Из сказанного должно быть ясно, что у людей, страдающих заиканием, особая система поведения и реагирования на свой дефект и внешние обстоятельства. Своеобразен и способ мышления, который односторонне направлен на оправдание речевых и жизненных неудач. Все случаи хорошей речи не учитываются заикающимися, наоборот, все промахи тщательно отбираются, ярко переживаются, запоминаются и, следовательно, имеют тенденцию повторяться и закрепляться.
Логопедическое воздействие - это преимущественно педагогический процесс, в рамках которого существенное место занимают коррекционно-воспитательные беседы. Именно они являются, по словам И.И.Тартаковского, «тайной победы лого-психотерапевта» (101).
Подобные беседы проводятся нами в ходе всего основного курса лечения и в дальнейшем при прохождении микрокурсов поддерживающей терапии.
Без заранее продуманных и правильно выстроенных во времени бесед, которые в совокупности составляют систему активизации, трудно добиться стойкого излечения заикания.
Следует подчеркнуть, что, говоря о коррекции личности заикающихся, мы понимаем под этим лишь то, что относится к речи, и никогда не вторгаемся в области, которые не связаны с ней непосредственно. Наша главная задача - помочь заикающимся понять, что недуг этот закрепляется только при их неосознанном содействии, что их разум пока еще не борется за освобождение от дефекта, а наоборот, воинственно защищает его. И только правильная оценка своего состояния, спокойное, доброжелательное (хотя и критическое) представление о себе, чувство ответственности за каждый свой шаг («Я виновник и хорошей, и плохой речи») позволят осознать причины отрицательных эмоций, связанных с речью, и постепенно вытеснить их. Изменение самооценки и эмоционального настроя, ликвидация спазм-задержек с первых дней занятий укрепляют также волю больных, которая часто ослаблена неверием в свои силы. Следует добиваться, чтобы больные обретали во время лечения не только речь, но и трудолюбие, умение общаться, а главное память о том, что самые трудные обстоятельства преодолимы.
Для того чтобы эти беседы достигли цели, нужно не вести личность за собой, а активизировать ее. Следует постоянно подчеркивать ценность собственного духовного мира человека, воспитывать его уважение к себе. Мы говорим, что, несмотря на все страхи, нередкие в начале лечения, духовная ущербность в действительности там, где нет борьбы за себя, где есть примирение с дефектом.
В беседах необходимо помнить о строго индивидуальном подходе к больным и, обсуждая домашние задания, стараться не превышать возможности каждого. Мы советуем заикающимся не сравнивать собственные результаты с результатами работы товарищей, у каждого своя отправная точка и в нарушении речи, и в самой жизни. Прямолинейное сравнение может привести пациента к мысли о своей неполноценности. Главное, чтобы в процессе работы росла активность каждого. Это основной критерий правильного хода лечения.
Полезно, особенно в работе с детьми, использовать сказки и метафоры: они афористичны, не содержат прямых советов и непреложных истин. Значит, не будет и сопротивления со стороны слушателей, у них остается возможность свободного выбора.
Нужно стремиться по мере сил укреплять коллективное начало в группе. До лечения заикающийся обычно остается наедине со своим дефектом. В группе он оказывается в обществе людей таких же, как он сам, испытывающих те же страдания. В других он узнает себя, извлекает уроки из чужих ошибок. Постепенно все члены группы оказываются как бы идущими «в одной связке»: чувствуют себя более свободными и могут раскрыть свой внутренний мир перед логопедом и товарищами по группе.
Очень важно, чтобы в группе возникли эмоциональный контакт и взаимопомощь. Для этого в начале работы целесообразно использовать ряд приемов, направленных на формирование доверительных отношений (например, специально подобранные игры). Во избежание конфликтов следует обучить пациентов простейшим элементам психологии общения: стараться заменять осуждающую интонацию на констатирующую; при угрозе конфронтации высказывать свои мысли в виде предположения или вопроса, а не в виде категорического утверждения; говорить об особенностях поведения, а не о личности; вести дискуссии, не искажая факты, учитывая намерения и чувства партнера. В то же время группа должна быть ориентирована не на создание тепличных отношений для ее членов, а на реализацию потенциальных возможностей каждого.
