План
Европа и Америка в XVI веке. Эпоха Высокого Возрождения и Реформация.
Московская Русь и деятельность Ивана IV Грозного.
Смутное время и первые Романовы.
1. Европа и Америка в XVI веке.
Эпоха Высокого Возрождения и Реформация.
Перед тем, как перейти к изучению материала – несколько дат:
1501 – завершается плавание Америго Веспуччи вдоль побережья Южной Америки которое началось в 1499 году. На основании полученных сведений Веспуччи сделал окончательное заключение, что открытые земли – не Индия, а новый континент.
1505 – Испания начинает закрепляться на побережье Северной Африки.
1507 – началась русско-польская война из-за Смоленска. Продолжалась до 1522 года.
1510 – Василий III присоединил Псков. Псковское вече уничтожено, псковские семьи переселяются в московские волости.
1516 – Нидерланды присоединены к Испании.
1517 – Германские государства. Выступление Мартина Лютера в Виттенберге с 95 тезисами против индульгенций. Начало Реформации.
11.08.1519 – испанские конкистадоры вступили в Мехико, Эрнандо Кортес встретился с царем ацтеков Моктесумой.
1520 – Рязань и Псков официально присоединились к Москве.
1547 – Принятие Иваном IV Грозным царского титула.
1550 – «Судебник» Ивана IV. Уложение о военной службе дворян и детей боярских. Учреждение стрелецкого войска. Второй поход на Казань
1552 – Поход крымского хана к Туле. Третий поход Ивана IV на Казань. Взятие Казани.
1554 – началась война со Швецией (1554 - 1557).
1556 – Взятие Астрахани. Законодательство о воинской службе – Уложение о службе. Составление «Разрядных книг» и «Родословий». Поместный приказ.
1557 – со Швецией Россия заключила мир на сорок лет. Голод «по всей земле».
1558 – началась война с Ливонским орденом (1558 – 1561).
1564 – Иван Грозный покинул Москву, уехал в Александровскую слободу, вывез с собой казну и государственный аппарат. Он добивался признания за ним абсолютной власти.
1564 – образовался приказ Большого прихода.
1565 – Иван Грозный ввёл опричнину.
1566 – началось Иконоборческое восстание 1566 года – массовое народное восстание в Нидерландах, явившееся первым актом нидерландской буржуазной революции 16 века.
1567 – Боярский заговор. Образование Ямского приказа. Посольство И. Петрова и Б. Ялычева в Китай.
1571 – образование Челобитного, Холопьего и Разбойного приказов. Набег Крымских татар на Москву, её последнее сожжение татарами.
24.08.1572 – Варфоломеевская ночь во Франции
1578 – первый поход Ермака в Сибирь. Появление голландцев в устье Северной Двины. Война со Швецией.
1579 – семь северных нидерландских провинций заключили союз против Испании – Утрехтская уния.
1580 – временная отмена в России Юрьева дня. Церковный собор. Победа Ермака над Кучумом, достижение господства русских за Уралом.
1582 – Русь и Польша заключили Ям-Запольское перемирие. Стефан Баторий потребовал капитуляции русских перед шведами. Русские послы отправились в Англию в поиске союза против Польши.
1584 – начал царствовать Фёдор Иоанович (1584 – 1598).
1588 – гибель «Непобедимой армады».
1590 – начало колонизации Сибири.
1591 – поход князя Кольцова-Масальского из Тобольска. Поражение Кучума у реки Ишим. Смерть царевича Дмитрия в Угличе.
1592 – 1593 – произведена опись земель Московского государства.
1598 – 1605 – царствование Бориса Годунова.
1603 – в Польше появился Лжедмитрий I. Борис Годунов издал грамоту о войне с самозванцем.
Как видим, в Европе – Ренессанс, Реформация, Варфоломеевская ночь, война Англии с испанской «Непобедимой армадой» и начало Нидерландского национально-освободительного движения. В Америке полным ходом идёт колонизация Нового Света. А на востоке – Московское княжество расширяет своё влияние сначала на близлежащие уделы, потом Псков, Рязань, затем приходит черёд Казани, Астрахани и Сибири. Параллельно с этим периодически вспыхивают войны за прибалтийские земли (Ливонские войны) и за Смоленск. Иван IV решает внутриполитические проблемы силой (опричнина), воюет с Крымом, ищет союзников на востоке (Китай) и на западе (Англия). И всё эти поиски завершаются появлением Лжедмитрия I и началом Смутного времени (1598 – 1613).
Исторические события, обозначаемые в историографии одной-двумя датами, обусловливали коренные изменения в мировосприятии и мировоззрении людей, живущих и на Востоке, и на Западе.
