В период гражданской войны сложился военно-политический союз советских республик. Переход к миру потребовал новых подходов в решении национально-государственного вопроса. 16 января 1921 г. был подписан договор между РСФСР и БССР, по которому признавался суверенитет Беларуси. Создавались объединенные наркоматы военных и морских дел, внешней торговли, финансов, труда, путей сообщения, почты и телеграфа, ВСНХ. Однако окончательно отношения между государствами, которые возникли на территории бывшей Российской империи, были не определены. Нужно было выработать такие формы объединения, которые бы не дестабилизировали ситуацию. Нужно было провести объединение так, чтобы не вызвать новый хаос в хозяйстве и новую гражданскую войну в национальных районах. И. Сталин предлагал включить советские государства в состав РСФСР на правах автономных республик. В.И. Ленину удалось направить работу по объединению республик в относительно безопасное русло: создание федеративного союза равноправных государств с правом выхода из этого союза. Процесс создания нового государства должен был продемонстрировать полный разрыв с прошлым. Не единое государство, а союз национальных республик.
Подготовка создания союзного государства осуществлялась по партийным каналам. Идея объединения широко пропагандировалась среди населения Беларуси. Завершилась эта кампания IV Всебелорусским съездом Советов, который состоялся 14 - 18 декабря 1922 г. Делегаты съезда приняли решение о необходимости создания Союза СССР. Была избрана делегация на Х Всероссийский съезд Советов. I Всесоюзный съезд Советов, который открылся 30 декабря 1922 г., принял Декларацию и Договор о создании Союза Советских Социалистических Республик в составе РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР. В избранный съездом ЦИК СССР от БССР вошло 7 человек. А. Червяков стал одним из четырех председателей Президиума ЦИК СССР. Союз способствовал национально -государственной консолидации его народов. Однако, как показала практика, он не смог решить национальный вопрос в полном объеме. Жесткая централизация власти фактически привела к сталинской «автономизации» Советских республик.
Вхождение БССР в состав СССР оправдало надежды на расширение территории республики, ограниченной шестью уездами бывшей Минской губернии. VIII съезд Компартии Беларуси, I и II сессии ЦИК БССР в марте 1923 г. высказались за укрупнение республики. 3 марта 1924 г. ЦИК РСФСР принял постановление о передаче Белорусской ССР следующих уездов Витебской, Гомельской и Смоленской губерний: Оршанского, Быховского, Витебского, Городокского, Горецкого, Дрисенского, Калининского (Климовичского), Лепельского, Могилевского, Мстиславского, Полоцкого, Рогачевского, Сенненского, Суражского, Чауского, Чериковского. Три уезда Витебской (Себежский, Велижский, Невильский) и пять уездов Гомельской (Гомельский, Речицкий, Суражский, Стародубский, Новозыбковский) губерний остались в составе РСФСР. Территория Советской Беларуси увеличилась до 110 тыс. км2, т.е. более чем в два раза, а население до 4,2 млн. человек.
Вторая сессия ЦИК БССР, которая состоялась 10 - 17 августа 1924 г., ввела новое административно-территориальное деление республики. Губернии, уезды, волости ликвидировались, а вместо них создавались округа, районы, сельсоветы. В начале 1925 г. республика была разделена на 10 округов, 100 районов и 1202 сельских совета. В местах компактного проживания национальных меньшинств создавались национальные сельские Советы. В 1928 г. насчитывалось 23 еврейских, 19 польских, 16 русских, 5 латышских, 2 украинских и 2 немецких Совета.
В мае 1926 г. ЦК КП(б)Б обратился в ЦК ВКП(б) о присоединении к БССР всей Гомельской губернии (в составе пяти уездов) и трех уездов (Велижский, Себежский, Невильский) Псковской губернии. Вопрос об уездах псковщины не нашел поддержки в высших кругах СССР. В ноябре 1926 г. Политбюро ЦК ВКП(б), на основе данных комиссии, приняло решение о присоединении к БССР Гомельского и Речицкого уездов. В результате второго укрупнения территория БССР увеличилась на 25 тыс. км2, а население - на 649 тыс. человек. После двух укрупнений территория БССР в начале 1927 г. составляла 125 950 км2 с населением около 5 млн. человек.