Развивая способности заикающихся к общению, мы призываем их учиться искусству эмпатии. Эмпатически общаться - значит суметь убедить другого в понимании его чувств. Для этого необходимо сосредоточиться как на вербальных, так и на невербальных сообщениях человека, стараться осознать те его мысли и чувства, которые не были прямо выражены. Язык и эмоциональный тон должны быть созвучны собеседнику, позволяя глубже проникаться его эмоциональным состоянием, уточнять и расширять смысл высказывания.
Планируемые и спонтанно возникающие беседы продолжаются в течение всего основного курса лечения и диспансерного наблюдения. Они проводятся на каждом занятии и являются обязательной, существенной частью методики.
Приведем некоторые темы планируемых бесед:
1. Сущность применяемого способа лечения, основанного на синхронизации речи с движениями пальцев ведущей руки.
2. Возможности и пути коррекции интонационной стороны речи.
3. Значение самостоятельных поступков, активного поведения во время речевой работы.
4. О силе самовнушения и опасности отрицательного самовнушения.
5. Навязчивые мысли, страх речи и способы борьбы с ними.
6. Зависимость от чужого мнения и речевые уловки.
7. О человеческих возможностях и о людях, преодолевших тяжелые недуги.
8. Значение функциональных тренировок.
9. Искусство эмпатии.
10. Об эндогенных и экзогенных причинах, могущих привести к ухудшению речи.
11. Что нужно для гарантии устойчивой нормализации речи.
Беседа - это живое эмоциональное общение логопеда с заикающимся, ход беседы жестко не фиксирован. Иногда темы переплетаются, но каждый раз нужно знать, чему мы хотим научить пациентов, какова конечная цель беседы, заранее подготовить ключевые фразы - опорные сигналы.
Наряду с ключевыми фразами полезно использовать для их иллюстрации рисунки, специальные знаки, чертежи, буквы-сигналы с установкой на смысловые ассоциации.
Опорные сигналы в силу своей емкости и смысловой глубины легко и надолго запоминаются. Заикающиеся подводятся к ключевой фразе по ходу беседы. Они должны внутренне принять ее, обсудить, согласиться с ее правдой.
Приведем некоторые примеры. Говоря о сущности заикания и определяя его как устойчивое патологическое состояние, мы предлагаем заикающимся представить аналог такого состояния в виде ямки, на дне которой находится шарик. После появления зримого представления ямки и шарика становится очевидным, что нельзя прекращать усилий до тех пор, пока шарик не выкатится из этой ямки (т.е. пока не будет дестабилизировано устойчивое патологическое состояние и не возникнет новое устойчивое состояние, близкое к норме). Если не завершить работу, то шарик неминуемо вернется в исходное положение, так как все в природе стремится к устойчивому состоянию. Причем, добавляем мы, у заикающихся в случае возвращения шарика в ямку она к тому же углубляется, укрепляется новыми связями из-за растущего неверия в возможность излечения. Этот аналог помогает понять как причины падения, так и недопустимость прекращения неоконченного лечения. Доступной становится мысль о том, что заикание проходит навсегда, если новое состояние становится устойчивым. «Ямка и шарик» в данном случае - опорный сигнал.
В беседе о навязчивых мыслях и уловках мы подчеркиваем, что, хотя начинается заикание со спазматических задержек, но это лишь внешняя его сторона. Со временем оно обрастает страхом речи, навязчивыми мыслями, уловками. Именно они становятся основой заикания и активно его поддерживают. Борьба с этим - главный залог успеха. Отдельная, случайно промелькнувшая спазматическая задержка не страшна и не говорит о наличии заикания. Она бывает и в норме. Но даже одна навязчивая мысль или уловка безоговорочно свидетельствует о заикании. Это ключевая фраза беседы.
