Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Революционно-демократическая программа А. Н. Радищева.




Александр Николаевич Радищев (1749-1802 гг.) – первый русский писатель-революционер, зало­живший освободительные идеи и традиции в общественной деятельности российской интеллигенции. Будучи близок по своим историко-философским взглядам к плеяде русских просветителей, он отличался от них бескомпромиссным осуж­дением крепостничества как системы и монархии (в том числе и «просвещенной») как формы правления. «Самодержавие есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние», – отме­чал Радищев.

Несостоятельность крепостничества писатель доказывал с позиций теории естественных прав и договорного происхож­дения государства. Подобно Руссо, он считал, что возникнове­ние государства связано с образованием частной собственнос­ти и, как следствие, появлением неравенства между людьми. Государство возникло как результат общественного договора в целях обеспечения всем людям благой жизни, а также защиты слабых и угнетенных и соблюдения законности. При заключе­нии договора народ является определяющей стороной, и он не мог согласиться на деспотию, рабство (крепостное право), му­чительство, ибо это было бы противоестественно. Законы, из­даваемые государством, должны основываться исключительно на естественном праве: «если закон не имеет основания в есте­ственном праве», то он не может считаться законом. Основани­ем права является справедливость, а не сила. Крепостное право противоестественно: оно основано на насилии, к тому же про­тиворечит общественному договору, поскольку он предпола­гал создание общества для обеспечения интересов всех и каж­дого, а не порабощение одной его части другой. По законам природы рабство в конечном итоге должно быть заменено воль­ностью.

Кроме того, по оценке Радищева, крепостничество и эко­номически несостоятельно, поскольку подневольный труд не­производителен. С крепостничеством он связывал и падение нравов в обществе: и крепостников (бесчеловечие, жестокость и т.п.), и крепостных (унижение, порабощение, разорение).

С естественно-правовых позиций Радищев определяет и свое отношение к монарху, который обязан соблюдать обществен­ное равенство, бороться против угнетения, несправедливости, существующих в обществе, следить за нравственностью («хра­нить нравы в чистоте»), пресекать преступления, не злоупот­реблять данной ему народом властью. На самом же деле, отме­чает Радищев, монарх «в народе зрит лишь подлу тварь». Он есть «первейший в обществе... убийца, первейший разбойник... первейший нарушитель общия тишины...». Потому Радищев признает за народом право на восстание, на революцию, на насильственное отстранение императора от власти. «Неправо­судие государя дает народу, его судии, то же и более право над ним, какое ему закон дает над преступниками».

Но рассуждая о правомерности насильственных действий во имя обеспечения справедливости, Радищев допускал и воз­можность проведения реформ сверху, включая и освобождение крестьян (хотя сам он сомневался, что императорская власть способна их осуществить). Здесь в Радищеве-революционере сказался Радищев-просветитель.

Революционно-демократическая трактовка идей естествен­ного права позволила Радищеву создать проект «народного правления», основой которого должна была стать крестьянская община. Русские общинные порядки стали для Радищева аргу­ментом в защиту своего социального идеала – демократичес­кой республики по образцу Новгорода и Пскова. При таком политическом устройстве обеспечиваются естественные права народа: свобода мысли, слова, охрана собственности и т.п. Ра­дищев не поддерживал идею разделения властей, считая, что только народ может быть истинным Государем. Поскольку в большом государстве невозможно осуществить непосредствен­ную демократию, Радищев предполагал создание на террито­рии России добровольной федерации городов-республик с ве­чевыми собраниями. Народ в этих городах постоянно надзира­ет за деятельностью должностных лиц, предупреждает их про­извол, создавая таким образом предпосылки для сохранения свободы.

Экономической основой республиканского государства Ра­дищев считал частную собственность на землю. Феодальная собственность на землю им отвергалась. Радищев первым в России выдвинул принцип: земля должна принадлежать тем, кто её обрабатывает. «Кто же к ниве ближайшее имеет право, буде не делатель её?» Право народа на землю, по его представ­лению, являлось основой равенства людей.

Много внимания Радищев уделил разработке основ зако­нодательства. Он придерживался демократических принципов и неоднократно подчеркивал, что все граждане должны быть равно зависимы от законов, что наказания должны осуще­ствляться только по решению суда и что каждый гражданин имеет право быть судим равными ему по социальному статусу гражданами. Организацию правосудия он представлял в виде системы земских судов, причем считал необходимым иметь суды гражданские, военные, духовные и совестные. Судьи не назна­чаются, а избираются гражданами.

Основные идеи Радищев изложил в книге «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790). После её прочтения Екатерина II заявила, что её автор «бунтовщик, хуже Пугачева». Книга была запрещена и находилась под запретом до 1917г. Радищев был арестован, приговорен к смертной казни, замененной ссылкой на 10 лет в Илимский острог. Это был один из первых смерт­ных приговоров, вынесенных за революционные суждения и убеждения дворянину. В 1796 г. Павел I распорядился наряду с другими осужденными в период правления его матери вернуть из ссылки и Радищева. Позднее он был приглашен на государ­ственную службу, привлечен к законодательной деятельности. Но видя тщетность своих попыток что-либо изменить в России и не желая заплатить за освобождение от каторги отказом от своих убеждений, в сентябре 1802 г. Радищев покончил с собой. Перед смертью он написал записку: «Потомство за меня ото­мстит».

Идеи Радищева нашли отражение в теоретической и прак­тической деятельности революционеров и демократов ряда поколений. Как заметил Н.А. Бердяев, они «конструировали» тип русской интеллигенции, который свое общественное при­звание видел в подготовке и осуществлении народной револю­ции, призванной избавить крестьянство от страданий и униже­ний.

Вопросы для обсуждения на семинаре

1. Политико-правовое обеспечение петровских реформ. Юридическое оформление абсолютной монархии.

2. Политико-правовые взгляды идеологов «просвещенно­го абсолютизма» в России.

3. Политико-правовое содержание «Наказа...» Екатери­ны П.

4. Особенности российской дворянской либеральной идео­логии.

5. Идеология русского Просвещения.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-28; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1637 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Два самых важных дня в твоей жизни: день, когда ты появился на свет, и день, когда понял, зачем. © Марк Твен
==> читать все изречения...

2219 - | 2051 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.