Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Исторические факторы, повлиявшие на развитие литературы во 2 половине ХХ века




Общая характеристика литературного процесса Западной Европы во 2 половине ХХвека

Исторические факторы, повлиявшие на развитие литературы во 2 половине ХХ века

Основные исторические события, повлиявшие на развитие литературы во 2 половине ХХ века.

Вторая мировая война – от даты ее окончания ведется отсчет данного периода развития зарубежной литературы. Вторая мировая война совершенно иначе воспринималась в западноевропейском обществе, в отличие от первой мировой войны, которая отразилась в художественном творчестве 1 половины ХХ века как не имеющее цели событие, ввергшее весь цивилизованный мир в хаос, война всех со всеми и война не имеющая морального оправдания.

Вторая мировая война оценивается большинством позитивно, у нее была конкретная цель – борьба с фашизмом, в которой была одержана решительная победа. Даже гибель героев в произведении, описывающем войну, оценивалась как принесение себя в жертву в борьбе с мировым злом, воплотившемся в фашистских государствах. Довольно часто моральный конфликт в произведениях военной тематики существует в форме дилеммы смерть-предательство. Стоит однако заметить, что в немецкой литературе 2 половины ХХ века эта война оценивалась абсолютно по-другому и вызвала интерес к совершенно другой тематике. В центре внимания здесь оказался вопрос национальной катастрофы и поиска новой национальной идеи, вопрос о покаянии немецкого народа перед всеми уничтожавшимися и порабощавшимися в гитлеровской Германии нациями.

Но тема несправедливой войны, уничтожения нравственных ценностей в военное время активно поднималась в искусстве уже в последней четверти ХХ века. Войны во Вьетнаме и Афганистане, национальные конфликты рубежа ХХ – XXI веков снова вводят в искусство тему потерянного поколения. Роман Дж. Хеллера «Поправка-22» изображает армейскую жизнь как абсурдный мир, убивающий нормального человека. В это время на экраны выходит фильм Оливера Стоуна «Взвод», а за ним и ряд других фильмов, рассматривающих войну во Вьетнаме в традициях литературы «потерянного поколения».

Сама тема «потерянного поколения» во 2 половине ХХ века существует в двух ипостасях: традиционно, как рассказ «о поколении, которое погубила война, о тех, кто стал ее жертвой, даже если спасся от снарядов» (Ремарк), о людях, которые, побывав на войне, не сумели реализовать себя в мирной жизни; и как рассказ о поколении, не желающем находить собственное место в современном мире. Это «Поколение Х», по названию культового романа американского писателя Дугласа Коупленда. Его представители добровольно уходят из современного мира не потому, что разрушены их нравственные ценности, а потому, что они не видят нравственных ценностей в мире потребления и рекламы. Сходная позиция прослеживается и в романах Чака Паланика («Бойцовский клуб»), Фредерика Бегбедера («99 франков»).

Студенческие волнения во Франции и всей Западной Европе в мае 1968 года привели к реорганизации высшего образования в ряде европейских стран (прежде всего во Франции). Были серьезные опасения того, что данные волнения перерастут в новое революционное движение, но они не привели к радикальным изменениям в политической картине мира, хотя спустя 40 лет после этих событий социологи и культурологи вновь называют события мая 68 года революцией. Именно с 1968 года начинается новый этап в развитии западноевропейской литературы и культуры.

Итак, периодизация новейшей зарубежной литературы включает в себя два основных этапа: 1) с 1945 по 1968 год; 2) с 1968 по 2000 годы. Иногда в качестве отдельного этапа в развитии зарубежной литературы ХХ века выделяют первое послевоенное десятилетие – время с 1945 по 1955 годы.

Огромную роль в развитии литературного процесса 2 половины ХХ века сыграл этнокультурный фактор. До середины ХХ века ведущую роль в развитии всемирной литературы играла западноевропейская культурная традиция. В середине ХХ века происходит бурное развитие национальных литератур стран третьего мира, их литературы выходят на высокий уровень, получают всемирное признание, возникают самостоятельные стили, национальные литературные школы и традиции, как это произошло с литературами стран Латинской Америки. Во второй половине ХХ века европейцы заново открывают для себя культуры и литературы стран востока. Огромный интерес проявляется к литературам Японии и Китая, арабской литературной традиции. Имена японца Харуки Мураками, турка Орхана Памука становятся известны как в Европе, так и в России. Начиная с 70-х годов ХХ века, когда Нобелевская премия по литературе была вручена колумбийскому писателю Габриэлю Гарсиа Маркесу, интерес к национальным литературным традициям только растет. За всеми национальными традициями признается равенство, каждая из них важна, составляет неотъемлемую часть всемирной литературы и культуры. Такое явление получило название мультикультурализма. Этот термин понимается сначала как сосуществование различных этнических компонентов внутри одного государства (термин вначале появился в США), а затем как сосуществование различных культур внутри одной цивилизации, которые оказывают влияние друг на друга.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-25; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1401 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получится - вы тоже правы. © Генри Форд
==> читать все изречения...

2283 - | 2213 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.