В беседе о критериях здоровья мы еще раз останавливаемся на том, какую разрушительную работу проделало заикание, изменив речь, голос, интонацию, артикуляцию, мимику, позу, жест, взгляд и т.д. Мы приводим заикающихся к мысли, что здоровыми их можно считать только тогда, когда порваны все связи с заиканием, когда «отрублены все хвосты» доминанты. Ключевая фраза здесь: заикание - многоглавый дракон. Только отрубив все головы дракона, можно быть уверенным, что они не отрастут заново.
Некоторые из этих фраз меняются, другие остаются на длительное время. Но здесь недопустим шаблон. Если заикающийся решит, что эти фразы обращены не к нему лично, что это просто педагогический прием, он перестанет их воспринимать. Опорные сигналы являются ключом к тому, чтобы пациент лучше запомнил содержание беседы, легче смог восстановить то эмоциональное состояние, которое было во время нее. Мы предлагаем заикающимся описать свое отношение к беседе и к ключевым фразам в дневнике, возвращаемся к ним в спонтанно возникающих беседах, связанных с обсуждением конкретных ситуаций. Они многократно пропускают эти фразы через собственное сознание, и, наконец, предложенная мысль становится не просто понятной, она становится своей.
В процессе коррекции поведения заикающихся, их отношения к себе и окружающим мы также обращаемся к опорным сигналам. Здесь их можно разделить на две группы. Первая определяется необходимостью облегчить заикающимся, хотя бы на первое время после лечения, сохранение комфортного внутреннего состояния. Вторая нужна, чтобы выработать некоторые приемы, позволяющие облегчить общение, исключить опасные в начальном периоде стрессовые ситуации. В первые месяцы занятий, когда для становления речи особенно необходимо спокойствие, мы предлагаем лечащимся ряд опорных сигналов, которые помогают действовать в ситуации стресса.
Готовые стереотипы поведения позволяют защититься как от внешних неблагоприятных воздействий, так и от отработанной годами заикания импульсивности, раздражительности и т.д. В беседах мы пытаемся создать определенное отношение к конфликтным ситуациям и к тому, как нужно действовать в них. Приведем некоторые из высказываний, достаточно точно передающие дух и содержание проводимых в этом направлении бесед.
«Человек, не умеющий быть господином самого себя и все время переживающий пароксизмы раздражения, приступы бешенства и муки - это не человек даже. Это еще только преддверие человеческой стадии, двуногое животное» (98).
«Злоба – это, прежде всего неспособность выйти находчиво из сложившихся ситуаций, выражение беспомощности перед лицом событий».
«Не входить в споры и прения, потому что, если сложилась доминанта, ее не преодолеть словами и убеждениями - она будет ими только питаться и подкрепляться... Доминанта самооправдывается, и логика - слуга ее» (103).
«Ищи все возможности войти в положение того, с кем общаешься» (98).
«В том-то и дело, чтобы не растеряться в конкретном, в мелочах, в коротких рефлексах и в ближайших ощущениях, но увидеть постоянное и главное, которому принадлежит будущее, и из него оценить ближайшее и конкретное» (103).
Используя беседы, мы пытается не только создать отрицательное отношение к импульсивности, раздражительности, растерянности в сложных ситуациях, но и прямо говорим, что без изменения своего поведения невозможно защитить нарождающуюся речь. Вот примерное содержание одной из таких бесед.
Н.П.Бехтерева (24) утверждает, что если ребенка, обучающегося ходить, отвлечь, функция хождения моментально расстраивается, и он падает. Формирование любого, тем более сложного навыка требует сосредоточенного внимания.
Заикливая речь сформирована и включается автоматически. Новый же речедвигательный навык находится в стадии формирования, что требует максимума внимания, усилий, времени, спокойствия. С другой стороны, импульсивные, раздражительные, мнительные люди чаще всего неадекватно реагируют на самые незначительные усложнения обстоятельств жизни, воспринимая их порой как тяжелую психотравму. В подобных ситуациях сиюминутное настроение совершенно отвлекает заикающихся от выполняемой работы. Они забывают о расслаблении, взгляде, голосе, темпе и т.д., за что в первое время лечения неминуемо расплачиваются ухудшением состояния, а это, в свою очередь, влияет на настроение и вызывает новые пароксизмы заикания («шарик снова возвращается в ямку»). Затем заикающиеся опять прилагают усилия для достижения цели, но если личность не изменена, все повторится. Аналог такой работы - буксующая машина. Уходит время, тратятся силы, а результата нет.
