СТИЛЬ В МУЗЫКЕ
Музыку можно слушать по-разному. Можно просто наслаждаться ею, не задумываясь над тем, почему данное произведение воздействует на нас, в чем своеобразие музыкального языка, присущего его автору. В этом случае нам вряд ли откроется все богатство содержания, заложенного в этом сочинении.
Совершенно иной подход обнаруживает тот человек, который стремится по-настоящему глубоко проникнуть в смысл музыки. Такой слушатель наверняка поинтересуется, в какую эпоху создавалось произведение, каковы особенности творческого почерка композитора. Другими словами, он так или иначе постарается разобраться в вопросах, связанных с музыкальным стилем.
Стиль — очень сложное понятие в искусстве, возможно самое сложное. Тем не менее, наверное, каждый из читателей (обычно сам того не подозревая) косвенно касался проблемы музыкального стиля. Например, даже неискушенный в музыке человек, прослушав фрагмент музыкального произведения, которого он не знает, может в некоторых случаях назвать имя автора. Установить, кем написано неизвестное ему сочинение, он сумеет лишь в том случае, если по каким-то другим произведениям этого композитора, ранее слышанным, он знаком с чертами его стиля.
В данном случае речь идет об одном из значений понятия «музыкальный стиль», а именно о том, когда оно используется для характеристики индивидуальных особенностей творческой манеры композитора. Здесь под стилем понимается весь комплекс выразительных средств, присущих данному автору, с помощью которых он раскрывает внутреннее содержание произведения.
Стиль композитора — это не застывшее понятие. По мере формирования его собственного почерка, приобретения им творческой зрелости, его стиль
Музыкальный стиль — совокупность (общность) средств и приемов выразительности, образной системы, характерной для данного музыканта — композитора, исполнителя — или для направления, школы в музыкальном искусстве. Музыкальный стиль неразрывно связан с той историко-культурной атмосферой, в которой он формировался. меняется, для сравнения можно скакчать и прослушать музыку Брайан Адамс в mp3 формате и сделать свои выводы о музыке. Не случайно творческий путь крупного композитора часто делится исследователями на определенные этапы.
Так, когда говорят «стиль позднего Бетховена», имеется в виду, что его сочинения последнего периода по некоторым вполне определенным признакам отличаются от произведений, возникших до этого времени. Эволюция стиля композитора наиболее ясно прослеживается при сравнении произведений одного жанра. В нашем примере можно, скажем, сопоставить бетховенские сонаты раннего, среднего и позднего периодов. При этом не трудно заметить, как менялась форма произведений, другие элементы музыкального языка.
Понятие «стиль» применяется и для выявления общности в творческой манере композиторов или в народной музыке одной страны. В таких случаях принято говорить о национальном стиле.
«Стиль»— это характеристика музыкального искусства определенных исторических эпох или крупных худо-направлений. Сегодня часто можно слышать выражения: «музыка барокко», «музыка эпохи рококо», «романтическая музыка» и т. д. Что скрывается за этими понятиями и почему вокруг них нередко возникает путаница?
Немного отойдём от темы Последние новости - мода и стиль Вы всегда узнаете на сайте для милых женщин Sexoedik.Spb.Su. всё отдохнули, пошли дальше!
Понятия «барокко», «рококо», «классицизм», «романтизм» и другие, как известно, охватывают, кроме музыки, смежные искусства, литературу. То есть стиль в этом значении — это очень широкая и в то же время емкая категория, отражающая единство художественно-образных приемов, средств, принципов, обусловленных единством общественно-исторического содержания в данную эпоху.
Отсюда сделаем два очень важных вывода.
Во-первых, изучая стиль, присущий художественному направлению в музыке или одному композитору, надо прежде всего попытаться увидеть, понять те явления жизни, которые его породили. Вне общественно-исторического фона, обстановки стиль существовать не может.
Во-вторых, стилевые направления в музыке надо стараться рассматривать не изолированно, а в связи с важнейшими явлениями смежных искусств: архитектуры, литературы, театра, декоративно-прикладного творчества. Вот два ярких примера, иллюстрирующих сказанное (один относится к нашему первому выводу, другой, соответственно, ко второму).
