Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Понятие «русофобия» и основные этапы экспансии Литвы и Польши на Русь.




Лекция 7. Экспансия Литвы, Польши

И Речи Посполитой на Русь.

План:

Понятие «русофобия» и основные этапы экспансии Литвы и Польши на Русь.

Люблинская уния 1569 г. и её условия. Образование Речи Посполитой. Антирусская политика Речи Посполитой.

3. Брестская церковная уния 1596 г. причины и содержание: униатский и православный соборы. Антиуниатский протест.

Цели и задачи, характер, социальные слои и основные этапы национально-освободительной войны. Историческая роль Б. Хмельницкого.

Зборовский мирный договор и его условия. Белоцерковский договор и его последствия.

Переяславская Рада. Мартовские статьи и их значение.

Понятие «русофобия» и основные этапы экспансии Литвы и Польши на Русь.

XVI век, помимо зарождения национальных государств и формирования наций, знаменуется и началом многовекового соперничества между Россией (Московским великим княжеством, Русским царством) и Польшей (Речью Посполитой), с одной стороны, и бытовой русофобией – с другой. К примеру, бывший президент Польши Войцех Ярузельский вспоминал, что русофобию прививали ему в семье с детства. «Вестник Российской Академии Наук» в историческом обзоре так объясняет причины русофобии поляков:

«Отношения между Польшей и Россией значительно обострились в результате католической экспансии на православные восточнославянские земли, входившие в Речь Посполитую (Брестская уния 1596 г.), и особенно вследствие польской интервенции в Смутное время (начало XVII в.). Именно противостояние России оказало значительное влияние на формирование польского национального самосознания. Утвердились стереотипные представления о превосходстве польской культуры, строившиеся на дихотомии «цивилизация – варварство» (последнее приписывалось России). Эти стереотипы оказались весьма живучими. В их свете Польша представала как форпост Европы, противостоящий «варварской» России. Принадлежность к Европе оценивалась носителями польского самосознания выше этнической общности с другими славянскими народами, не говоря уже о русских, враждебное отношение к которым зачастую принимало форму откровенной русофобии. Отголоски этих представлений сохранились до сих пор».

 

 

Русофобия – явление, возникшее одновременно с возрождением русской государственности в XV–XVI веках и по сей день не имеющее серьёзных преград к развитию и распространению. Наоборот, существует обратная политкорректность, способствующая русофобским высказываниям.

Русофобию, на мой взгляд, можно рассматривать не просто как неприязнь к России и русским, но как довольно цельную идеологию, то есть особый комплекс идей и концепций, имеющий свою структуру, свою систему понятий и свою историю появления и развития в западной культуре, а также свои типичные проявления.

Наиболее близкий аналог такой идеологии – это антисемитизм, имеющий свои конкретные исторические формы. Примерно до XI века отношение к евреям в Европе было довольно терпимым. Это было связано и с позицией официальной Церкви, имело своё богословское обоснование. Однако в XI – XIII вв. отношение к евреям на Западе резко изменилось. В евреях стали видеть слуг дьявола, их обвиняли в похищении христианских младенцев и ритуальных убийствах, осквернении причастия, в подготовке заговора против христиан и т. д. С конца XIII века встречаются факты изгнания евреев из городов и целых стран.

Есть основания видеть основной источник этих идей в регионах Средней Германии. Уже во второй половине XIX века он был осмыслен в понятиях расовой теории, приведя в скором времени к масштабным геноцидным практикам.

Представляется, что в случае с западным отношением к России и русским мы имеем дело с явлением подобного же рода. В связи с этим необходимо сформулировать общие критерии выявления русофобии, которые могли бы применяться не только в области науки, но и в сфере государственного законодательства, ведь противодействие распространению русофобии и в России, и в остальном мире – политическая задача, значимость которой уже трудно отрицать.

Русофобия как идеология сложилась в XVI веке, и это было связано главным образом с польским военным проникновением на восток, на русские земли. Польша как территориально самая близкая к России католическая страна исторически была основным источником информации о русских для Западной Европы. Кроме того, с XIV века Польша стала проводить активную наступательную политику на русских землях. Годы Ливонской войны стали временем активного «открытия» Западом Московской Руси и утверждения основных форм её образа на Западе. Развитие печатного дела позволяло издавать большими тиражами многочисленные сочинения о Московии, её быте и нравах, которые распространялись по всему Западу. Это была сильнейшая пропагандистская кампания, направлявшаяся Польшей и Католической Церковью, которой Россия ничего не могла тогда противопоставить. Массовое появление брошюр «разоблачительного», то есть диффамационного характера о русском народе и его обычаях, Московском государстве и его правителях превратило Московию в сознании западных обществ в анти-Европу, страшную и очень опасную страну, соединяющую в себе все известные пороки человеческого рода.