Всего этого было бы легко избежать при возможности в короткий срок изменить личность заикающихся. Но на самом деле процесс самовоспитания сложный и длительный. Выйти из положения позволяют некоторые игровые приемы, дающие возможность в случае опасности возникновения конфликтных ситуаций временно переключиться как бы на другой тип поведения, уходя от привычной схемы общения. Опорными сигналами в игре становятся фразы типа: «Нужно подумать»; «Есть ситуация, когда лучше всего помолчать»; «Я спокойный, разумный, волевой человек».
Некоторые фразы при этом обращены к собеседникам, другие произносятся про себя. Правила таковы: данные фразы заучиваются как «пароль»; произносятся только доброжелательно; «пароль» всегда звучит в самом начале усложнения ситуации.
Нарушение этих правил может привести к проигрышу. Мы предлагаем заикающимся вдуматься, в каких ситуациях можно успешно использовать предложенные фразы. Например, если во время беседы требуется быстро дать ответ на сложный вопрос (что в начале лечения трудно для заикающихся), то может прозвучать доброжелательно произнесенное: «Нужно подумать». В итоге выиграно время, появилась возможность отложить окончательное решение вопроса и затем спокойно сообщить о своем решении.
Подтекст фразы «Это не разговор...» может быть разным, оттого различной будет интонация, с которой она произносится. Например: «Мы продолжим этот разговор, когда успокоимся...» или «Я никоим образом не приму такого тона. Я прекращаю разговор». Таким образом, беседа, которая могла вестись в повышенных эмоциональных тонах, прекращена.
Фразы типа: «Есть ситуации, когда лучше всего помолчать»; «Я спокойный, волевой человек» вслух не произносятся, но вполне способны определить поведение.
Назначение первой фразы ясно. Есть случаи, когда собеседник так убежден в своей правоте, его сердце и разум настолько закрыты, что не имеет смысла начинать или продолжать разговор. В данном случае опорный сигнал помогает уйти от заведомо конфликтной ситуации и тем самым защитить речь.
Фраза «Я спокойный, разумный, волевой человек» становится сигналом необходимости вызвать в себе иной образ. «Остановись, подумай, как в данный момент на твоем месте поступил бы не ты, готовый по привычке действовать импульсивно, а затем стыдиться содеянного, а другой (тоже живущий в тебе) - спокойный, разумный, волевой человек». Обращение к разуму помогает. Импульсивный всплеск заменен спокойным, разумным, доброжелательным ответом. Речь защищена.
Мы объясняем заикающимся, что, предлагая всем членам группы идентичные фразы, никоим образом не лишаем их индивидуальности и не диктуем, что сказать. Защищая речь, каждый учится думать «как сказать» и «когда сказать». Подчеркиваем, что опорные сигналы поведения будут использованы и окажут помощь, если их целесообразность действительно осознана, ключевые фразы приняты и заикающиеся неукоснительно следуют правилам игры. Безусловно, нельзя настаивать на необходимости использования именно этих ключевых фраз. Можно находить все более точные, емкие, приемлемые конкретно для каждого. Но главное, и в этом нас убедили многолетние практические наблюдения, использование такого приема в комплексе мероприятий, направленных на коррекцию личности заикающихся, весьма результативно.
С течением времени новая манера поведения, тренируемая на занятиях в группе, все более усваивается. А положительные эмоции, которые рождаются в связи с этим, помогают все более входить в новую роль. Постепенно усвоенная манера поведения становится своей.
