Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Развитие художеств культуры, театра музыки и изобразит исск-ва в 20-е




Развитие народного хозяйства и культуры требовало органи­зации в республике и систематических научных исследований. Осуществление этой задачи было связано с большими трудностя­ми, так как до революции в Белоруссии практически не было на­учно-исследовательских учреждений и кадров ученых. Но эти трудности тоже постепенно преодолевались. 20 февраля 1922г. на базе научно-терминологической комиссии, созданной еще в феврале 1921г., был открыт Институт белорусской культуры (Инбелкульт).

Работа института организовывалась по секциям. Сначала были созданы две секции — гуманитарная и природоведческая. В 1926г. уже действовало 5 секций: лингвистическая, литера­турно-художественная, историко-археологическая, природовед­ческая и социально-экономическая. Права секций имели также другие подразделения института: комиссии, отделы, ассоциации и другие.

Успешно работала историко-археологическая секция. В это время вышли монографические работы по истории Белоруссии В.И.Пичеты, М.В.Довнор-Запольского, В.М.Игнатовского и др. Археологи А.А.Левданский, С.А.Дубинский и другие вели иссле­дование археологических памятников эпохи неолита, железного века, раннего средневековья.

Многогранную работу вели сотрудники лингвистической сек­ции. Особенно успешно разрабатывались вопросы белорусского языка и литературы. В монографиях П.А.Бузука исследовалась история прославянского языка, белорусские диалекты и так да­лее. В 1926г. была проведена научная конференция по бело­русскому правописанию.

Этнографическая секция Инбелкульта занималась изучени­ем материальной культуры и быта белорусов, сельскохозяйствен­ная — флоры и фауны Белоруссии, экономики с/х. Проводились исследования и в других направлениях.

Исследовательскую работу вели также преподаватели высших учебных заведений. Ученые БГУ вели научные исследования в области физико-математических, природоведческих и химичес­ких наук. Активную научно-исследовательскую работу развернул Институт сельского и лесного хозяйства. За 2 года он издал 9 то­мов «Ученых записок». Разворачивало работу центральное бюро краеведения. С помощью Инбелкульта в республике было созда­но около 130 местных краеведческих организаций. Они объеди­няли 6,8 тыс. членов. Центральное бюро издавало журнал «Наш край», поддерживало связи с краеведческими организациями РСФСР, УССР и других республик.

Учитывая нужды развития народного хозяйства и культуры, успешную деятельность Инбелкульта, правительство БССР в июне 1926г. признало необходимым ускорить его преобразование в Академию наук, которая была открыта 1 января 1929г. В со­ответствии с уставом был избран Президиум АН БССР в составе: В.М.Игнатовский — президент, В.Ю.Ластовский — секретарь, М.И.Белуга, С.Н.Некрашевич — вице-президенты, А.В.Балицкий, М.К.Мамошицкий, Б.М.Аршанский — члены Президиума. Первы­ми действительными членами Академии стали известные ученые, писатели, общественные деятели: И.Д.Луцевич (Я.Купала), К.М.Мицкевич (Я.Колас), Д.Ф.Жилунович (Цишка Гартный), В.И. Игнатовский, В.М.Пичета, А.Н.Ясинский, Г.Горецкий, С.Е.Вольфон и др.

 

В республике постепенно налаживалось издательское дело. В 1924г. при народном комиссариате просвещения БССР было создано Государственное издательство Белоруссии, наладившее издание разнообразной литературы, в том числе на белорусском языке. Примерно в это же время было создано Государственное управление по делам кинематографии — Белгоскино. В 1925г. в БССР уже работало 20 кинотеатров, 46 киноустановок в горо­дах и 25 кинопередвижек в деревне. В 1925г. выпуском кино­хроники начала работу собственно белорусская кинематография. С целью подготовки национальных кадров для постановки худо­жественных фильмов в Ленинграде была создана киностудия «Советская Белоруссия». В 1926г. был поставлен первый художественный фильм «Лесная быль» Ю.Тарича.

В 20-е годы широкое развитие получили литература и искус­ство в Белоруссии. Одной из особенностей развития белорусской литературы в эти годы было то, что в писательскую среду влилась большая группа талантливой сельской молодежи, но с малым твор­ческим опытом и не совсем определившимся мировоззрением. В силу этого они группировались вокруг различных организаций, исповедующих разные идейно-эстетические течения.

В конце 1923г. в республике возникло литературное объе­динение «Молодняк». В 1925—1926г.г. оно объединяло около 500 человек. В их числе были А.Александрович, П.Головач, А.Звонак, М.Лыньков, П.Трус, В.Хадыко, М.Хведорович, М.Чарот и др.

Объединение «Молодняк» считало себя организацией проле­тарских писателей, которые признавали активную роль литера­туры в борьбе за новую жизнь. Но его члены грешили ультраре­волюционной фразеологией, в погоне за эффектом часто использовали в своем творчестве экстравагантные проявления псевдоноваторства. В силу этого произведения некоторых из них страдали однобокостью, тенденциозностью. Многие молодняковцы недооценивали значение классического наследия, противопо­ставляли молодых писателей «старым», чрезмерно увлекались идеями Пролеткульта.

В 1926г. группа писателей и поэтов вышла из «Молодня­ка» и создала новое литературно-художественное объединение «Узвышша». Его основателями были А.Бабарэка, З.Бядуля, П.Глебка, В.Дубовка, К.Крапива, М.Лужанин, Я.Пуща, К.Чорный. Новое объединение проповедовало принципы высокого искусства, кри­тиковало нигилистическое отношение молодняковцев к клас­сическому наследию, больше внимания в творчестве уделяло на­циональной специфике. Последнее достигалось через повышенное внимание к культуре белорусского языка, образности, динамич­ности композиции, жанровости, единству художественной идеи. Представители объединения стремились увлечь молодежь идея­ми строительства новой культуры через выражение того, чем бо­гата Белоруссия. Члены объединения стремились научно обосно­вать пути строительства национальной культуры.

