Все, о чем мог говорить Барри после нашего возвращения, было о том, как я спас его жизнь там, в море, будучи сам израненным и окровавленным. Но именно его послушание мне спасло и мою, и его жизнь. Сердце сыновства осознает свою потребность во взаимозависимости. Так часто мы видим недостатки нашего пастора или босса и используем их ошибки и слабости, чтобы оправдать наше бездействие, вместо того чтобы склониться под их власть, поддерживать и спасать как свою жизнь, так и их.
Сыновство - это отношение сердца подчинения, которое приносит собственное спасение. Когда я и Барри были на той тонущей лодке, одному из нас было необходимо подчиниться другому, тому, кто обладал большими знаниями и опытом, чтобы мы оба могли выжить и преодолеть. Кто-то должен был стать сыном. Кто-то должен был встать под власть другого и поддерживать. Кто-то должен был запачкать свои руки в грязи, даже если эти руки были сломаны. Кто-то должен был подняться и поддержать, чтобы обеспечить успех нашей миссии: найти путь домой. И вместе с этим успехом мы оба выжили, пережили изменения в наших сердцах, преуспели и, в конце концов, можем рассказать историю о нашем приключении.
Однажды, когда собрались служители единомышленники, большая часть из которых была наставлена Джеком Винтером, разговор в течение 20 минут вращался вокруг Джека и его жизни как духовного отца для многих из нас. В течение этого времени он молчал и, казалось, не испытывал никакого интереса к этому разговору. В конце концов, он сказал: «Я не хочу быть ничьим отцом. Я хочу сфокусировать мою жизнь на том же, на чем была сфокусирована жизнь Иисуса. Иисус сфокусировал свою жизнь на том, чтобы быть сыном. И до тех пор, пока я чувствую себя более защищенным, будучи сыном, я думаю, что я хочу просто сосредоточить мою жизнь на этом». Он продолжил, говоря: «Когда вы фокусируете вашу жизнь на том, чтобы быть лидером, очень легко стать контролирующим и авторитарным. Это характеристика сиротского сердца. Тогда вы воспроизводите детей, похожих на вас. Почему бы вместо этого нам не начать фокусироваться на том, чтобы стать дочерью или сыном, которые ищут делать только то, что Отец делает, и живут, чтобы служить, почитать и благословлять других? Когда вы начнете поступать так, люди вокруг вас тоже начнут жить и поступать как сыновья и дочери».
Что-то в моем сердце запело в согласии. «Вот чего я хочу! Кого я хочу почитать и под чью власть хочу встать и кого поддерживать, делая их жизни и служение благословением? Чей я сын?»
Никто не сможет стать отцом, сначала не побыв сыном. Никто не сможет стать матерью, не став сначала дочерью. Сыновство начинается в естественной сфере до того, как переходит в духовную, потому что естественное предваряет духовное согласно тому, что написал Павел в 1Кор.15:46. До того как ты станешь сыном или дочерью в духовном мире, тебе необходимо стать сыном или дочерью в естественном мире.
Ты не входишь в свое наследие и не становишься тем, кто эффективно влияет на жизнь других, фокусируясь на том, чтобы быть лидером, или даже фокусируясь на том, чтобы быть духовным отцом. Ты становишься зрелым, фокусируясь на том, чтобы быть сыном. Так поступал Иисус. Мы видели в пятой главе, как Иисус фокусировался на том, чтобы быть сыном на протяжении всего времени на земле, сначала как сын Своих земных родителей, а затем как Сын Своего Небесного Отца. Все, что делал и говорил Иисус, было с точки зрения и перспективы сына. Иисус был тем, кем Он был, из-за того кто был Его Отец. Чей ты сын?
Библейское обоснование этой точки зрения мы находим в Послании к Евреям 13:17: «Повинуйтесь вашим лидерам и будьте покорны им, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; пусть они делают это с радостью, а не с печалью, ибо это для вас неполезно» (Библия в переводе «Новый Американский Стандарт»).
Мы должны признать нашу нужду в том, чтобы быть сыном или дочерью кого-то другого, или для нас это будет неполезно. Если бы Барри избрал путь переваливания вины, выискивания ошибок и оправдания (сиротское мышление) посреди этого кризиса в море, какая бы польза была ему от этого? Оказаться правым? Конечно - правым до смерти!
Какие мысли, вы думаете, возникают в голове у вашего пастора при упоминании вашего имени? Будет ли это: «О, да! Их сердца посвящены почитать и благословлять других!» Или: «О, нет! С чем же они не согласны и чем недовольны теперь?» А что в отношении вашего начальника? Видит ли ваш босс в вас человека, который будет послушен и будет поддерживать его, делая все, чтобы почтить его и способствовать успеху бизнеса, или он пытается избегать вас? Ваше будущее поставлено на карту. То, что вы пожнете в жизни в следующем году, часто зависит от того, как люди, стоящие во власти, видят вас сейчас. Кто вы: сирота, исполняющий свою миссию, или сын/дочь, посвященные их миссии? Ваше будущее наследство зависит от того, какое у вас сердце: сердце сыновства или сердце сироты. У сирот нет наследства. «И если вы не были верны в использовании чужого, кто даст вам ваше?» (Лук. 16:12, Библия в переводе «Новый Американский Стандарт»).
