приходилось отстаивать даже в тех районах, где "королева полей" возделывалась многие годы подряд.
Повышение эффективности сельского хозяйства оставалось одной из главных задач правительства. Этому должно было способствовать осуществление двух административных реформ. 26 февраля 1958 г. по докладу Хрущева на пленуме ЦК КПСС было принято постановление "О дальнейшем развитии колхозного строя и реорганизации машинно-тракторных станций". Суть нововведения заключалась в том, что начиная с 1958 г. новые трактора, сельхозмашины и орудия свободно продавались колхозам за наличный расчет или с предоставлением на эти цели кредита. Колхозы, которые при покупке техники в МТС не могли полностью рассчитаться за ее приобретение, получали рассрочку платежей до 2-3 лет, а в ряде случаев до 5 лет. На практике ликвидация МТС оказалась невыгодна для большинства колхозов, которые были вынуждены истратить все свои финансовые ресурсы. В 1958-1961 гг. впервые за последние 30 лет в стране отмечалось сокращение парка сельскохозяйственных машин. Находясь в пользовании колхозов, техника быстро выходила из строя, а необходимых ремонтно-тех-нических служб вовремя создать не удалось.
Другое начинание Хрущева касалось укрупнения колхозов, которое было предпринято еще в 1950 г. Данная мера должна была привести к образованию мощных колхозных союзов, способных решать самые большие задачи. К 1955 г. количество колхозов в стране сократилось до 83 тыс., к 1958 г. - до 78 тыс., а в 1960 г. - до 45 тыс. Несмотря на заверения правительства, что "современные укрупненные колхозы технически оснащены значительно лучше, чем прежде", а доходы колхозников "резко возросли", положение дел в сельском хозяйстве оставалось сложным. В конце 50-х гг. обозначилось замедление темпов роста производимой продукции.
В хрущевское десятилетие с особой настойчивостью реализовывалась политика децентрализации управления. Уже к 1956 г. в ведение республик было передано около 15 тыс. промышленных предприятий. Данное преобразование венчала реформа, начатая по инициативе первого секретаря в 1957 г. На февральском пленуме ЦК было принято постановление, суть которого заключалась в ликвидации отраслевых министерств и создании территориальных органов управления - совнархозов (СНХ). В мае 1957 г. Верховный Совет проголосовал за данное решение. В короткие сроки территория Советского Союза оказалась разделена на 105 административно-экономических районов, и в них стали образовываться СНХ. В конце 1962 - начале 1963 г. было проведено укрупнение совнархозов (в феврале 1963 г. их насчитывалось 47) с целью улучшения планирования на местах. Однако ожидаемого эффекта от этих преобразований не последовало, что и послужило вскоре поводом для ликвидации данных органов, дискредитации самого понятия "территориальное управление", а также идей, заложенных в нем.
Конец 50-х гг. стал окончанием периода в экономической политике Хрущева, который характеризовался ростом темпов развития во многих отраслях народного хозяйства. Постепенно стали набирать силу процессы торможения. В конце января 1959 г. был созван XXI съезд КПСС, принявший семилетний план развития народного хозяйства на 1959-1965 гг. Планом ставились конкретные цели - "догнать и перегнать" Америку и выйти на первое место в мире по производству продукции на душу населения. За 7 лет намечалось увеличить объем валовой продукции сельского хозяйства в 1,7 раза. Производительность труда в колхозах должна была возрасти в 2 раза, а в совхозах - на 55-60%. Государственные капитальные вложения в сельское хозяйство предусматривались в сумме 150 млрд рублей.
На волне многочисленных планов и обязательств появились руководители, которые путем обмана пытались создать себе дутый авторитет. Так, в 1959 г. первый секретарь Рязанского обкома КПСС А. Н. Ларионов взял обязательства по заготовке и продаже государству мясной продукции, превышающие плановые показатели в 3 раза. В результате с огромным трудом область выполнила 2 плана, но путем приписок в отчете было указано на полное выполнение взятых обязательств. В декабре 1959 г. Ларионову присвоили звание Героя Социалистического Труда. После раскрытия обмана в сентябре 1960 г. он был освобожден от занимаемой должности, а затем покончил жизнь самоубийством. "Рязанское дело" нанесло ущерб животноводству колхозов и совхозов области, поставив при этом под сомнение возможность достижения высоких плановых показателей. Тем не менее в начале 60-х гг. развернулась кампания по идеологическому обоснованию намечаемых результатов.
