Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Лекция 9. Неклассический идеал научности




 

Антифундаментализация

 

Большинство философов науки признают существование наряду с классическим идеалом, также неклассического идеала научности. В частности, подобную точку зрения обосновывает известный философ В.А. Лекторский[61].

Основные положения неклассического идеала научности прямо противоположны положениям классического идеала: антифундаментализация, плюрализация, экстернализация в трактовке идеала научности. Остановимся на данных особенностях.

Антифундаментализация.

Критика фундаментализма имеет глубокий смысл. Она сводится к следующим вопросам:

- какое знание мы считаем обоснованным?

- как возможно обосновать то или иное знание?

Объективно критика фундаментализма ведет к понижению статуса обоснования как норматива научности.

Напомним, что в случае математического идеала научности в качестве идеальной обосновывающей инстанции выступали аксиомы и постулаты разума; в случае физического идеала научности такой обосновывающей инстанцией являлись познавательные элементы эмпирического уровня. При этом изменения происходили в содержании как математического, так и физического идеалов научности.

Так, например, в рамках математического стандарта научности постепенно отказались от требований самоочевидности и наглядности. Эти требования были заменены требованиями полноты, независимости, непротиворечивости системы аксиом.

Различным образом трактовались обосновывающие инстанции в рамках эмпирической традиции, тесно связанной с физически идеалом: «факты», «комплексы ощущений», «протокольные предложения» и т.п.

Сомнение в состоятельности фундаменталистской парадигмы становится возможным по мере развития гуманитарных наук и осознания особенностей норм и ценностей осуществляемого в них познания социогуманитарной реальности. Действительно, гуманитарное познание по своей природе является принципиально открытым по отношению к социально-культурным воздействиям. Субъективные элементы (ученый, его пристрастия, предпочтения) являются неотъемлемой составной частью гуманитарно-научных исследований. Признание социально-культурной обусловленности гуманитарного познания и идеи исторической изменчивости социально-культурных факторов приводит к выводу о невозможности достижения «окончательного» и полностью обоснованного социогуманитарного знания.

Однако ученые, обосновавшие гуманитарный идеал научности (Г. Риккерт, В. Дильтей) не решались на радикальный разрыв с классическими представлениями о научности. Разрыв был подготовлен имманентной критикой естественнонаучного варианта классического идеала научности в течение всего XX в. и кризисом логического позитивизма в середине XX в.

Здесь важно отметить ключевое значение переинтерпретации роли интерсубъективного опыта для научного познания, осуществленной в концепции выдающегося британского философа К. Поппера. С точки зрения К. Поппера, значение опыта состоит не в подтверждении, а в опровержении, фальсификации научных гипотез. Отсюда следовал вывод о гипотетическом характере познания, оставшемся без фундамента (так называемый «фаллибилизм» – знание правдоподобно, но не обоснованно).

Наиболее обстоятельная и целенаправленная критика фундаментализма в его обобщенном виде осуществлена представителями «критического рационализма», немецкими философами, учениками К. Поппера Г. Альбертом и
Х. Шпиннером[62]. Например, Г. Альберт утверждает, что «…не существует никакого достоверного знания в смысле классического идеала, то есть принципиально непогрешимого знания»[63].

Г. Альберт сформулировал трилемму Мюнгхаузена: требование обоснования ведет к трем возможным, но равным образом неприемлемым решениям:

1) регрессу в бесконечность, который вызван необходимостью при поиске оснований возвращаться все дальше и дальше назад, что практически не осуществимо, и потому нельзя достичь надежного обоснования;

2) логическому кругу, который возникает в силу того, что в процессе обоснования вынуждены возвращаться к высказываниям, которые до этого считались уже обоснованными, и потому в любом случае не ведет к надежному основанию;

3) остановке процесса обоснования в определенной точке, которая, хотя и осуществима в принципе, но является произвольной[64].

Таким образом, антифундаментальная тенденция выглядит достаточно мощной. Она просматривается в истолковании всех важнейших областей научного познания: математического, естественнонаучного, гуманитарного. В ней выражен действительно существенный отход от классических представлений об идеале научного знания.

 

Плюрализация

Идея плюрализма научного познания объединяет сегодня западных философов самых различных направлений: постпозитивизма, герменевтики, структурализма, социологии знания. Наука рассматривается не как единое целое, а как совокупность различного рода парадигм (Т. Кун), эпистем (М. Фуко), исследовательских программ (И. Лакатос).

Объявлены несостоятельными идеи социальной автономии науки, кумулятивного характера научного прогресса и методологического единообразия всех областей научного знания.

Уровни, формы, виды выражения плюралистической позиции в истолковании науки различны.

1. Например, с точки зрения И. Лакатоса, Г. Альберта плюрализм допустим и должен быть признан позитивным по отношению к исследовательским подходам и конкретно-научным теориям об одной и той же предметной области, но не по отношению к стандартам их оценки, то есть не по отношению к стандартам научности.

2. Другие западные методологи П. Фейерабенд и Х. Шпиннер идут гораздо дальше и не только распространяют плюрализм на стандарты научности, но и говорят о фактической равноценности стандартов научности и иных познавательных стандартов. Например, П. Фейерабенд исходит из того, что разделение науки и ненауки не только искусственно, но и вредно для развития познания. Он пытается доказать равноценность науки и мифа.

Плюралистическая тенденция, также как и антифундаменталистская, имеет, прежде всего, критическую направленность, ведет к преодолению классических представлений об идеале научного знания. Для обеих этих тенденций характерно рассмотрение в качестве эталонного состояния не «готовой», «завершенной» науки, а науки, находящейся в процессе развития. В качестве ведущей ценности нового, формирующегося неклассического идеала научности выдвигается способность решать проблемы (а не фундаменталистская обоснованность). При этом новый, формирующийся идеал научности, в соответствии с этой тенденцией, должен допускать различные «наборы» методологических стандартов, объединяемых в относительно самостоятельные идеалы научности, конкурируя друг с другом в решении научных проблем.

