- правильное, аргументированное правовое решение
- сформулировать общее правило важнее, чем принять решение
a) норма в качестве аргумента решения
b) обобщения посредством создания правил
c) определение понятий
- позитивистская техника (элементы)
1) анализ обстоятельств и сравнение
2) абстрактная правовая норма/общий правовой принцип
3) понятийный анализ и систематизация
Право Римской империи
- четко разработанная система правовых понятий и правовых норм как точных формул
- понятие собственности
- деление на частное и публичное право
- вещные и личные права
- договоры
СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
· МИРОВОЗРЕНИЕ
- universalia sunt realia: только универсалии,
общие понятия, вечные истины (идеи) действительны
- право как совершенный образ жизни
- Христианство и античные идеи
- идея естественного права в единстве с правом позитивным
У божественного (вечного), естественного и человеческого позитивного законов
общий источник и цель
· УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ
- универсальный народ и правитель,
- универсальная церковь и наука (теология) и
- римское право как универсальное право и
- над всеми Христос
· Каноническое право: глоссаторы (ученое право)
- ius commune (общее, универсальное право)
- Каноническое договорное право
- неформальные сделки, договора (pacta nuda) имеют также юридическую силу
- pacta sunt servanda
· Церковь и светская власть никогда не сливались друг с другом
· Вассалитет как юридическое отношение
Ø
приверженность к формальной защите прав как способу разрешения споров
· Развитие городского и торгового права
корпоративность и сословность
Средневековое общество достаточно дифференцированно
светская власть ограничивалась
- церковью,
- сословиями и
- самим народом как источником власти
Папа Григорий VII 1089: правитель связан с народом своего рода договором
Ø
Глоссаторы
- король quasi procurator народа,
- христианский правитель: мир, справедливость, общее благо
- в ином случае тиран и лишался морального и юридического права
Роль католической церкви в Скандинавии (до реформации)
ЕДИНАЯ ЗАПАДНАЯ ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА
а) Единые социально-политические, экономические и мировоззренческие основания
- право как традиционный порядок жизни,
- как нечто естественное, но в то же время и необходимость сделанного права, т.е. позитивистское начало, однако наряду с этим
- наличие некоего универсального экуменического права, стоящего над местными традициями и законами, т.е. римского права как идеального наднационального права
- правоведение превращается в систему идей и принципов, систематическое знание
- правовая проблема имеет только одно законное решение
б) Идея правового государства
· как церковное, так и светское сообщество устанавливают и поддерживают собственные правовые системы
ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО
Естественно-правовые теории
· не отрицается необходимость и ценность норм позитивного права, источником которого является воля суверена, получившего право законодательствовать в результате общественного договора
· е.п. не столько как критерий позитивного как единство
· нормы е.п. отождествляются с основными принципами частного права, естественно рождающимися в отношениях между людьми как частными лицами
· нормы е.п. и п.п. выступают как некие рационально-этические принципы, следовать которым есть веление правового разума. П.п. получает морально-рациональную легитимацию
НОВОЕ ВРЕМЯ
- идея автономности личности и субъективного права
- источник естественного права уже не в универсальном законе природы или божественном разуме, а
- в самой природе человека
НАЧАЛО РОМАНО-ГЕРМАНСКОЙ СИСТЕМЫ
- различные нормы обычного права
Эпоха Возрождения (XIII век)
· общекультурные и мировоззренческие истоки
- идеи разума и справедливости, гуманизма
- потребность в устойчивом порядке и гармонии, защита интересов частных лиц и государства
- право основанное на естественно-справедливых началах признавалось
хорошей формой общественного устройства
· рецепция (оживление и модернизация) римского права
· Университеты
преподавание лучшего права, нового права, справедливого права
· принципы естественного права
в центре человек с его субъективными правами и интересами и новым отношением к обществу и государству
Конституционные идеи, идеи разделения властей, принципы правосудия
· отход от догматического подхода
установление лучших правовых норм a priori: естественное право
Картезианское учение, рационализм
Descartes:
- Теория врожденных идей
- дедуктивный метод (от общего к частному)
- Учение о непосредственной достоверности самосознания и учение о врожденных идеях.
Знание вытекает из природы самого ума. Главная роль у дедукции, которая опирается на вполне достоверные интуитивно постигаемые аксиомы
I. Kant и G. Gegel
Friedrich Karl Savigny: историческая школа
Марксизм
H. Kelsen
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ: COMMON LAW
Зарождение системы общего права
а) Королевские суды создавали право
- вопросы, требующие решения
- процедура
- доказательства
б) право справедливости, формируемое лорд-канцлером (XVI век)
· Право развивали юристы-практики
- стихийность и необозримость правового массива
- отсутствие рациональных начал и строгой логики в его построении
· Личные гражданские права (civil rights) в XVIII векe
Английская философская традиция (Hobbes)
- возможности индивидуума действовать в соответствии со своими желаниями, без ограничений
Ø
Когда, как и на каких основаниях, публичная власть имеет право ограничивать индивидуальную свободу
Характерные черты
- Прагматизм и эмпиризм
Индуктивизм
получение общего теоретического знания из единичного, эмпирического
6.2 Основные течения правовой мысли