Понятие идеала научности
Идеал научности многие философы включают в основания науки. Например, В.С. Степин в основаниях науки выделяет, кроме идеала научности, также научную картину мира и философские основания науки.[47] Идеал научности – это «представления о целях научной деятельности и способах их достижения» [48].
«Идеал научности – система познавательных ценностей и норм, выбор, статус и интерпретация которых зависят от широкого познавательного и социокультурного контекста», – так определяет данное понятие известный философ А.В. Кезин[49].
Оба приведенных понимания идеала научности не противоречат друг другу, а взаимодополняют друг друга.
Как отмечает В.С. Степин, среди идеалов и норм науки могут быть выделены: «а) собственно познавательные установки, которые регулируют процесс воспроизведения объекта в различных формах научного знания; б) социальные нормативы, которые фиксируют роль науки и ее ценность для общественной жизни на определенном этапе исторического развития, управляют процессом коммуникации исследователей, отношениями научных сообществ и учреждений друг с другом и с обществом в целом…»[50].
Эти два аспекта идеалов и норм науки соответствуют двум аспектам ее функционирования: как познавательной деятельности и как социального института.
Познавательные идеалы науки имеют достаточно сложную организацию. В их системе можно выделить следующие основные формы:
1) идеалы и нормы объяснения и описания;
2) идеалы и нормы доказательности и обоснованности знания;
3) идеалы и нормы построения и организации знаний.
Эта структура идеалов и норм науки, предложенная В.С. Степиным, получила широкое распространение среди философов.
В содержании идеалов и норм науки можно выделить три взаимосвязанных уровня. Первый уровень представлен признаками, которые отличают науку от других форм познавательной деятельности, например, религиозного, обыденного, художественного и других форм познания. Научное знание характеризуется доказательностью, системностью, открытостью для критики и проверки, интерсубъективностью, предметной определенностью, наличием собственного языка.
Второй уровень содержания идеалов и норм исследования представлен исторически изменчивым установками, которые характеризуют стиль мышления, доминирующий в науке на определенном историческом этапе ее развития. Например, способы построения математики в Древнем Востоке и античной Греции различаются. Математика Древнего Вавилона и Древнего Египта представляет набор рецептов решения задач. Античная математика строится как дедуктивно развертываемая система, образцом которой стали «Начала» Евклида (III в. до н.э.). А для науки Нового времени важнейшим требованием обоснованности научного знания стала его экспериментальная проверка.
На третьем уровне содержания идеалов и норм научного исследования установки второго уровня конкретизируются применительно к специфике предметной области каждой науки. Например, в математике отсутствует идеал экспериментальной проверки теории, а для эмпирических наук этот идеал обязателен. Современная биология включает в свой арсенал идеи эволюции и методы историзма. А физика до недавнего времени вообще не использовала методы историзма и идею развития.
Необходимо обратить внимание на то, что представление о том, какой должна быть познавательная деятельность, зависит от социальных потребностей, мировоззренческих установок той или иной культуры, иными словами, идеалы и нормы научного познания имеют социокультурную размерность. Таким образом, идеалы и нормы исследования – это своего рода «„сетка метода»“, которую наука „забрасывает в мир“ с тем, чтобы „выудить из него определенные типы объектов»“… С трансформацией идеалов и норм меняется „сетка метода“ и… открывается возможность познания новых типов объектов»[51].
В философии науки выделяют, по крайней мере, классический и неклассический идеалы научности. В классическом идеале научности основными формами считаются математический идеал научности, физический идеал научности и гуманитарный идеал научности.
Рассмотрим более подробно характеристики и формы (математическую, физическую, гуманитарную) классического идеала научности. Затем перейдем к анализу неклассического идеала научности.