Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Неопозитивизм. Критерий верификации




«Третий» позитивизм – самая развитая форма позитивизма. Причиной развития третьей формы позитивизма явилось бурное развитие науки и логики в начале XX века. Поскольку логика и математика в той или иной степени включаются во все научные дисциплины и служат для них образцом строгости и точности, считалось несомненным, что ядром общей методологии науки должны быть те понятия и принципы, которые включены в дедуктивную модель науки. Данную форму позитивизма называют также неопозитивизмом, логическим позитивизмом, логическим эмпиризмом, аналитической философией. Представителей логического позитивизма было очень много: А. Айер, К. Гемпель, Р. Карнап, О. Нейрат, Г. Рейхенбах, А. Тарский, М. Шлик и др.

Особую роль в генезисе логического позитивизма отводят австрийскому философу и логику Л. Витгенштейну (1889-1951) с его программной работой «Логико-философский трактат» (1921). В этой работе австрийский мыслитель проводит мысль о том, что «мир есть совокупность фактов, но не вещей»[8]. Действительность распадается на отдельные атомарные факты, которые могут объединяться в более сложные молекулярные факты. Если действительность представляет собой лишь комбинацию элементов одного уровня – фактов, то наука должна быть комбинацией предложений, отображающих факты и их различные сочетания. Между предложениями языка и действительностью, так или иначе, существует соответствие: «снег бел» – предложение истинно, если снег действительно бел. Мы видим, что истину неопозитивисты понимают расширительно: любое предложение, отвечающее какому-либо наблюдаемому состоянию дел, истинно. Все, что претендует на выход за пределы этого «одномерного» мира фактов, все, что апеллирует к связям фактов или к глубинным сущностям, определяющим наличие или отсутствие фактов, изгоняется из науки (и в первую очередь философия).

В основе науки, по мнению Л. Витгенштейна, лежат атомарные предложения, выражающие чувственные переживания субъекта. Совокупность этих предложений образует твердый эмпирический базис науки. Из атомарных предложений с помощью логических связок образуются «молекулярные» предложения. Атомарные предложения имеют две основные характеристики:

- каждое атомарное предложение является истинным или ложным;

- атомарные предложения независимы друг от друга.

Исходя из этих идей, неопозитивисты предлагают критерий верификации, с помощью которого можно провести разграничительную линию между научными знаниями, теориями и знаниями в широком смысле, включая философию, миф, поэзию и т.п. Что такое верификация?

Существует древняя философская проблема, обсуждение которой восходит еще к первым античным философам: как отличить подлинное надежное знание от изменчивого мнения? В философии науки XX в. эта проблема предстала в виде проблемы демаркации: как провести разграничительную линию между наукой и другими формами духовной деятельности – философией, религией, искусством? Отличается ли наука от философии и мифа, а если отличается, то – чем? Именно эта проблема весьма сильно занимала логических позитивистов, и они затратили большие усилия на ее решение. Однако им не удалось решить ее так, как им бы хотелось. Логические позитивисты пытались провести четкую логическую границу между наукой и ненаукой, но в ходе этих попыток выяснилось, что эта граница весьма условна и исторически изменчива.

Итак, критерий верификации состоит в следующем: предложение научно только в том случае, если оно верифицируемо, т.е. если его истинность может быть установлена наблюдением; если же предложение неверифицируемо, то оно ненаучно. Если представить научную теорию как молекулярное предложение, состоящее из атомарных (протокольных) предложений, то процедура верификации будет заключаться в следующем. Мы разбиваем молекулярное предложение на отдельные атомарные (протокольные) предложения, которые должны быть сопоставлены с подтверждающим или опровергающим их опытным «положением дел». Научная теория будет истинной, если окажутся истинными все атомарные (протокольные) предложения, из которых она состоит.

Логика неопозитивистов приводит к выводу, что философия не является наукой, так как предложения философии нельзя верифицировать. В философии делаются утверждения, не допускающие проверки: «материя первична», «сознание вторично», «существуют две субстанции: материальная и духовная», «все тела состоят из атомов» и т.п. Поэтому вердикт, вынесенный Л. Витгенштейном в отношении классической философии, был непреклонным и суровым: «Большинство предложений и вопросов, высказанных по поводу философских проблем, не ложны, а бессмысленны».