Еще раз отметим, что как коррекционно-воспитательные беседы, так и опорные сигналы направлены на то, чтобы помочь заикающимся изменить поведение. Кроме понимания общего направления, такая работа требует от логопеда нестандартных решений. Здесь уместно привести слова П.В.Симонова: «Во-первых, в отличие от обучения, адресующегося почти исключительно к сознанию..., воспитание, как искусство, призвано воздействовать на подсознание воспитуемого. Во-вторых, это несопоставимо большая, нежели при обучении, индивидуализация воспитательных воздействий. Ведь каждый воспитуемый уникальная, неповторимая личность, а процесс ее формирования действительно напоминает создание единственного в своем роде «произведения» ума и таланта воспитателя... Интуиция, неожиданный «ход», единственно необходимый в данном случае прием, всегда должны быть в арсенале подлинно талантливого воспитателя» (91).
Начиная с первого дня занятий и в течение всего курса лечения заикающиеся ведут дневники. Нужно сказать, что сейчас в логопедической практике недостаточно используется работа с дневниками, хотя еще Г.Д.Неткачев дал прекрасные примеры лечения с использованием дневников (77). В современной психологии известно, что для осознания своих внутренних проблем и трудностей человеку необходима четкая формулировка, которая легче порой может быть достигнута в письменной речи. Сам факт их осознания уже приносит облегчение.
Длительное время мы проводили на занятиях примеры дневниковых записей из книги Г.Д.Неткачева, но не требовали их систематического ведения и не занимались их анализом. В дальнейшем это стало существенным элементом методики. Быть может, в начале лечения изложенные в дневнике мысли не всегда самостоятельны. Часто они лишь пересказ того, что приходилось слышать на занятиях. Однако очень существенно то, что эти мысли пациенты пропустили через собственное сознание и сделали своими.
Основное условие ведения дневника - откровенность. Мы говорим: пишите, не округляя фраз, то, что действительно помните, о чем думаете; дайте волю перу, плох дневник без помарок - первые мысли всегда идут от сердца, они-то наиболее ценны для анализа
Искренность высказываний рождается не сразу и не только оттого, что мы призываем к этому. Растет доверие пациентов и желание делиться своими мыслями. Они начинают чувствовать пользу от ведения дневника и от анализа его. Кроме того, поскольку у заикания есть некий «групповой портрет», дневники помогают в других узнать себя. Сказанное дополняется высказыванием товарища. В каждом дневнике есть мысли, обсуждение которых выливается в спонтанно возникающие беседы.
До того как пациенты начнут по-настоящему самостоятельно вести дневники, нужно направить их работу вопросами, на которые они в дневнике отвечают. Например: «Изложите историю своего заикания. Ярко представьте и опишите свои речевые удачи и неудачи, которые переживались вами до лечения. Расскажите о своих навязчивых мыслях, уловках. Считаете ли вы себя людьми зависимыми? В чем выражается речевая зависимость?» и т.п. Целесообразно, чтобы ответы в дневниках на поставленные вопросы предваряли беседу. К каждой теме мы возвращаемся многократно. Вначале идут записи в дневниках, потом планируемая беседа на эту тему. Затем новые записи в дневниках, анализ их и вновь спонтанно возникающие беседы. И тогда, наконец, мысль становится не просто понятной, но своей и рождает новые мысли. Со временем заикающиеся охотнее и откровеннее пишут о себе, они все лучше узнают и раскрывают себя.
Анализ дневников вызывает большой интерес группы. Это - наиболее личная, эмоционально насыщенная часть работы. Мы переносим ее на конец каждого занятия, чтобы заикающиеся ушли с него с соответствующим настроем.
В приложении к книге, в качестве примера, даны фрагменты из дневников группы взрослых заикающихся (логопед О.Д.Жданова). По этим дневникам можно проследить динамику изменения состояния каждого пациента на основных этапах лечения: перед началом, после основного (месячного) курса лечения, на первом микрокурсе поддерживающей терапии. Как видно, характер записей от первого к последнему этапу резко меняется, наглядно свидетельствуя о положительных сдвигах в состоянии пациентов на пути к исцелению.