Детство и юность Петра (1672–1689)
П ётр был четырнадцатым ребёнком в большой семье царя Алексея Михайловича. Ему было три с половиной года, когда умер его отец и на престол вступил его сводный старший брат Фёдор, сын первой жены царя Алексея, М.И. Милославской.
Ещё при жизни Алексея Михайловича возникла сильная неприязнь между родственниками новой жены царя Нарышкиными и родственниками его первой жены – Милославскими. Причём боярство разделилось: одни поддерживали Нарышкиных, другие – Милославских.
После смерти болезненного и бездетного Фёдора Алексеевича (1682) встал вопрос: кому быть новым царём – старшему, 15-летнему, но слабоумному и больному Ивану (второму сыну царя Алексея от брака с Милославской) или малолетнему, но здоровому и смышлёному Петру. Большинство бояр и патриарх Иоаким поддержали кандидатуру Петра.
Милославские, родственники царевича Ивана, как будто бездействовали, но с избранием на царство Петра не смирились. Особенно активна была царевна Софья (старшая сводная сестра Петра). Умная, энергичная и честолюбивая Софья и её окружение стали подстрекать стрельцов против Нарышкиных, стремились устранить приверженцев Петра и возвести на престол инфантильного Ивана.
Через две недели после воцарения Петра Милославские стали распространять слух, что Нарышкины якобы удушили Ивана. Стрельцов призвали идти в Кремль, вручив им ложный список убийц. Взбунтовавшиеся стрельцы ворвались в Кремль и после того, как им показали живых и невредимых Ивана и Петра, подстрекаемые сторонниками Милославских, устроили кровавую расправу на глазах десятилетнего Петра и его матери. В течение трёх дней Москва была фактически во власти стрельцов. Они убили почти всех сторонников Нарышкиных. Таким образом, у Милославских не осталось политических соперников, и власть захватила Софья. Юридическим основанием новой власти стало воцарение царевича Ивана и передача опеки над ним и Петром Софье. Боярская дума, боясь повторения стрелецкого бунта, провозгласила первым царём Ивана, а Пётр остался вторым. Но ещё в течение нескольких месяцев, до осени 1682 г., положение Софьи было непрочным. Стрельцы, почувствовав силу, фактически диктовали свою волю правительству. Эти события вошли в историю под названием «хованщина» (по фамилии начальника стрельцов князя И.А. Хованского, который с помощью стрельцов сам стремился к власти).
Пётр и его мать Наталья Кирилловна были удалены от двора и жили в подмосковных сёлах Преображенском и Коломенском. Такова политическая и придворная обстановка, в которой провёл первые десять лет жизни Пётр. Его юность приходится уже на так называемое правление царевны Софьи.
Правление царевны Софьи (1682–1689)
Г лавными сподвижниками Софьи были князь В.В. Голицын и думский дьяк Ф.Л. Шакловитый. Голицын возглавлял Посольский приказ, а Шакловитый стоял во главе стрелецкого войска и был главным защитником интересов сподвижников Софьи. Серьёзных изменений во внутренние дела страны правление Софьи не внесло. Во внешней политике благодаря деятельности Голицына была достигнута важная дипломатическая победа: заключён Вечный мир с Польшей, по которому польский король Ян Собесский навеки уступил всё, что Россия завоевала в XVЛ в. у Польши. Однако по этому миру Россия должна была вступить в коалицию европейских держав и начать войну с Турцией и Крымом. Оба Крымских похода в 1687 и 1689 гг. закончились неудачно.
Удалённый от двора Пётр в эти годы уделял основное внимание воинским играм, «потехам». К ним он привлёк целую толпу сверстников, преимущественно детей дворцовых служащих. С течением времени эти игры стали приобретать более широкий размах и серьёзное значение. Именно из петровских «потешных» сформировалось ядро регулярной русской армии, первые гвардейские полки (гвардия) – Преображенский и Семёновский. Софья и её приближённые не принимали всерьёз потехи Петра. Наталья Кирилловна также считала, что её Петруша предаётся пустым забавам.
Недалеко от Преображенского находилась Немецкая слобода, где Пётр нашёл новых друзей, заинтересовался жизнью этого своеобразного «уголка Европы», а затем европейской культурой и особенно техникой.
В январе 1689 г. мать женила Петра на красивой девице Евдокии Лопухиной, чтобы остепенить юного царя. По понятиям того времени, царь, женившись, становился зрелым правителем и ему не нужна была регентша. Развязка наступила в августе того же года, когда стрельцы, поддерживавшие Софью, перешли на сторону Петра. Софья была отправлена в Новодевичий монастырь, Шакловитый казнён, а Голицын выслан на север страны. Началось самостоятельное правление Петра, внешне совместно с братом Иваном, но тот по-прежнему был далёк от государственных дел и умер в 1696 г. Впрочем, и Пётр, получив власть, мало интересовался ею вплоть до 1695 г.