Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Культурологический сциентизм




Культурологический сциентизм возникает внутри позитивизма. Эта форма сциентизма рассматривает развитие науки в полной изоляции от культуры, а все формы духовной деятельности подчиняет науке. Выделяют умеренную, радикальную и скрытую формы культурологического сциентизма.

Умеренный сциентизм зародился в XIX в. в рамках первого позитивизма.
В частности, основоположник позитивизма О. Конт заявлял, что все формы духовной деятельности являются служанкой науки. Философия как метафизика могла оказать положительное воздействие на развитие представлений о мире лишь в период детства науки. В настоящее время философские теории должны быть заменены чисто научными теориями, построенными на непосредственном наблюдении и опыте. Как писал Э. Мах, нужно, прежде всего, удалить из естествознания «старую, отслужившую свою службу» философию, которой «большинство естествоиспытателей придерживается еще в настоящее время».

Первые позитивисты (О. Конт, Э. Мах, П. Дюгем) утверждали, что подлинным знанием являются лишь факты и эмпирические закономерности. Научные теории дают лишь систематизацию фактов и эмпирических закономерностей, которые имеют тенденцию становиться все более совершенными. Наука не беспредпосылочна. Она прочно опирается на здравый смысл. Ученый, стремящийся достичь успеха в науке, не нуждается ни в какой философии.

Радикальный позитивизм представлен деятельностью «Венского кружка». Он был создан в 1925 г. на кафедре натуральной философии Венского университета, которую после смерти Э. Маха возглавил М. Шлик. В «Венский кружок» входили молодые ученые, поставившие задачу реформировать науку и философию: О. Нейрат, Р. Карнап, сам М. Шлик и др. Деятельность «Венского кружка» началась с изучения «Логико-философского трактата» Л. Витгенштейна, опубликованного в 1921 г. Именно Л. Витгенштейн наиболее четко обосновал утверждение, что постановка проблем традиционной философии «основывается на неправильном понимании логики нашего языка».

Философы, говорят неопозитивисты, претендуют на особое знание о мире. Но откуда они его могут получить? Все, что человек знает о действительности, он получает на основании определенных контактов с миром, которые в науке становятся предметом специального систематического изучения. У философа нет и не может быть никаких особых способов постижения действительности. Что, например, может сказать философ о поведении микрообъектов? Все, что можно сказать здесь разумного, дает нам физика.

Таким образом, философия как особая наука не имеет права на существование. Высказывания философии о мире – это псевдовысказывания, она рассуждает о мнимых объектах и о несуществующих свойствах, ее выводы не могут иметь какого-либо значения, она бессодержательна и бессмысленна.

Следовательно, единственно допустимое решение метафизических проблем заключается, по мнению логических позитивистов, в их элиминации. Поняв это, люди перестанут тратить время на их обсуждение и сосредоточат свои усилия на разрешении реальных проблем познания и освоения окружающего мира.

Новый взгляд на сущность философии был выдвинут Б. Расселом, а затем разработан его учеником и другом Л. Витгенштейном. В «Логико-философском трактате», изданном в 1921 г., Л. Витгенштейн высказал все основные положения будущей доктрины логического позитивизма.

- «вся философия есть «критика языка»;

- «цель философии – логическое прояснение мыслей»;

- «философия не теория, а деятельность»;

- «философская работа состоит из разъяснений;

- «результаты философии – не некоторое количество «философских предложений», но прояснение предложений».

Л. Витгенштейн создает простую модель реальности, служащую зеркальным отражением структуры языка пропозициональной логики. Он онтологизирует структуру языка пропозициональной логики и отождествляет ее со структурой реального мира. Действительность представляет из себя комбинацию элементов одного уровня – фактов, поэтому наука должна быть комбинацией предложений, отображающих факты и их разнообразные сочетания. Следовательно, все, что претендует на выход за пределы этого одномерного мира фактов, на поиск фундаментальных оснований мира, не является научным и должно быть изгнано из науки.

По мнению, Л. Витгенштейна, философские проблемы – это сплошная путаница. «Помогите мне распутать философские путаницы», - обратился как-то раз Л. Витгенштейн к юному тогда еще К. Попперу. «Большинство предложений и вопросов, высказанных по поводу философских проблем, не ложны, а бессмысленны. Поэтому мы вообще не можем отвечать на такого рода вопросы, мы можем только установить их бессмысленность»[7]. Поэтому необходимо элиминировать из научного обихода бессмысленные понятия и предложения, устранить псевдопроблемы, не допустить проникновения в науку различных модификаций метафизического (философского) мышления.

И, наконец, изоляционизм рассматривает науку в полной изоляции от культуры.

Каковы аргументы против культурологического сциентизма? Необходимо искать основу единства для всех видов человеческой деятельности в процессе освоения человеком мира в целом, в попытке различения субъекта научной и вненаучной деятельности.

Субъект вненаучной деятельности может и должен пониматься достаточно широко. Основные функции данного субъекта – оценивание, деятельность, коммуникация. Основные функции субъекта научной деятельности – познание окружающей действительности. Однако при этом необходимо заметить, что субъективная познавательная деятельность, связанная с познанием природы и общества, все же отличается одна от другой.

Выделение субъекта познания во многом идет от И.Канта, который при этом упрощает понимание субъекта научного познания. Необходимо преодолеть разорванность бытия в сознании человека, расколотость самого субъекта познания, необходимо формирование холистского (целостного) мировоззрения. Поэтому необходимо осуществить «герменевтическую прививку» разуму.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-28; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2181 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получится - вы тоже правы. © Генри Форд
==> читать все изречения...

2281 - | 2210 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.