К XVII веку поляки резко отделили Россию от Европы, защищая идею о её азиатскости, то есть ориентальности. Ориентализация России ставила её в активную позицию в отношении всего, что располагалось на восток от Польши. Kresy Wschodnie надо окультуривать, нести им порядок и просвещение. Так, к началу XVII века была разработана польская колониально-аннексионная идеология в отношении Московского государства. А большая польская эмиграция на Запад в XVIII – XIX вв. распространила и утвердила эти взгляды среди культурных и политических элит других западных народов.

Постепенно сложился специфически европейский комплекс идей о России. Утвердилась единая система понятий, знаков, символов, метафор и определений, через которые стало принято описывать Россию и что-либо русское, – и всегда это имело радикально негативную оценку. Задаваемые стандарты описания и можно обозначать термином «русофобия». Эта система взглядов в почти неизменном виде существует в западной культуре до сих пор:

- «московиты» не христиане, а жестокие варвары, относящиеся к Азии и сговорившиеся с турками и татарами разрушить христианский мир;

- «Русский должен умереть, чтобы жили мы», – Наполеон, Пилсудский, Гитлер;

- нельзя быть либеральным человеком в Европе, не будучи врагом России;

- либерализм и благорасположение к славянам – понятия несовместимые и пр.

Итак, русофобия – это западная по происхождению идеология, утверждающая злую природу русского народа. Согласно с нею русский народ наделяется некими уникальными свойствами, обусловливающими его тягу ко всему низменному. Русские представляются не способными ко всему тому, что составляет человеческое достоинство у других народов, и это объясняется генетически и культурно-исторически. Логика русофобии основана на противопоставлении русского и европейского как дурного хорошему. В связи с этими свойствами русские как народ видятся принципиально враждебными Западу, а Россия – как сущностно иная, чуждая цивилизация.

Русофобский образ состоит из ряда идеологем, которые стабильно воспроизводятся из века в век. Согласно ему, русские – это народ, не способный к самоуправлению и потому вожделеющий рабского состояния. Форма правления в России – всегда тирания, подразумевающая абсолютную власть правителя и слепое ему подчинение. На основе этих характеристик построены целые исторические концепции. Согласно им, русская «культура тирании и рабства» обусловлена сочетанием византийского Православия и татарского деспотизма. Таков в целом русский образ в западной культуре: это большая страна, во всём обратная цивилизации, населённая рабским народом, нелюдью, слепо подчиняющейся всевластным правителям, страна повсеместной жестокости и насилия, агрессивная в отношении всего остального мира, желающая его подчинить и уничтожить всё доброе на земле. Это «Империя Зла» – очень точная формулировка западного восприятия России. Для самого Запада русофобия является основой для чувства превосходства, а оно само по себе требует постоянного самоутверждения.

При разговоре о русофобии нельзя обойти такую тему, как русская русофобия. Есть неплохое слово для её обозначения – самоненавистничество. Это явление стало обсуждаемым в русском обществе ещё в первой половине – середине XIX века. Тогда появились и активно позиционирующие себя самоненавистники и их критики. Главнейшее свойство русского самоненавистничества – это, выражаясь словами А.С. Пушкина, «нежная любовь» к другим народам.

Русская русофобия является, конечно, специфически местным явлением, но напрямую связана с русофобией западной и является её прямым перенятием. Именно по мере восприятия российской интеллектуальной средой русофобских идей формируется самоненавистничество. Со времени активного проникновения польской культуры в высшие слои русского общества (вторая половина XVII века), а потом и петровских практик отправления дворянских детей учиться на Запад в России сложился необычный тип русского культурного человека, как бы отчуждённого от своей культуры в пользу западной.

Ещё одной вариацией русофобии является украинский национализм. Тотальное отрицание русскости неминуемо привело к появлению идеологий, предлагающих русским людям отказ от русской идентичности и традиции в пользу нового суррогата, имеющего радикально прозападные основания. Украинство – это прямое логическое продолжение русофобской идеологии, только в местном приложении и в форме национализма. Благодаря этому украинство несёт в себе все основные идеологемы русофобии:

- неславянское происхождение «москалей»,

- отрицание исторического и этнического единства Руси,

- противопоставление украинцев россиянам с наделением последних всеми возможными негативными характеристиками,

- утверждение злой природы российской государственности как извечно агрессивной и жестокой и т. д.

 

 

Надо с сожалением констатировать, что русофобская информация уже стала частью самосознания и информационной среды современных русских. В результате можно сказать, что русскому самосознанию свойственно сильное чувство затравленности. У русских сейчас нет господствующего позитивного самообраза, что делает их очень зависимыми от внешних оценок. Соответственно возникает и болезненная зависимость от русофобских отзывов со стороны.