Великая Французская революция. Трудно проследить начало творческого пути Бетховена, не учитывая, какое влияние оказало на него это событие.
Не познакомившись с литературными произведениями писателя-романтика Гофмана, невозможно до конца понять образный мир композитора Шумана и Разумеется, каждый вид искусства очень специфичен, поэтому о взаимосвязях между музыкой и каким-либо видом искусства в пределах одного стилевого направления можно говорить только условно. Тем более что всякое национальное искусство придает свою окраску одному и тому же стилю. Но связи эти существуют и их выявление помогает глубже постигнуть суть данного стиля в музыке, особенности стиля данного композитора и содержание его отдельных произведений.
И всегда следует помнить, что чем крупнее талант композитора, чем индивидуальнее его собственный стиль, тем труднее вписывается его творчество в какое-либо одно определенное стилевое направление. Даже такие композиторы, как Гайдн и Моцарт, являющиеся главными представителями венского классицизма, далеко не исчерпываются одним этим стилем; некоторые их произведения заставляют вспомнить о более раннем стиле — рококо, в других чувствуется приближение нового направления, которое пришло на смену классицизму,— романтизма.
Как мы уже выяснили, эпоха и стиль — два взаимосвязанных понятия. Но нельзя, как это порой происходит, отождествлять их. Например, можно сказать «музыка эпохи Возрождения», но нельзя говорить «музыка стиля Возрождения». Почему первое выражение правомерно, а второе ошибочно? Потому, что в первом случае речь, видимо, идет о музыкальных произведениях, созданных в тот исторический период, в течение которого развивалось искусство Ренессанса. Но единого стиля Ренессанса в музыке не существует. Стиль определенной эпохи в музыке составляет совокупность индивидуальных стилей всех относящихся к нему творцов в разных областях музыкального искусства.
Вот один из наиболее ярких примеров в музыке. Два австрийских композитора — Гайдн и Моцарт — были современниками. Каждый из них внес много нового в те жанры, в которых сочинял (а это были наиболее универсальные в истории музыки художники), выработав свой ярко индивидуальный стиль, творческий почерк. Между тем нередко любители музыки принимают моцартовские произведения за гайдновские и наоборот. Такая ошибка не случайна: оба композитора принадлежали к одному стилевому направлению — венскому классицизму (мы расскажем о нем ниже), чем и объясняется близость их индивидуальных творческих манер.
Еще одно очень важное положение, которое надо иметь в виду, когда речь идет о стиле. Художественные стили никогда не возникали на пустом месте. Поэтому всегда можно проследить, как тянутся преемственности между отдельными стилями в музыке. Интуитивно мы так часто и поступаем, когда слушаем то или иное произведение, стараемся выявить, какие черты стиля роднят разных композиторов.
Итак, еще раз бегло перелистаем страницы истории музыки, обращая внимание на то, как менялся стиль произведений. Оговоримся сразу: читателе не найдет здесь исчерпывающих характеристик того или иного стиля, описания всех этапов его эволюции, «расщепление» его на все «слагаемые», точных временных или географических его границ. Тем более в рамках этого короткого раздела нет возможности детально описывать стиль отдельных композиторов.
Наша задача в другом: кратко познакомить читателя с важнейшими стилевыми направлениями музыкального искусства в той исторической последовательности, в какой они возникали, существовали и исчезали.
Музыка (от греч. μουσική - Искусство муз) - искусство организации музыкальных звуков, прежде всего во временном (ритм), звуковысотного, тембрального и других отношениях. Музыкальным звуком может быть практически любой звук, который имеет определенные акустические свойства, соответствующие эстетике соответствующей эпохи и может быть воспроизведенным при исполнении музыки. Источником такого звука может быть: человеческий голос, музыкальные инструменты, электрические генераторы и т.д.
Музыка и классификация искусств
С точки зрения классификации искусств музыка:
- временным искусством (музыкальное произведение разворачивается и воспринимается во времени, так же как и в театре, литературе, танцы)
- исполнительским искусством (посредником между творчеством и сприймачем есть исполнитель, равно как и в танце, театре)
- непоказательным искусством (музыкальные образы в большинстве случаев свободные от конкретного отражения действительности, так же, как, например, и архитектурные).
