Вся история человечества является историей бесконечного, как стихийного, так и осознанного, поиска и обретения человеком смысла своей жизни. Человек разумный, будучи личностью, размышляя над своим бытием, неизбежно ставит вопрос: зачем я живу? Вопрос о смысле жизни был главным в философских, религиозно-нравственных исканиях русских мыслителей конца XIX—начала XX века Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, B. C. Соловьева, Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова и других. «Без знания того, - писал Л. Н. Толстой, - что я такое и зачем я здесь, нельзя жить». Вопрос о смысле жизни имеет особое значение для медицины, ибо врач лечит не только тело, но и душу больного, стремясь к достижению возможной гармонии человека с окружающим миром, с самим собой. Кроме того, вопрос о смысле жизни связан с проблемой смерти, со страхом человека перед собственным концом, с оценкой прожитой жизни. Это не только нравственная и медицинская, но прежде всего философская проблема человеческого существования во всем его многообразии от счастья до трагического конца. Философско-антропологическая концепция смысла жизни, как считает профессор В. В. Шаронов, предполагает ответ на следующие вопросы. Является смысл жизни лишь итогом жизненного пути человека или его можно обрести в каждой отдельной жизненной ситуации?
Обретает ли человек смысл жизни в неких общих ценностях (бог, высшие идеалы и т. д.) или этот смысл можно обрести в жизненных повседневных ценностях? Наконец, связан ли смысл жизни с общечеловеческими ценностями, или он обретаем в единичных, индивидуальных ценностях каждого отдельного человека? Единого ответа на эти вопросы нет и, видимо, быть не может. Представления о смысле жизни складываются в процессе деятельности людей и зависят от их социального положения, образа жизни, мировоззрения, нравственных идеалов, от конкретно-исторической ситуации. Если в обществе, в семье, в коллективе создаются благоприятные условия для жизнедеятельности человека, удовлетворения его жизненно необходимых потребностей и интересов, то он склонен положительно оценить свою жизнь, видеть в ней смысл и значение. Если же общество, коллектив и даже семья оказываются к нему враждебными, жестокими, то его собственная жизнь может утратить свою ценность в этом мире. Последствия в таком случае могут быть разные: уход в религию, психические аномалии, суицид. Для таких людей жизнь теряет смысл, превращается в кошмар, толкает их к антисоциальным поступкам. Врачу, психологу, педагогу надо иметь представление о типичных позициях людей в этих вопросах и соответственно реагировать на них, имея гуманные цели, выполняя свой профессиональный долг.
Одни смысл жизни видят в преодолении своей смерти, в индивидуальном существовании, выживании. Таких людей много, им приходится в силу обстоятельств или воспитания руководствоваться естественным животным чувством самосохранения. По большому счету это мелковато и недостаточно для людей альтруистского коллективистского склада с высокой культурой и развитым чувством долга. С такой позицией невозможно совершить подвиг, самопожертвование. Другие усматривают смысл своей жизни в детях, то есть в продолжении своей жизни в потомстве. Но и эта цель ограниченна и не может устроить человека-гуманиста с широким мышлением. Они могут быть хорошими родителями, но не гражданами, способными нести ответственность перед коллективом, своим народом. Известный хирург Н. М. Амосов еще в 70-е годы говорил, что он с тревогой наблюдает, как некоторые видят смысл жизни в приобретении вещей. Эта страсть заслоняет от них все, отодвигает на задний план духовные, культурные потребности.
Симптомы «вещной» болезни настораживают. Нельзя забывать о высоком звании гражданина, превращаться в обывателя. Смысл жизни, считают третьи, в служении Родине, «в роде человеческом» (Достоевский). Л. Н. Гумилев в своей теории этногенеза таких людей называет пассионариями, поведение которых превышает величину импульса инстинкта самосохранения. В народе же их называют героями. Цель жизни у них — борьба со злом, за справедливость, за свой народ. Русский писатель В. Распутин говорит: «Есть у человека Родина — он любит и защищает все доброе и слабое, нет — все ненавидит и все готов разрушить. Это нравственная и духовная скрепляющая, смысл жизни, от рождения и до самой смерти согревающее нас тепло». И наоборот, немецкий философ идеолог волюнтаризма Ф. Ницше смысл жизни видел в силе и могуществе человека, стремящегося к власти над толпой. Это идеология авторитаризма (лат.
аи (c)toritas — власть, влияние), противостоящая демократии (гр. demokratia — власть народа) и стремлению современного человека к свободе и равенству. Борясь против христианства, Ницше утверждал, что продуктом его является «рабская мораль». Он боролся и против буржуа, мораль которых считал лживой. Для религиозных людей смысл жизни определен в стремлении к Богу, бессмертию своей души. Ради этого они каются, славят Бога, милосердствуют. Но ведь это делается ради своего «спасения», из-за страха перед «божьим судом».
Следовательно, такая позиция эгоистична и характерна, как правило, для недостаточно образованных людей с ослабленной волей, не самостоятельных. Для некоторых же людей жизнь вообще бессмысленна. Так, французский экзистенциалист Альбер Камю создал мифический образ Сизифа, ставший олицетворением бессмысленности человеческого существования («сизифов труд»), безысходности и одиночества человека в «абсурдном мире». Страдания, унижения, испытываемые человеком, могут подтолкнуть его к решению отдать всю свою жизнь делу революционного преобразования общества, или к тому, чтобы занять позицию бунтаря-одиночки по отношению к обществу, или к отказу от всякой борьбы, к смирению, к роли добровольной жертвы царящего произвола и хаоса. В крайних ситуациях безысходности и своего бессилия человек может придти к выводу о бессмысленности жизни вообще. Такое представление является уже симптомом и требует вмешательства врача или психолога.
Проблема матерії і свідомості у філософії та медицині.