В 20-е годы в Беларуси, как и во всем СССР, сложилась однопартийная система. В марте 1921 г. самоликвидировался Бунд. В декабре 1921 г. распалась Еврейская коммунистическая партия. В феврале 1921 г. была разгромлена Белорусская партия социалистов-революционеров, 860 ее деятелей были арестованы, позже они были освобождены и переправлены на территорию Западной Беларуси.
Ликвидация оппозиционных сил в БССР ослабила позиции правительства Белорусской Народной Республики в эмиграции. В октябре 1925 г. на II (Берлинской) конференции Рада БНР объявила о роспуске своих политических центров и прекращении борьбы с Советской властью. Конференция признала, что БССР консолидировала белорусский народ, а Минск является центром национально -государственного возрождения Беларуси.
Сталинское руководство внимательно следило за общественно-политическими процессами в республике и контролировало их, назначая на руководящую работу партийные, советские и хозяйственные кадры. Только в 1921 г. из других республик в БССР было направлено 928 членов партии, в 1922 г. - еще 574 коммуниста. С 1924 г. до послевоенного времени всех первых секретарей ЦК КП(б)Б и руководителей КГБ присылали из Москвы.
Во второй половине 20-х годов, с целью вовлечения трудящихся в общественно-политическую жизнь, при Советах создавались постоянные комиссии: по сельскому хозяйству, благоустройству, культурно-просветительные, финансовые и др. Стали организовываться депутатские группы. В деле защиты интересов трудящихся все более заметную роль начали играть профсоюзы. Проблемами молодежи активно занимался Коммунистический союз молодежи (Комсомол). В общественную жизнь все активнее стали включаться женщины. Зарождались шефские организации, физкультурные объединения. Все это свидетельствовало об определенном демократизме общественно-политической жизни.
Политика белорусизации
Если попробовать дать сжатое определение политики белорусизации — то это ничто иное, как конкретное воплощение национальной политики Коммунистической партии и Советской власти в Белоруссии в применении к ее экономическим, социальным и этнографическим условиям, историческим и культурным традициям. Истоки ее лежат в национальной программе партии большевиков, в революционном, включая и национально-освободительное, движении. После победы Великой Октябрьской социалистической революции она получила практическое воплощение в национально-государственном и национально-культурном строительстве. После гражданской войны принципы и задачи, формы и методы политики РКП(б) по национальному вопросу были конкретизированы и развиты на X (март 1921г.) и XII (апрель 1923г.) съездах РКП(б). В 1923—1924г.г. Компартия и правительство Белоруссии, исходя из решений этих съездов, разработали комплекс мер по дальнейшей реализации национальной политики в республике, за которой и закрепилось в качестве официального названия — политика белорусизации.