Почитать по теме: Когда на смену русофобии пришла исламофобия? Русофобия: болезнь или оружие Запада? Почему главная цель русофобии - Владимир Путин? Как русофобия проявляется в реальной политике? Как противостоять русофобии? Русофобия уходит своими корнями в глубь веков. В западных странах это явление периодически обостряется, набирая силу. Есть русофобы и в России - явление поистине уникальное. Сегодня в мире наблюдается невиданное усиление ненависти к России. Итальянский писатель, журналист и международный общественный деятель Джульетто Кьеза назвал это «русофобией 2.0». Автор вскрывает подоплеку данного явления, выставляя напоказ лживость и односторонность западной пропаганды.

 

 

Основные этапы экспансии Литвы и Польши на Русь.

Для правильного понимания современной геополитической и этнополитической обстановки в Восточной Европе необходимо более подробное освещения проблемы литовско-польско-русских взаимоотношений в период до середины XVII в. Это касается первоначальной даннической зависимости Литвы от Руси, времени прекращения выплаты регулярной дани, роли литовских земель во взаимоотношении древней Руси с соседними государствами, прежде всего, с Польшей. Использования Литвой и Польшей противоречий между отдельными древнерусскими княжествами землями для собственного укрепления, характера противостояния Руси, Польши и Литвы на пограничье вплоть до польской агрессии XVII века и её краха.

Восточные славяне столкнулись с летто-литовскими племенами в ходе расселения на территории восточной Европы в период ещё до создания собственной государственности.

Затем в условиях активного взаимодействия с древнерусским государством и с отдельными восточнославянскими княжествами-землями происходило зарождение основ будущего литовского государства.

На рубеже XII – XIII вв. немецкий натиск заставил литовские племена объединиться, чтобы сохранить свою независимость и самобытность, а произошедшие перемены в древней Руси (ослабление центральной власти, усиление междоусобиц) позволили им изменить характер взаимоотношений с отдельными русскими княжествами, главным образом с Полоцким. Так с конца XII в. литовцы уже не ограничиваются участием в полоцких междоусобицах, но предпринимают походы на Русь с целью территориального захвата.

Итак, первые письменные упоминания племён, проживавших на прилегающих к южному побережью Венедского (ныне Балтийского) моря территориях, обнаруживаются в сочинении «О происхождении германцев и местоположении Германии» римского историка Публия Корнелия Тацита (98 г.), где они названы эстиями. Кроме того, Геродот упоминает народ будины, обитавший в верховьях Дона между Волгой и Днепром. Позднее эти племена эстиев под разными именами описывались в сочинениях римско-остготского историка Кассиодора (523 г.), готского историка Иордана (552 г.), англосаксонского путешественника Вульфстана (900 г.), северогерманского хрониста архиепископа Адама Бременского (1075 г.).

Нынешнее название древних племён, проживавших на прилегающих к южному побережью Балтийского моря территориях – балты (от немецк. Balten) и балтийский язык как научные термины были предложены в 1845 немецким языковедом Георгом Нессельманом (1811 – 1881), профессором университета в Кёнигсберге, вместо термина летто-литовцы. Название образовано по аналогии с Mare Balticum.

Часть балтийских племён была уничтожена в ходе экспансии немецких рыцарских орденов. Символ немецкого национализма – Пруссия получила своё название от уничтоженного немцами балтского народа пруссов. Часть ассимилировалась к концу XVI – середине XVII века или растворилась при этногенезе современных народов. Современными балтскими народами считаются литовцы и латыши. Эстонцы до XVIII – XIX вв. называли себя maarahvas, что буквально значит «народ земли». То есть люди, занимающиеся земледелием. Термин eestlane пришёл из латыни – так Тацитом был назван народ в «Германии», населяющий дальний берег Балтийского моря. В Средние века на Руси предков эстонцев называли чудью.

Но латыши и эстонцы на Русь не претендовали. Чего не скажешь о Литве. Согласно «Слову о полку Игореве», князь Изяслав Василькович погиб в бою с Литвой (ранее 1185 года). В 1190 году Рюрик Ростиславич организовал поход против Литвы в поддержку родственников своей жены, пришёл в Пинск, но из-за таяния снегов дальнейший поход пришлось отменить. С 1198 года Полоцкая земля становится плацдармом для экспансии Литвы на север и северо-восток. Начинаются литовские вторжения непосредственно в новгородско-псковские (1183, 1200, 1210, 1214, 1217, 1224, 1225, 1229, 1234), волынские (1196, 1210), смоленские (1204, 1225, 1239, 1248) и черниговские (1220) земли, с которыми летописная Литва не имела общих границ. Новгородская первая летопись под 1203 годом упоминает о сражении черниговских Ольговичей с Литвой. В 1207 году Владимир Рюрикович смоленский ходил на Литву, а в 1216 году Мстислав Давыдович смоленский разбил литовцев, грабивших окрестности Полоцка.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-28; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1147 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Большинство людей упускают появившуюся возможность, потому что она бывает одета в комбинезон и с виду напоминает работу © Томас Эдисон
==> читать все изречения...

2551 - | 2215 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.