Лакмусовая бумажка
Сердце сыновства - это сердце, которое научилось почитать людей! Благословения обещаны в жизни, если мы почитаем отца и мать (см. Еф.6:1-3). Отвеченная молитва и близость с Господом обещаны мужьям, которые почитают своих жен (см. 1 Петр.3:7). Благоволение Божье обретается почтением тех, кто находится во власти, также как и почтением, оказанным каждому встреченному вами человеку. (1 Петр.2:17-20). Сыновство, смирение, подчинение, покорность миссии Отца - эти черты характера обычно взаимозаменяемы и являются проявлением сердца, которое получило личное откровение о почтении.
Почтение включает в себя принятое решение обращать любовь в действие, ставить человека в положение высокой ценности и достоинства. Даже когда мы были разочарованы, были травмированы или ранены другим человеком, почтение избирает принять решение не отвечать тем же. Вне зависимости от того, что, как мы чувствуем, исходит от другого человека, почтение избирает не разоблачать, но говорить слова, несущие благодать слушающему. Почтение смотрит на каждого человека, как на драгоценный дар Божьего творения, и ставит его в положение, достойное великого уважения. Почтение избирает не отвечать нездоровым словом или тоном голоса.
Не оказать почтения - это признак бесчестия. Осуждение, противление, гнев, разоблачение, сарказм, критика, сравнение, фаворитизм, ревность, эгоизм, зависть или расизм являются оружием бесчестия, которое используется против тех, кто считается людьми низкого достоинства.
Каждый раз, когда мы контактируем или взаимодействуем с другим человеком, нам нужно принимать решение. Мы либо вооружаемся оружием бесчестия, либо даем другому незаслуженный дар чести. Вы заметили, что нет компромисса? Мы можем быть на 100 процентов правы в нашей оценке ошибок или слабостей других людей или того, как они разочаровали нас или не оправдали наших ожиданий, но любовь покрывает и не разоблачает слабости других, она не кричит о них.
Что мы распространяем, когда говорим о других людях? Чувствуют ли люди в наших словах ценность и достоинство, когда мы говорим о тех, кого другие могут считать людьми низкого достоинства? Истинное сыновство оказывает честь, в то время как сиротское сердце присваивает себе честь и распространяет непочтение. Отсутствие почтения может стать проклятием, навлеченным на самих себя, результатом которого будет облако или тень осуждения, висящие над нашим домом, работой, церковью и отношениями. Непочтение не служит нашим интересам и ценностям, даже если наше суждение точно. Оно не несет пользы, и получение нашего наследия в Господе откладывается.
Вероятно, самой большой ловушкой для хождения в почтении в моей жизни является то, что я часто оказываюсь прав в своей оценке других людей, их отношения, поведения, слабостей и в том, как они подвели или разочаровали меня. Но покрывают их или разоблачают мои жесты и мимика? Мои высказывания приносят разоблачение или ведут к восстановлению? Когда имя кого-то, кто разочаровал меня, всплывает в разговоре, что несут мои слова, тон моего голоса, выражение моего лица, несут ли они честь или я вынимаю оружие бесчестия? Лежит ли в корне моих слов искупление другого человека или я пытаюсь сам выглядеть лучше, открывая проступки Других? Почтение является лакмусовой бумажкой для сердца сыновства.
У некоторых христиан сложности с тем, чтобы фокусироваться на том, чтобы быть сыном или дочерью, потому чтов прошлом у них был негативный опыт отношений с властью. Но сыновство, о котором мы говорим, обычно имеет мало общего с властью в нашей жизни. Это вопрос почтения. Сыновство не для пользы власти. Вставать под чью-то власть, поддерживать и быть покорным миссии другого человека - это не ради этого человека. Речь идет о почтении и о том, изберешь ли ты повиноваться миссии Отца или нет.
«Ради Господа, подчините себя всякому человеческому установлению, царю ли, как стоящему во власти, или поставленным Им правителям для наказания делающих злое и для похвалы тех, кто прав. Ибо такова есть воля Бога, чтобы, поступая правильно, вы могли заставить молчать невежество глупых людей. Поступайте как свободные и не используйте свою свободу как прикрытие для зла, но используйте как рабы Божьи. Почитайте всех людей, любите братство, бойтесь Бога, чтите царя» (1Петр. 2:13-17, Библия в переводе «Новый Американский Стандарт»).
