Причины реформы:
С 1652 г. патриарх Никон, желая сохранить роль и авторитет церкви в гос-ве, провел ряд реформ по унификации обрядов и установлению единообразия церковной службы.
Содержание реформы – провел патриарх Никон, в соответствии с обрядами греческой церкви:
1. Никон заменил обычай креститься двумя перстами на три
2. Замена земных поклонов поясными
3. Троекратное пение аллилуйя, вместо двух
4. Вместо двукратного, движение верующих в церкви мимо алтаря не по солнцу, а против него.
5. По-иному стало писаться имя Христа – «Иисус» вместо «Исус»
Для верующих это было серьезным отступлением от традиционного канона. Произошел раскол церкви.
Никоновская реформа, ломавшая освященный столетиями русский уклад, была отвергнута старообрядцами и положила начало церковному расколу. Старообрядцы выступали против ориентации на иноземные церковные порядки, защищали веру отцов и дедов, древние славяно-византийские обряды, отстаивали национальную самобытность и были против европеизации русской жизни.
Противники Никона – «старообрядцы» - отказались признавать проведенные им реформы. (Среди них были и боярыня Морозова и княгиня Урусова). Они были обвинены в расколе, отлучены от церкви и сосланы. Его реформы вызвали протест со стороны части церковников и феодалов.
Аввакум один из руководителей, яростный противник реформы.
34. Раскол в русской церкви и его сущность, В XVII в. церковь оставалась единственным институтом феодального государства, нарушавшим принцип централизации. Этому способствовало установление в 1589 г. патриаршества. Патриарх подчинял себе все церковные организации и оказывал большое влияние на царя. Государство стремилось подчинить себе церковь, и первым шагом к этому было создание в 1649 г. Монастырского приказа, изымавшего из ведения церкви судопроизводства над людьми, живущими в церковных владениях.
Постепенная утрата церковью былого авторитета в общественной и личной жизни, падение нравственности среди служителей культа вызывали тревогу правящих верхов. В связи с этим в 40-е годы XVII в. встал вопрос о проведении церковной реформы. При царском духовнике Стефане Вонифатьеве создается кружок «ревнителей древлего благочестия», куда входят представители московского духовенства (Никон—архимандрит Новоспасский, Иван Неронов—протопоп Казанского собора, Федор Иванов — дьякон Благовещенского собора), представители светской власти (окольничий Ф. М. Ртищев) и провинциальные протопопы (Аввакум, Даниил Логгин).
Кружок ставил целью поднять религиозный и нравственный уровень духовенства, придать благообразие и чинность беспорядочной и суетной церковной службе. Ревнители «древлего благочестия» добились замены «козлогласования» единогласным пением и введения в церквах живой проповеди.
В то же время «справщики» печатного двора пришли к мысли о необходимости исправления богослужебных книг по греческим подлинникам, и к этой работе приступили в 1650 г. прибывшие из Киева ученые-монахи. Часть кружка «ревнителей» считала необходимым исправить книги не по греческим образцам, а по старым русским рукописям и постановлениям Стоглавого собора.
В 1652 г. умер патриарх Иосиф, и на патриарший престол был избран деятельный, энергичный и властолюбивый митрополит новгородский Никон. Сын мордовского крестьянина, он сделал головокружительную церковную карьеру, став патриархом, провел церковную реформу, разослав по церквам 14 марта 1653 г. «память», где в соответствии с обрядами греческой церкви предписывал заменить земные поклоны поясными, а двоеперстное крестное знамение троеперстным. Таким образом, реформа была сведена к внешней обрядовой стороне, хотя и ставила своей целью укрепление церковной феодальной организации. По существу, реформа знаменовала новый этап подчинения церкви светской власти, поэтому ее активно поддерживало правительство Алексея Михайловича: окончательно она была закреплена постановлениями соборов 1654 и 1655 гг. Когда же Никон попытался противопоставить власть патриарха власти царя, выдвинув доктрину — «священство выше царства», он был низведен с патриаршего престола, осужден и выслан в 1666 г. в Ферапонтов монастырь.
Реформа вызвала появление мощного антифеодального, антиправительственного движения —раскола, или старообрядчества. В момент своего возникновения это движение носило демократический размах, который придавало ему активное участие крестьянства и посадского населения. Неприятием Никоновой реформы народные массы выражали протест против феодальной эксплуатации, освященной церковью.