На XXII съезде КПСС достоянием гласности стала третья программа партии - программа построения коммунистического общества в СССР (первая программа была принята на II съезде РСДРП в 1903г., вторая- на VIII съезде РКП(б) в 1919 г.). О том, что социализм одержал полную победу в нашей стране, было объявлено уже в 1959 г.; новой задачей провозглашалось создание за 10 лет (1961-1971 гг.) материально-технической базы коммунизма. За 1971-1980-е гг. планировалось перейти к единой общенародной собственности, к осуществлению принципа распределения по потребностям и построению "в основном" коммунистического общества. Были "вычислены" даже конкретные цифры для построения коммунизма в обозначенный срок. Так, объем промышленной продукции за 20 лет должен был увеличиться не менее чем в 6 раз. Для этого производительность труда предполагалось поднять за 10 лет более чем в 2 раза, а за 20 лет - в два раза превысить современный уровень производительности труда в США. Планировалось сократить до 35 часов рабочую неделю, за счет общества осуществлять бесплатное содержание детей в садах, ввести бесплатное пользование квартирами, коммунальными услугами, транспортом и т. д.
Вопреки прогнозам, коммунистический романтизм третьей программы КПСС не был подкреплен реальными достижениями. Более того, в начале 1960-х гг. правительство пошло на непопулярный шаг - объявило о повышении цен. 31 мая 1962 г. ЦК КПСС информировал население о повышении с 1 июня закупочных цен на скот, птицу, животное масло и сливки на 35%. Одновременно на 25-30% возрастали и розничные цены. Чтобы хоть как-то сгладить неблагоприятное впечатление от вздорожания продуктов-питания, постановлением объявлялось о снижении цен на сахар, ткани из вискозных волокон и шерстяной пряжи.
Решение о повышении цен немедленно повлекло выступления в целом ряде городов: Риге, Киеве, Челябинске, Ленинграде и др. Но своего апогея недовольство трудящихся достигло в Новочеркасске 1-3 июня 1962 г. Забастовка рабочих переросла там в демонстрацию, которая была расстреляна войсками. Властями всех уровней выступление сразу было охарактеризовано как вылазка уголовных элементов. Председатель КГБ В. С. Семичастный информировал партийное руководство о том, что в ходе беспорядков было убито и умерло от ран 22 человека, а 87 обратилось в больницы города в связи с ранениями. В городе прошли аресты участников выступления. 20 августа 1962 г. в Новочеркасске начался судебный процесс, на котором рассматривалось дело 14 активистов июньских событий. 7 человек были приговорены к расстрелу, остальные получили по 10-15 лет тюремного заключения.
Таким образом, экономические преобразования Хрущева на рубеже 50-60-х гг. начали давать серьезные сбои. Проведенная в 1961 г. денежная реформа не привела к улучшению жизни населения. В народном хозяйстве продолжалось снижение темпов роста. В сельском хозяйстве они упали с 7,6% в год на этапе 1953-1958 гг. до 1,5% в период 1959-1964 гг. Рост производительности труда за те же годы сократилась с 9% до 3%. В 1963 г. Советский Союз был вынужден начать закупку зерна за границей. В первый год оказалось закуплено 12 млн т, что обошлось государству в 1 млрд долларов.
Не ограничиваясь попытками перестройки хозяйственных органов, в ноябре 1962 г. на пленуме ЦК Хрущев провел решение о разделении партийных органов на промышленные и сельскохозяйственные. Предполагалось, что производственный принцип, положенный в основу построения парторганов, обеспечит более конкретное руководство экономикой. На местах образовывались по 2 обкома партии, по 2 самостоятельных Совета депутатов трудящихся и их исполкома. Одни должны были обслуживать население, занятое в промышленности, а другие - в сельском хозяйстве. Выдвигая идею новой реформы, Хрущев подчеркивал, что и эта структура не даст желаемых результатов, если не поставить у руководства энергичных, талантливых людей. При этом ои признавал недопустимой порочную практику, когда непригодные работники продолжительное время оставались на руководящих постах.
Попытка достичь более эффективного управления экономикой, предпринятая на исходе "хрущевского десятилетия", успеха не имела. Она привела лишь к ослаблению позиций первого секретаря. Многочисленная армия партийных функционеров почувствовала тревогу за свои позиции. Президиум ЦК стал опасаться, что в будущем ему предстоит решать исключительно экономические задачи.
Несмотря на все противоречия и сложности хрущевского времени, это десятилетие ознаменовалось рядом существенных достижений: за годы семилетки жилой фонд страны вырос на 40%, в 1964 г, впервые были введены пенсии для колхозников. Однако политическая и экономическая деятельность Хрущева способствовала ослаблению его позиций. Росло влияние оппозиции, и усиливалось стремление избавиться от "неуемного реформатора".