Экстернализация

Экстернализация является наиболее радикальной формой разрыва с классическими представлениями об идеале научного знания.

Напомним, что фундаменталистски обоснованное научное знание, согласно классическим представлениям, должно быть полностью независимым от социальных (социально-экономических, культурно-исторических, мировоззренческих, социально-психологических) условий его формирования. Кроме того, выводы науки должны определяться только самой изучаемой реальностью, но не социальными условиями ее изучения.

Однако эти основополагающие положения классического идеала научности в настоящее время подвергаются серьезной критике. Тем не менее, не все современные методологи науки занимают столь радикальную позицию. Большинством, скорее, принимается общий тезис о социальной обусловленности научной деятельности, но представления о степени и характере этой обусловленности существенно различаются.

Для правильного понимания сути проблемы принципиально важно учитывать три аспекта науки:

- актуальное исследовательское поведение ученых;

- методологические стандарты оценки результатов научно-исследовательской деятельности;

- содержание научных утверждений, гипотез, теорий.

Сегодня не подвергается сомнению важная роль социокультурных факторов в первом из этих аспектов. Однако некоторые методологи, главным образом представители «сильной программы» Эдинбургской школы социологов науки Б. Барнс и Д. Блур доказывают возможность прямого влияния социокультурных факторов на содержание научных утверждений, гипотез. Например, Д. Блур утверждает, что «мы не можем противопоставлять… профессиональные суждения и социальные факты, как будто они не могут быть одним и тем же»[65]. Иными словами, «сильная программа» Эдинбургской школы говорит не просто о влиянии социального контекста, социальных факторов на эпистемологические идеи, содержание научных теорий. Речь идет о том, что в действительности эпистемологические факторы являются социальными факторами.

Л.А. Маркова подчеркивает, что «для Д. Блура важно, что его социология претендует не только на объяснение процессов получения, возникновения знания, но и на объяснение его содержания и структуры. Это влечет за собой и нетрадиционное понимание этой самой структуры, формируемой не особенностями предмета изучения, природой, а особенностями социальной деятельности»[66].

«Сильная программа» эдинбургских методологов является довольно радикальной. Большинство философов науки, включая и российских ученых, занимают более «мягкую» позицию. Например, А.В. Кезин говорит о том, что «мы не можем согласиться с тезисом о прямом влиянии внешних факторов на научное знание. Это влияние всегда опосредовано определенными методологическими стандартами»[67].

Сами методологические стандарты являются сложными образованиями, испытывающими двоякую детерминацию. С одной стороны, они детерминированы тем или иным познавательным интересом человеческого рода, находящим преломление в определенных культурно-исторических условиях. С другой стороны, они детерминированы тем аспектом объективной реальности, тем классом решаемых с помощью этого стандарта проблем, на который направлен соответствующий познавательный интерес.

Интересной представляется концепция «финализации науки», выдвинутая Штарнбергской группой философов и методологов науки (Г. Беме, В. Крон и другие). В этой концепции был поставлен вопрос о формировании науки под влиянием внешних целей, таких, как, например, преодоление экономических трудностей, угроза войны, борьба с инфекциями и т.д. «Финализация есть процесс, в котором внешние по отношению к науке цели становятся ведущими в развитии теории»[68].

Основатели данной концепции выделяют три стадии в развитии науки – предтеоретическую, на которой преобладают эмпирические методы; парадигматическую, где формулируются теории, и постпарадигматическую, где теории формируются под воздействием внешних целей. Причем механизм финализации не равен появлению прикладных исследований. Здесь речь идет о формировании новой теории на основе фундаментальной, но вместе с тем эта теория не выводится из фундаментальной теории без внешних целей.

Штарнбергская группа, прежде всего, утверждала о наличии завершенных фундаментальных теорий в физике и естествознании в целом (такими теориями, по их мнению, были механика И. Ньютона, теория Дж.К. Максвелла, статистическая механика, учение о теплоте). Именно в этих областях утверждалось формирование «социального естествознания», то есть новых конкретных теорий, формирующихся социальным путем – посредством постановки новых целей. Идея воздействия внешних целей на процесс создания новых научных теорий получила дальнейшее развитие.

Итак, сделаем некоторые выводы. Основные тенденции критики классического идеала научности заключаются в антифундаментализации, плюрализации и экстернализации научного знания.

Неклассический идеал научности находится еще в стадии формирования и самоопределения. Но его отличительные черты можно довольно четко обозначить. Этими отличительными чертами являются:

1. Замена фундаменталистской обоснованности научного знания другим критерием – способностью научного знания решать проблемы.

2. Допустимость множественности разных стандартов и идеалов научности. Возможны частные идеалы научности.

3. Методологическое мышление становится гораздо менее ригористичным и гораздо более терпимым в отношении зависимости науки от социокультурных ценностей.

4. Возникает специальная социально-практическая ориентированность определенного слоя фундаментальных научных исследований.

Контрольные вопросы

1. Каковы особенности неклассического идеала научности?

2. Что такое трилемма Мюнгхаузена?

3. В чем заключаются основные идеи «сильной программы» Эдинбургской школы социологов науки?

4. Допустимо ли существование разных частных идеалов научности?

5. Что такое «финализация» науки? Согласны ли вы с утверждением сторонников концепции финализации, что современная наука развивается под влиянием внешних целей?

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-28; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2338 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Вы никогда не пересечете океан, если не наберетесь мужества потерять берег из виду. © Христофор Колумб
==> читать все изречения...

2338 - | 2143 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.