В 1927г. сформировалось литературное объединение «По­лымя». В него вошли преимущественно писатели старшего и сред­него поколений. Среди них были Я.Колас, Я.Купала, А.Александ­рович, А.Вольный, Т.Гартный, А.Дудар, М.Зарецкий, М.Чарот и др. Это объединение признавало высокое общественное пред­назначение литературы. Свои задачи оно связывало с совершен­ствованием национальной формы как отдельных произведений, так и литературы в целом. Объединение «Полымя» фактически стало сдерживающим центром, уравновешивающим крайние по­зиции.

В 1928г. была создана Белорусская ассоциация пролетар­ских писателей (БелАПП). Своей задачей это объединение счита­ло концентрацию литературных сил с целью активной поддерж­ки социалистического строительства.

В 20-е годы белорусская литература обогатилась новыми про­заическими произведениями. Были опубликованы повести «В полесской глуши» и «В глубине Полесья» Я.Коласа, роман «Соки целины» Т.Гартного, «Стежки-дорожки» М.Зарецкого, «Сестра» К.Чорного и др. Основной темой прозы 20-х годов были судь­бы людей в драматических событиях революции и гражданской войны. В этот период наблюдался подъем литературного творчества как опытных мастеров, так и многочисленного молодого пополнения. Но в конце 20-х годов некоторые белорусские литера­торы разочаровались в советской действительности, стали болезненно реагировать на первые попытки партийных органов вмешиваться в литературное творчество, стали даже открыто при­зывать к смене существующих порядков. Это нашло проявление в творчестве А.Дудара, Я.Пущи и некоторых других. Отдельные писатели протестовали против искажений национальной политики, имевших место в конце 20-х годов, выступали в защиту крестьянства в связи с начавшейся принудительной коллективизаци­ей. Это характерно было для творчества М.Зарецкого, А.Мрия и др.

В эти годы активную деятельность развернул коллек­тив Белорусского драматического театра. Только за первые два сезона (1921—1922гг.) он поставил около 30 пьес. Репертуар театра в основном соответствовал требованиям тогдашнего зри­теля, но многие спектакли еще ставились на низком художествен­ном уровне. Это было результатом недостаточного профессио­нального мастерства многих артистов, а также отсутствия квалифицированной режиссуры.

В улучшении работы БГТ большую роль сыграл Е.А.Мирович, который в сентябре 1921г. стал его художественным ру­ководителем. Он долго работал в театрах Петербурга и приобрел большой опыт режиссерской работы. Под его руководством в те­атре сформировалась группа талантливых актеров, получивших всеобщую известность. Это Ф.Жданович, В.Крылович, Г.Григонис, Е.Миронова. Успешно начинали свою творческую деятельность Л.Ржецкая, И.Жданович, Б.Платонов, О.Галина, В.Владомирский, Г.Глебов, В.Полло. Наряду с классикой театр ставил произведе­ния белорусской драматургии. Значительная часть постановок театра заостряла внимание зрителя на социальных вопросах и революционной борьбе масс. К числу лучших постановок театра относились спектакли «Разоренное гнездо» Я.Купалы, «На купалье» М.Чарота, «Кастусь Калиновский» Е.Мировича и др.

В районы республики выезжала Белорусская театральная труппа под руководством В.Голубка, выросшая из кружков худо­жественной самодеятельности. В 1926г. она была преобразо­вана в Белорусский передвижной театр. В конце 1921г. в Мос­кве была организована Белорусская драматическая студия. Молодые артисты, окончившие ее, составили впоследствии ядро Второго Белорусского государственного театра, который открылся в Витебске в 1926г.

В белорусском музыкальном искусстве еще преобладало са­модеятельное творчество музыкальных, хоровых и танцевальных коллективов. Композиторы В.Терравский, Н.Соколовский и дру­гие записывали и обрабатывали белорусские народные песни, которые включались в репертуар многих самодеятельных коллек­тивов.

В 1924г. сначала в Гомеле, а после и в Могилеве были со­зданы небольшие симфонические оркестры, которые исполняли произведения Бетховена, Шуберта, Шопена, Шумана, Листа, Глин­ки, Чайковского. В Гомеле ставились концерты из произведений молодых композиторов Белоруссии А.Туранкова, Р.Пукста. В эти годы начинали свой творческий путь композиторы Н.Аладов и М.Матисон. Важным событием в культурной жизни республики явилась постановка в 1924г. в Могилеве первой белорусской советской оперы М.Чуркина «Освобождение труда», в которой рассказывалось о рабочем классе и его борьбе за свое освобо­ждение.

В борьбе с формализмом различных направлений происхо­дило становление и белорусского изобразительного искусства. Достижения его были продемонстрированы на I Всебелорусской художественной выставке, которая происходила в 1925г. в Минске. На ней были представлены работы В.Волкова, Б.Владимирского, М.Филиповича, В.Кудревича. Портреты известных людей Белоруссии создали художники Д.Полозов, Я.Кругер, Ю.Пэн и др. Художники А.Марикс, К.Елисеев, К.Ти­хонов работали в области театрально-декоративного искусства, А.Остапович, М.Энде, И.Гембицкий и другие — в области бело­русской книжной графики.

В первой половине 20-х годов начинали свой творческий путь скульпторы А.Грубе, А.Бразер, З.Азгур, А.Бембель, А.Глебов.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-25; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 425 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

В моем словаре нет слова «невозможно». © Наполеон Бонапарт
==> читать все изречения...

2219 - | 2181 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.