Активное участие в движении приняло сельское духовенство, страдавшее от постоянных притеснений светских и духовных властей. Примкнула к расколу и часть родовитого боярства (боярыня Ф. П. Морозова, ее сестра Е. П. Урусова, князья Хованский, Мышецкий, Потемкин, Соковнин), видевшая в реформе средство усиления царской власти.
Таким образом, раскол объединил на первых порах представителей различных классов и социальных групп. Этот временный союз всех оппозиционных элементов придал большую силу движению, но под общим лозунгом борьбы за «старую веру» скрывались различные классовые интересы.
Однако общим идеалом старообрядцев была уходившая в прошлое жизнь с ее устоявшимися формами бытового и религиозного уклада1. Они выступали активными борцами против всего нового и постепенно превращались в оплот реакции (конец XVII —начало XVIII в.), старавшейся повернуть колесо истории вспять и воспрепятствовать европеизации жизни России.
Противоречивая сущность раскола сказалась на деятельности идеолога старообрядчества протопопа Аввакума — талантливейшего писателя второй половины XVII в. Литературное наследие Аввакума привлекало и привлекает к себе внимание русских, советских и зарубежных ученых.
35. Историческая основа «Жития протопопа Аввакума…»
Расширение связей с православными народами бывшей Византийской империи требовало введения одинаковой церковной обрядности во всем православном мире, единообразия церковных книг. Распространение книгопечатания открыло такую возможность. Протопоп Аввакум и Никон – нижегородцы, бывшие друзья, вместе состоявшие в Кружке ревнителей древнего благочестия, который возглавлял царский духовник Стефан Вонифатьев, – решали, как проводить реформы.
Сын мордовского крестьянина Никон (в миру Никита Минов) сделал стремительную карьеру: принял монашеский постриг, затем стал игуменом – главой Кожеозёрского монастыря; благодаря знакомству и дружбе с царём Алексеем Михайловичем вскоре становится архимандритом московского Новоспасского монастыря. Далее (после короткого пребывания митрополитом Новгородским) в 1652 году избирается московским патриархом. Стремясь превратить русскую церковь в центр мирового православия, властный, своевольный Никон, который теперь и должен был проводить церковную реформу, начал её с установления единообразия церковных обрядов по образцу греческих правил и обрядов. На Печатном дворе стали править богослужебные книги.
Противники Никона, среди которых выделялся протопоп Аввакум, выступали за унификацию церковных книг по русским образцам, за возврат к дореформенным порядкам. Между старообрядцами и сторонниками реформы Никона спор шёл о том, как следует креститься – двумя или тремя перстами, как совершать крестный ход – по ходу солнца или против солнца, произносить «во веки веком» или «во веки веков», делать «великие поклоны» во время великопостной молитвы 17 раз или только 4, а остальные – должны быть «малыми поклонами», то есть поясными, и о других обрядах. «Мы вашему отступлению, а не исправлению не покоримся, и отступить не хотим!» – заявлял Аввакум. Путь к укреплению христианства он видел не в формальных преобразованиях, а во внимании и утверждении духовной сути вероучения. Ревнители древнего благочестия критиковали самого патриарха, называя его «антихристом», разрушающим христианскую церковь.
Народ, забитый, угнетённый, не готовый к нововведениям, сначала верил, что царь образумится и тоже увидит в Никоне «антихриста». Но скоро всем стало понятно, что царь и патриарх заодно. «Исправления и улучшения» церковных установлений вызвали недовольство в народе. Люди связывали с реформой ухудшение своего положения. Аввакум писал, что реформы несут ещё большие и горчайшие страдания его «хрестьянам родненьким», что «везде в начальных людях во всех чинах нет никакой правды». Тысячи крестьян, жителей посадов, увлеченные страстными проповедями ревнителей старого церковного учения, бежали на Поморский Север, в Заволжье, на Урал, в Сибирь, где основывали старообрядческие поселения. Предводители старообрядчества – протопоп Аввакум и его единомышленники: священник Лазарь, Соловецкий инок Епифаний, дьяк Феодор – были сосланы в «тундровый, студёный, безлесный» Пустозёрск (низовье Печёры) – первое русское поселение за полярным кругом. 14 лет Аввакум провел в земляной тюрьме, после чего вместе со своими единомышленниками был заживо сожжен. С тех пор старообрядцы часто подвергали себя «огненному крещению» – самосожжению. Это был их способ протеста против прихода в мир Никона-«антихриста».