Если рассматривать политику белорусизации с хронологической точки зрения, то ее можно условно разделить на 3 этапа:
1) со времени Октябрьской социалистической революции до июня 1923г. Это было время создания и укрепления белорусской советской государственности, выработки основ национальной государственной политики;
2) июнь 1923 — июль 1924г. В это время шла интенсивная разработка конкретных мер по дальнейшему углублению государственной национальной политики, разъяснению среди широких слоев населения задач белорусизации. В июне 1923г. при ЦК КПБ(б)Б была создана специальная комиссия, которой было поручено выработать конкретную программу действий в этом направлении. В июле 1923г. Пленум ЦБ КП(б)Б на основе предложений комиссии утвердил документ под названием «Конкретизация платформы по национальному вопросу, принятой Политбюро ЦК РКП(б) в условиях Белорусской Советской Социалистической Республики». В постановлении Пленума, хотя и без детальной проработки, но уже достаточно выразительно был намечен комплекс мер по хозяйственному возрождению края, территориальному самоопределению белорусского народа, развитию Белорусского языка и расширению сферы его функционирования, развитию национальной культуры и повышению культурного уровня населения, выдвижению и воспитанию кадров партийного, государственного, профсоюзного и кооперативного аппаратов из коренного населения, приобщению к активной работе в советском строительстве революционно-демократических элементов нации. Эта программа неоднократно углублялась и конкретизировалась;
3) июль 1924—1928г. Эти четыре года были временем практической реализации намеченных мер. Особенно активно эта программа начала проводиться в жизнь после второй сессии ЦИК БССР, которая проходила в июле 1924г. На ней был принят ряд специальных постановлений по данному вопросу, а Президиум ЦИК БССР создал специальную комиссию по осуществлению национальной политики во главе с видным государственным деятелем А.И.Хацкевичем. Аналогичные комиссии были созданы при окружных исполнительных комитетах. При агитпропотделе ЦК КП(б)Б были созданы специальные бюро по ведению пропаганды среди трудящихся еврейской, польской, латышской и литовской национальностей на их родных языках.
Характеризуя этот период в осуществлении белорусизации, необходимо отметить, что меры по хозяйственному возрождению республики, подъему ее экономики представляли самостоятельное направление в общей политике компартии и правительства Белоруссии. Вместе с тем они были и направлением политики национальной и поэтому всегда включались в соответствующие резолюции и постановления. Свидетельством тому является резолюция Октябрьского (1925г.) Пленума ЦК КП(б)Б. В ней говорилось: «Пролетарская постановка национального вопроса отличается от упрощенного мелкобуржуазного подхода к нему прежде всего тем, что вместо формального равноправия наций на передний план выдвигается реальная помощь ранее угнетением национальностям в деле подъема их культуры и прежде всего экономической базы. Поэтому первой мерой успеха национальной политики в Белоруссии, с точки зрения Коммунистической партии, являются хозяйственные достижения республики и повышение уровня жизни трудящихся.
С позиций реального равноправия рассматривались и проблемы территориальной консолидации белорусского народа, межнациональных отношений в республике. Если после укрупнения территории БССР в республике проводилась реформа административно-территориального деления — создавались округа, районы и сельсоветы, то одним из исходных начал этой реформы был национальный принцип. С целью учета интересов и потребностей национальных меньшинств — изучения и использования родного языка, сохранения своей самобытности, ценностей родной культуры и так далее — в местах их компактного проживания были созданы национальные Советы. В 1928г. в БССР насчитывалось 23 еврейских, 19 польских, 16 русских, 5 латышских, 2 украинских и 2 немецких сельских Совета. В 1932г. был создан отдельный национальный польский район с центром в Дзержинске.
При всей базовой значимости этих направлений в национальной политике 20-х годов ее основное содержание определяли вопросы развития белорусского языка и культуры с безусловным обеспечением прав и возможностей свободного развития языка и культуры национальных меньшинств.
В 1924—1928г.г. были созданы соответствующие условия для научной разработки проблем белорусского языка, его истории, современной лексики и грамматических норм, терминологии на основе изучения народного языка. Основную работу в этом направлении осуществляли народный комиссариат просвещения БССР, Институт белорусской культуры, соответствующие университетские кафедры. Сделано было много, и сегодня филологи высоко оценивают достижения филологической науки в 20-е годы.
Необходимо отметить, что одновременно с научным изучением проблем белорусского языка в эти годы значительно распространилась сфера его применения. Несмотря на то, что белорусский, русский, еврейский и польский языки в Белоруссии были объявлены государственными и пользовались равными правами, белорусский язык в силу значительного большинства в республике коренной национальности имел преимущественное право для общения между государственными, профессиональными и общественными учреждениями и организациями. Вместе с тем не ущемлялись в своих правах и другие языки. Языком общения органов БССР с органами СССР и других союзных республик был русский язык. Каждому из граждан обеспечивалось право обращаться в любые инстанции и получать ответ на родном языке, право свободно пользоваться им на всех съездах, конференциях, заседаниях, собраниях.