В то же время музыка может сочетаться с другими видами искусства, а именно:
- со словом (вокальные и вокально-инструментальные произведения, опера и оперетта, музыкальная декламация),
- драматическим действием (театральные и кинопроизведения),
- танцем и жестом (балет, пантомима)
Как и другие виды искусства, музыке присущи разными социокультурные функции, в частности:
- Гедонистические функция - обусловливается способностью музыки приносить слушателям наслаждение.
- Экспрессивная функция - объясняется естественной потребностью человека во внешнем (например, мимическом, звуковом) выражении сильных эмоций и чувств.
- Коммуникативная функция музыки базируется на знаковом использовании звуковых форм. Это дает все основания считать музыку особым языком.
- Познавательная функция - связана с природным влечением человека к новой информации, нового опыта. В процессе развития сознания отдельной личности как социального существа растут устойчивые мотивы познавательной деятельности.
- Духовно-катарсическая функция - обусловливается ее возможностью вызвать мощные эмоциональные потрясения, которые осуществляют "путем сочувствия и страха очистки... страстей".
- Магически-суггестивная функция - оговаривается способность музыки вводить человека в определенное психическое состояние. С этой функцией многие ученые связывают возникновение музыкального искусства. Как разновидность магически-суггестивная, рассматривают также терапевтического функцию.
- Общественно-организационная функция - обусловлена фундаментальной общественной потребностью объединения людей в целостные социальные структуры.
Следует отметить, что в пределах самого музыкального искусства также выделяются различные функциональные доминанты. Опыт свидетельствует о том, что музыкальные произведения не могут одинаково выполнять все социокультурные функции. Одни из них способны к разностороннего, глубинного воздействия на сознание и подсознание человека, другие - имеют более сужен спектр культурных функций.
Форма и содержание музыки
Согласно советского музыковеда Б. Асаф 'ева, музыка искусством интонационного смысла (рус. "искусство интонируемого смысла"). При этом интонация является важнейшим базовым элементом в музыке, связывающей все параметры музыкальной ткани - темп, динамику, фразирование, ритм, тембр и т. д.
Возможность передавать мысли и эмоции человека средствами музыкального искусства обосновывалась советской эстетики физически и биологически обусловленным связью звуковых проявлений человека с его психической деятельностью (особенно эмоциональной), а также активности звука, как раздражителя и сигнала к действию. В некоторых отношениях музыка считается аналогичной речи человека, когда внутреннее состояние человека и его отношение выражается посредством изменения ряда характеристик звучания его голоса при высказывании.
Содержание музыки составляют художественно-интонационные образы, т.е. отражены в осознанных звучаниях результаты отображения, преобразования и эстетической оценки объективной реальности человеком. (Музыкальная энциклопедия, М., 1973-82). Согласно современным представлениям, такие образы определенным образом, как и любая другая информация, кодируются и сохраняются на нейродинамическими носителе в мозге человека. Причем есть основания полагать, что кодовые формы вербальных и невербальных информационных потоков различны. Поскольку, как известно, восприятие конкретных образов и сигналов внешнего мира в большей степени функцией правого полушария головного мозга, то, считается, что именно правое полушарие в большей степени ответственна за музыкальную деятельность. Учитывая это можно считать, что создание, выполнение и восприятие музыки должны быть осознанными, что и делает ее художественным искусством.
Материальное воплощение содержания музыки, способом его существования является музыкальная форма. Исследователи считают музыкальную форму сложной иерархической структурой, в которой можно выделить следующие уровни в качестве звукового (фонический), интонационно-язычный, фактурный и композиционный. Содержание и форма выступают как идеальная и материальная сторона музыкального произведения.
В советском музыковедении музыкальная форма считалась второстепенной по отношению к содержанию, но связанной с содержанием обратной связью. В то же время распространено мнение о том, что музыка не должна содержать ничего, кроме собственно музыкальных звуков. В этом случае понятие содержания и формы музыки являются тождественными. Учитывая существование противоположных взглядов на содержание музыки представляется логичным также предположение, что музыка может как содержать определенный смысл, находящийся за пределами собственно акустического явления, так и не содержать его.
История развития