Логические позитивисты пренебрежительно относятся к традиционным проблемам философии, полагая, что все высказывания философии о мире являются псевдовысказываниями. Выводы философии не имеют какого-либо значения, философия содержательна и бессмысленна. «Метафизик подобен поэту», – отмечает Р. Карнап. Метафизик в действительности ничего «не высказывает, а только нечто выражает как художник», поэтому он не вправе претендовать на общезначимость своей философии. А какой же смысл поэту пытаться «опровергнуть предложения из стихотворения другого лирика?» Ведь «он знает, что находится в области искусства, а не в области теории»[9]. История развития философии есть история погони за миражами, нелепых попыток совершенно негодными средствами разрешить псевдопроблемы.

«Вся философия в старом смысле, – пишет Р. Карнап, – связывается ли она ныне с Платоном, Фомой Аквинским, И.Кантом, Шеллингом или Г. Гегелем, строит ли она новую «метафизику бытия» или «гуманистическую философию», оказывается перед приговором новой логики. Она не только содержательно ложная, но и логически непрочная, а потому бессмысленная»[10]. Следовательно, философия как метафизика даже не ложна, а бессмысленна.

Таким образом, единственно допустимое решение философских метафизических проблем заключается, по мнению логических позитивистов, в их элиминации, т.е. уничтожении, удалении. Поняв это, люди перестанут тратить время на их обсуждение и сосредоточат свои усилия на разрешении реальных проблем познания и освоения окружающего мира.

Однако критерий верификации впоследствии был подвергнут серьезной критике. Как, например, мы должны верифицировать предложения о прошлых или будущих событиях, такие, как, например, «Вчера в Москве был дождь» или «Завтра будет солнечно». Эти предложения сегодня проверить невозможно. Должны ли мы на этом основании считать, что сегодня произносить такие предложения бессмысленно?

Бессмысленными оказываются и предложения о фактах, установить которые мы не можем вследствие отсутствия технических средств. Например, предложение «На обратной стороне Луны имеются горы» следовало считать бессмысленным до начала полетов в космос. В сущности, бессмысленными оказываются почти все предложения за исключением тех, которые описывают мое окружение в настоящий момент. Кроме того, нет абсолютной непроницаемой границы между наукой и другими видами интеллектуальной деятельности, провести эту границу невозможно.

Еще один недостаток логического позитивизма заключается в том, что невозможно формализовать и математизировать все научное знание. Гуманитарные науки с большим трудом поддаются формализации, если их вообще можно формализовать. Получается, что не только философия не является наукой, но и, например, история, потому что исторические и архивные данные невозможно верифицировать. Как можно соотнести с наблюдаемым положением дел, например, высказывание историка о том, что оставление Кутузовым Москвы в 1812 г. было частью его стратегического плана? В то время как другой историк будет утверждать, что оставление Москвы французской армии было в определенной степени капитуляцией русской армии во главе с Кутузовым перед французами и Наполеоном.

И, наконец, можно указать еще на один существенный недостаток неопозитивизма – это его антиисторизм и пренебрежение процессами изменения и развития, как научного знания, так и знания в целом. Если мир представляет собой только совокупность чувственных переживаний или лишенных связей фактов, то в нем не может быть развития, т.к. развитие предполагает взаимосвязь и взаимодействие фактов, а это как раз отрицается.

Таким образом, основные идеи неопозитивизма сводятся к следующим:

- философия – это деятельность по анализу языковых форм познания;

- научное знание связано с опытом;

- то, что дано нам в чувственном восприятии, мы можем знать с абсолютной достоверностью;

- опыт и опытное знание являются самыми фундаментальными. Если мы можем опытным путем проверить научное знание, то оно является истинным;

- теоретическое знание можно редуцировать к эмпирическому знанию;

- истинность научной теории проверяется с помощью верификации;

- традиционные проблемы философии отрицаются.

Контрольные вопросы

1. В чем заключается преемственность между тремя формами позитивизма? Найдите общие идеи и принципы у всех трех форм позитивизма.

2. Почему идеи логического позитивизма подверглись серьезной критике? Найдите теоретические недостатки в концепции неопозитивистов.

3. В чем заключается теорема К. Геделя о принципиальной неполноте формализованных систем?

4. Какова классификация наук, предложенная О. Контом?

5. Как Л. Витгенштейн рассматривает предложения научных теорий?

6. В каком смысле философские предложения и вопросы в неопозитивизме оказываются бессмысленными?

7. Что такое методологический редукционизм?

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-28; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 3116 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент всегда отчаянный романтик! Хоть может сдать на двойку романтизм. © Эдуард А. Асадов
==> читать все изречения...

2465 - | 2202 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.014 с.