Осуществлялся перевод преподавания на белорусском языке в высших учебных заведениях и техникумах республики, работа политико- и культурно-просветительных учреждений, территориальных частей Красной Армии, периодической печати, издательств.
Белорусский язык вводился также на рабфаках, в школах рабочей и крестьянской молодежи, в советско-партийных школах. В этих школах в качестве обязательных предметов изучались также история, экономика и география Белоруссии, белорусская литература.
Осуществлялась также белорусизация партийных, государственных и общественных органов и организаций. Она включала и себя изучение их сотрудниками белорусского языка (при обязательном владении русским) и перевод на него делопроизводства. Как осуществлялась эта работа и какие результаты были достигнуты в этом деле, свидетельствуют следующие данные. В 1927г. белорусским языком в центральных государственных учреждениях владели 80% служащих против 20% в 1924г., в окружных и районных — 70%.
Начался перевод делопроизводства на белорусский язык и в народных комиссариатах Белоруссии. Первыми и в короткий срок перешли на белорусский язык ЦИК БССР, Совнарком, Наркомзем и Наркомпрос, те учреждения, которые непосредственно соприкасались с белорусским населением. Все делопроизводство в государственных органах власти планировалось перевести на белорусский язык на протяжении трех лет. Сроки в основном были выдержаны. Но не все документы велись только на одном белорусском языке. Основная внутриреспубликанская документация печаталась на четырех языках — белорусском, русском, еврейском и польском. Документы общесоюзного значения печатались на белорусском и русском языках, публично-правовые документы (паспорта, свидетельства и так далее) — на белорусском и одном из трех других государственных языков.
Необходимо отметить, что широкому распространению белорусского языка, успешному осуществлению политики белорусизации содействовало то, что большой вклад в них вносили белорусские писатели и поэты. В это время на литературном небосводе рядом с Я.Купалой и Я.Коласом, Т.Гартным и другими уже известными писателями и поэтами появилась целая плеяда талантливой молодежи — К.Чорный, М. Лыньков, К.Крапива и др. Своим словом они будили национальное самочувствие и самосознание белорусов, оказывали животворное воздействие на консолидацию белорусской нации.
Не стояли в стороне от этих процессов и белорусские ученые. В основных научных центрах — на университетских кафедрах, в Инбелкульте, в комиссии истории партии (Истпарте) — сформировалось ядро талантливых ученых, велись исследования и издавались труды по проблемам истории, общественной мысли и экономики Белоруссии, постепенно внедрялся научный подход к решению исследовательских проблем. Ведущую роль в становлении белорусской науки играл Инбелкульт, преобразованный в 1928г. в Академию наук БССР.
Широкое развитие получило в это время и краеведение. С 1924г. в массовом порядке начали создаваться краеведческие организации. В 1927г. они уже объединяли более 10 тыс. человек.
Вскоре в политике белорусизации начали проявляться те тенденции, от которых предостерегали решения X и XII съездов РКП(б): с одной стороны — недооценка национальных особенностей, с другой — их возвеличение и выпячивание. Некоторые работники без учета объективных условий и материальных возможностей стремились форсировать темпы белорусизации. Во многих учреждениях начали составлять списки сотрудников, которым вменялось в обязанности изучить белорусский язык в кратчайшие сроки. Если они не укладывались в установленные сроки, их увольняли. Часто сроки для изучения белорусского языка сокращались настолько, что освоить язык за это время просто было невозможно. Да и соответствующих условий для этого не было. Курсы организовывались наспех, не хватало учебников, низким был уровень преподавания и т.д.