Я чувствую, что одна из центральных тем всей этой дискуссии находится в стихе 17 во фразе «почитайте всех людей». Сердце подчинения почитает всех людей. Почтение начинается дома. Почитаешь ли ты свою супругу? Почитаешь ли своих детей? Или ты причиняешь им эмоциональную боль с помощью оружия бесчестия?
Почитаете ли вы официантку в ресторане и кассира в продуктовом магазине? Почитаете ли вы людей доставляющих вам почту, забирающих ваш мусор или сидящих с вашими детьми? Почитаете ли вы ваших коллег по работе, включая тех, кто находится под вашим руководством?
Почитаете ли вы «мелкую рыбешку», попадающуюся на вашем пути изо дня в день? Или вы почитаете только «крупную рыбу»? Я никогда не любил фотографироваться с мелкой рыбой. Она не представляет ценности. Там есть нечего, а фотография с пойманной мелкой рыбой не позволила бы мне хвастаться. Но когда я ловил крупную рыбу, я не забывал сделать снимок, чтобы показать ее миру. На такой рыбе было много «мяса», и, продав ее, можно было заработать много денег.
Если мы оказываем почтение «крупной рыбе», у которой есть сила продвинуть нас наверх или дать нам что-то, чего мы хотим, но мы не распространяем дар почтения на «мелкую рыбешку», которая, как мы чувствуем, не представляет для нас особой ценности, то тогда почтение, которое мы оказываем «крупной рыбе», на самом деле является манипуляцией и контролем, поскольку мы пытаемся получить от них то, что нам нужно. Другими словами, если мы милы с человеком, оплачивающим наш обед, но не милы с человеком, подающим нам обед, тогда мы сами не являемся милым человеком, и нам не хватает сердца почтения, смирения и сыновства.
Сыновство - это не то, что мы можем измерить только на основании нашей реакции на тех, кто у власти - «крупную рыбу». Сыновство также проявляется отношением, которое мы показываем к «мелкой рыбе» - кассиру в супермаркете Вол-Март во время Рождества, человеку, который подрезает нас в час пик на дороге, или дома к семье. Оказываете ли вы в церкви такое же, как и пастору, почтение работникам детского служения или тем, кто отвечает за решение технических вопросов?
Призыв к сыновству - это призыв почитать всех людей. Но такой призыв невозможно исполнить своими собственными силами. Единственное, как мы можем выполнить его, это подчиниться миссии Отца - подчиниться Его любви и искать способы осуществить «бессмысленные деяния смирения и почтения» - раздавать дары Божьей любви, которые не предназначены для нашего обогащения. «Мы любим, потому что Он прежде возлюбил нас» (1ИнА:19, Библия в переводе «Новый Американский Стандарт»),
Глава 9
Закрывая открытые двери
Каждый человек по всему лицу земли является членом сообщества «ходячих раненых». Нет ни одного из нас, кто бы хотя бы однажды не был ранен словами, действиями или безразличием другого человека. И все мы виновны в причинении ран другим, чаще всего нашим самым близким людям. Мы критиковали, принижали, умаляли, высмеивали, запугивали, манипулировали, контролировали, эксплуатировали или каким-то другим способом злоупотребляли другими людьми или использовали их; и они поступали так же по отношению к нам. Грустно сказать, христиане могут быть настолько же виновны в этом, как и другие люди. Церковные лидеры могут контролировать или плохо обращаться с членами своей церкви, а члены церкви словесно атакуют своих лидеров. Многие из этих ран могут болеть всю жизнь как открытые язвы, упрямо отказывающие заживать. Вот почему принципы прощения и возмещения ущерба так важны в процессе перехода от рабства к сыновству.
Как мы видели в седьмой главе, прощение и возмещение Ущерба начинаются дома прощением родителей за то, что °ни не были в состоянии являть, не искажая, любовь Отца, и поиском их прощения за наш бунт и за то, что мы не смогли почитать их как сыновья и дочери. Когда мы учимся почитать родительскую власть, это приводит нас к следующему логическому шагу, который мы обсудили в прошлой главе - осознанию нашей потребности в том, чтобы смирить себя и сфокусировать свою жизнь на том, чтобы быть сыном или дочерью кого-то, кто станет наставником, духовным отцом или матерью для нас. Мы можем оценить, является ли наше сыновство настоящим, по тому, оказываем ли мы почтение или непочтение «мелкой рыбешке» в нашей повседневной жизни.
Переход к этой части процесса часто пробуждает в нас осознание других проблемных областей, с которыми нам, возможно, придется разобраться, если только мы не захотим быть остановлены тремя основными страхами: страхом довериться, страхом быть отверженным и оставленным и страхом открыть наше сердце для любви. Кроме проблем с родителями у многих из нас есть неразрешенные проблемы с людьми, имеющими власть в нашей жизни, - дома, в церкви, на работе. Это осознание подводит нас к следующей истине на нашем пути от рабства к сыновству.
Истина №4