· За искуплением человека Сыном Божиим следует привитие человечества к Искупителю силой Духа Святого, или, иначе, усвоение плодов искупительного подвига Иисуса Христа человеку благодатию Святого Духа. Учение о Боге Освятителе состоит из следующих частей:
- Учение о благодати как о силе, нас освящающей.
- Учение о воздействии спасающей благодати на человека применительно к его духовно-телесной природе.
- Учение о Церкви, через которую совершается освящение человека.
- Учение о церковных таинствах как средствах освящения.
Понятие о благодати в свете Свщ. Писания.
· Слову «благодать» соответствует в греческом языке слово χάρις, в латинском — gratia. Древние греки и римляне этими словами выражали понятие о приятных свойствах человека или предмета (красота какой-либо вещи или произведения искусства, красота лица, речи, движения, поведения и т. Д.). Другое значение этого слова выражает чувства, которые некие предметы или лица возбуждают в окружающих людях (сочувствие, благоволение, милость, милосердие, благодарность и т. П.).
· В древнееврейском языке слову «благодать» соответствует слово hēn оно указывает на свойства предметов, возбуждающие у людей чувства эстетического удовольствия и удовлетворения.
· В Новом Завете слово χάρις употребляется:
· Применительно к отношениям между людьми. Иногда этим словом обозначаются некие блага, причем не только духовные, но и материальные, которые имеют духовное значение.
· Для выражения отношения Бога к человеку. Здесь могут иметь место два смысла. Во-первых, слово «благодать» может употребляться в значении одного из Божественных свойств.
· «благодать» может означать полноту любви и милости Божией, явленной в искуплении и изливающейся на людей в форме живой и деятельной силы, которая усвояет людям плоды искупления, возрождает их и помогает им в деле спасения.
Участие Лиц Святой Троицы в раздаянии благодати.
· Свят. Афанасий Великий учит: «Подаваемая в Троице благодать и дар дается от Отца чрез Сына в Духе Святом; потому что, как благодать даруемая Сыном есть от Отца, так не может быть общения даяния в нас, разве только в Духе Святом»
· Бог Отец — Источник нашего освящения благодатью, и это освящение осуществляется по Его благоволению. Именно Он посылает Святого Духа, Который от Него предвечно исходит, именно к Отцу молился Господь в Первосвященнической молитве о Своих учениках: Освяти их истиною Твоею (Ин.17:17).
- Благодать — особая нетварная Божественная сила;
- Эта сила достигает нас в Ипостаси Святого Духа, поэтому она часто называется силой Духа Святого, хотя принадлежит в равной степени всем Лицам Пресвятой Троицы;
- Она даруется нам вследствие искупительного подвига Иисуса Христа;
- Бог усвояет нам плоды искупительного подвига таинственным благодатным действием на нашу природу;
- Благодать действует совместно с естественными силами и способностями человеческой природы и не может рассматриваться как магическое дополнение к способностям и дарованиям человека;
- Благодать не изменяет самой природы (сущности) человека, но преображает способ ее существования.
Виды благодати
Всеобщая благодать
· Всеобщую благодать в богословской литературе часто называют «благодатью предваряющей», или «благодатью просвещающей».
· Действует через общий Промысл Божий, поэтому иногда ее называют промыслительной благодатью.
· Под предваряющей благодатью понимается благодать Бога как Искупителя и Освятителя, которая через различные орудия (чтение слова Божия, христианскую проповедь, христианскую среду, определенные обстоятельства жизни, чудеса и т. П.), совместно с действием естественных сил человека (разум, совесть, свободная воля), призывает и влечет ко спасению во Христе и действие которой предшествует человеческой свободе. Отсюда и название «предваряющая».
· Действиями предваряющей благодати являются, во-первых, призывание человека ко спасению, призыв к покаянию через осознание человеком своей греховности и желание освободиться от зла; во-вторых, призыв к вере во Христа как Искупителя, взявшего на Себя грехи мира и потому способного всех избавить от грехов и спасти, к вере в Него как в воплотившееся Лицо Пресвятой Троицы, воплощающее в Себе полноту добра, которое должно быть осуществлено и в жизни каждого человека.
· Обращение есть прежде всего осознание человеком своей вины перед Богом за свою греховность и невозможность выйти из греховного состояния, отвращение от зла и желание исправиться.
· Через крещение предваряющая благодать вводит человека в Церковь, и на этом ее действие заканчивается.
Церковная благодать
Оправдывающая благодать
· Содействуя, укрепляя и постепенно совершенствуя (верующих) в любви Божией, она оправдывает их и делает предрасположенными ко спасению.
· Восточное богословие понимает оправдание как сообщение человеку праведности Христовой. Это не амнистия, не объявление грешника праведником, а реальное освобождение человека от греха.
· Оправдание — это уничтожение всего злого в человеке, превращение грешника в праведника.
· Освящение — это сообщение человеку святости, приобщение его к полноте жизни во Христе. Таким образом, обращение ко Христу, вступление в Церковь предполагает, с одной стороны, освобождение от грехов, а с другой — приобщение ко всей полноте святости.
· Различие между крещеным человеком и некрещеным можно представить следующим образом. Некрещеный подобен человеку, которого завалило в шахте или туннеле и который, не имея под рукой никакого орудия, выбраться из этого завала не может. А крещеный подобен человеку, который в аналогичной ситуации получает средство к освобождению, например лопату или отбойный молоток. Приложив усилия, он способен преодолеть завал и выбраться на свободу.