Европа.
XVI век – век великих духовных, культурных, политических, религиозных перемен и потрясений в жизни Европы. В ряде стран: Франция, Испания, Австро-Германия, Англия, Россия складывались большие и сильные дворянские монархии. В процессе преодоления феодальной раздробленности лишались прежней власти и привилегий крупные феодалы. Централизованные абсолютистские государства способствовали образованию и консолидации наций, притязали на объединение нации, народа, страны. Падал духовный и политический авторитет католической церкви, до того бывшей единственной объединяющей силой Западной и Центральной Европы. Организация и деятельность церкви и духовенства критиковались не только еретическими сектами, но и многими католиками. Все большую известность приобретали идеи английского реформатора и предшественника протестантизма, первого переводчика Библии на среднеанглийский язык Джона Уиклифа, чешского проповедника и идеолога чешской Реформации Яна Гуса, таборитов об очищении религиозных организаций от всего, что не соответствует священному писанию.
Термин «Реформация» используется историками и богословами по отношению к западноевропейскому движению, в центре которого стояли такие фигуры, как Мартин Лютер (1483 – 1546), Ульрих Цвингли (1484 – 1531) и Жан Кальвин (1509 – 1564), озабоченные нравственным, богословским и организационным реформированием христианской Церкви. На первом этапе, до 1525 года, можно считать, что Реформация сосредоточивалась вокруг Мартина Лютера и Виттенбергского университета, расположенного на территории современной северо-восточной Германии. Но в 1520-х гг. движение стало набирать силу, вначале независимо от каких-либо особых центров, а затем в швейцарском городе Цюрих.
Мартин Лютер. Знаменитый христианский богослов и идеолог Реформации родился в городе Айслебене в 1483 году в семействе Людер (Lüder). В разных документах написание фамилии будущего реформатора варьировалось: Lüder, Luder, Loder, Ludher, Lotter, Lutter, Lauther.
Лютер в Вормсе. «На сем стою…»
Лютером Мартин стал гораздо позже, в 1517 году, когда, будучи молодым богословом и проповедником, прибил к двери церкви в Виттенберге свои знаменитые 95 тезисов к диспуту об отпущении грехов, в которых критиковал принятую в католицизме систему индульгенций – освобождения от кары за грехи, часто за счёт денежного вознаграждения. Именно тогда, чтобы подчеркнуть свою независимость от официальной церкви, богослов сменил фамилию с Людер на Лютер, что в переводе с греческого («eleutheris») означает «свободный, независимый».
Распространение тезисов, в которых Лютер утверждал Священное Писание как единственный авторитет для верующего человека, вызвало негодование Ватикана. В 1520 году папа римский Лев X (1513-1521) издал буллу, в которой религиозный смутьян был предан анафеме. Продолжая стоять на своём, Лютер публично сжёг папскую буллу, после чего и был официально отлучён от церкви и вызван на рейхстаг в город Вормс. В 1521 году на рейхстаге, проходившем в кафедральном соборе Вормса, Лютер твёрдо отказался отречься от своих взглядов. Тогда Вормсский эдикт, изданный императором Священной Римский империи Карлом V, объявил Лютера еретиком и запретил распространение его учения и сочинений. Именно так началась немецкая Реформация, приведшая в итоге образованию самостоятельной ветви христианства, названной по имени её основателя «лютеранством». Не ограничиваясь проповедями, Лютер перевёл на немецкий язык Новый и Ветхий Заветы, что оказало громадную роль в развитии немецкой культуры в целом.
Вследствие определённых событий, цюрихская Реформация постепенно подверглась политическим и богословским изменениям и впоследствии стала ассоциироваться с городом Женева – ныне частью современной Швейцарии, а в то время независимым городом-государством, и личностью Жана Кальвина.
Итак, Реформация – религиозно-идеологическое и социально-политическое протестное движение, начавшееся в XVI веке в Германии.
Было направлено на преобразование и исправление христианской религии, сложившейся в форме католического вероисповедания. По форме и содержанию это движение можно определить как проявление крайнего нравственного негодования и возмущения идеологией и практикой католической церкви, противопоставление ей своего понимания христианского учения о Боге и человеке. Крупнейшими протестантскими конфессиями стали лютеранство, кальвинизм, англиканство и целый ряд протестантских сект – баптисты, методисты, адвентисты, мормоны, пятидесятники, «Армия спасения» и др.
Реформация в России. Как таковой Реформации в России не было. Тем не менее, ввиду тесных контактов с государствами Центральной Европы, равно как и военных столкновений, в России стали появляться мастера, а также военнопленные, которым русскими царями было дозволено исповедовать свою веру.