Оперативно-розыскную деятельность традиционно определяют как вид деятельности, осуществляемый гласно и негласно, оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств (ст. 1 Федерального закона (ФЗ).
В самом понятии - оперативно-розыскная деятельность (ОРД) определено,- что она проводится двумя взаимодополняющими способами — гласно и негласно. В зависимости от конкретной ситуации, конечной цели проводимых оперативно-розыскных мероприятий, должностные лица оперативного подразделения имеют право официально (гласно) представлять интересы соответствующего государственного органа или выступать от его имени. Вместе с тем должностное лицо или гражданин, содействующие проведению ОРД, могут осуществить свои правомочия, предоставленные федеральным законом, негласным путем.
Необходимость иметь в распоряжении оперативных подразделений органов внутренних дел комплекс негласных оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ) объясняется тем, что пресечь и раскрыть ряд преступлений при помощи только следственных действий и гласных мер административного характера практически невозможно. В современных условиях эффективная организация борьбы с преступностью может быть обеспечена лишь при условии сочетания надлежащих оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ) со следственными действиями. Иными словами, замаскированным, организованным, тайно совершенным преступлениям и лицам, их совершившим, нужно противопоставить такие действенные меры негласного характера, которые позволяли бы своевременно предотвращать и быстро раскрывать подобные преступления.
Оперативно-розыскные мероприятия вместе со следственными действиями направлены на борьбу с преступностью и носят правовой характер. Различия между ними обусловлены тем, что они совершаются в различных правовых режимах и проявляются в следующем:
во-первых, неодинакова правовая база их производства, поскольку следователь действует на основании уголовно-процессуального закона, а оперативно-розыскная деятельность базируется на федеральном законе;
во-вторых, различны пределы производства упомянутых действий: для производства следственных действий необходимо наличие возбужденного уголовного дела, в то время как оперативно-розыскные мероприятия могут проводиться до возбуждения уголовного дела;
в-третьих, различны результаты: итогом следственных действий являются доказательства; оперативно-розыскных — лишь сведения об источниках тех фактов, которые могут стать доказательством только после их закрепления процессуальным путем.
Российское законодательство допускает возможность проведения действий, схожих с оперативно-розыскными мероприятиями: это — частная охранная и сыскная деятельность. Оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам охранниками и детективами, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел в целях защиты прав и интересов своих клиентов.
На частных детективов и охранников статус работников правоохранительных органов не распространяется. Они не вправе проводить оперативно-розыскные мероприятия, отнесенные законом исключительно к компетенции органов дознания.
Право осуществления оперативно-розыскной деятельности на территории России предоставлено оперативным подразделениям (ст. 13 ФЗ):
органов внутренних дел;
органов Федеральной службы безопасности;
федеральных органов налоговой полиции;
федеральных органов государственной охраны;
органов пограничной службы;
таможенных органов;
службы внешней разведки.
Оперативные подразделения органа внешней разведки МО РФ и органа внешней разведки Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ проводят оперативно-розыскные мероприятия только в целях обеспечения своей безопасности и в случае, если их проведение не затрагивает полномочий других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность на территории России, указанных выше.
Данный перечень органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, является исчерпывающим и может быть изменен или дополнен только федеральным законом.
Для осуществления оперативно-розыскной деятельности в системе органов внутренних дел специально созданы и функционируют соответствующие оперативные службы:
уголовного розыска;
по борьбе с экономической преступностью;
по борьбе с организованной преступностью;
по борьбе с незаконным оборотом наркотиков;
оперативные подразделения на транспорте и по охране особо режимных объектов;
оперативные подразделения по обеспечению собственной безопасности;
оперативно-поисковые подразделения;
оперативно-технические подразделения.
Осуществление оперативно-розыскной деятельности с использованием в полном объеме специальных сил, средств и методов является для этих аппаратов основной обязанностью.
В системе органов внутренних дел имеются также оперативные службы и подразделения, выполняющие оперативно-розыскную функцию в усеченном объеме. К числу таковых относятся:
учетно-регистрационные подразделения информационной службы, которые ведут сбор, накопление, систематизацию сведений о лицах и фактах, представляющих оперативный интерес, а также о делах оперативного учета, которые необходимы для успешной организации оперативно-розыскной деятельности (и кроме того выдают эту информацию по запросам оперативных аппаратов);
экспертно-криминалистические подразделения, которые оказывают помощь в квалифицированном применении технических и специальных средств (негласное фото-, кино-, видеосъемка, применение химических средств, радиоактивных изотопов).
Изложенное не исключает возможности осуществления некоторых розыскных мероприятий другими службами органов внутренних дел — ГИБДД, ППС, службой участковых инспекторов милиции и т.п.
Приведенный вФЗ исчерпывающий перечень субъектов оперативно-розыскной деятельности свидетельствует о том, что деятельность эта носит самостоятельный характер.
Основными аргументами самостоятельности, а также необходимости осуществления оперативно-розыскной деятельности могут служить, во-первых, гуманность цели — как можно раньше вмешаться в цепь событий, ведущих к преступлению, во-вторых, противоправностью действий лиц, подготавливающих или совершающих преступления:
совершением их в условиях неочевидности либо —замаскированностью под законно осуществляемые действия;
ухищренностью действий с целью избежать разоблачений и уголовной ответственности (действия лиц, подготавливающих или совершающих преступления часто происходят в условиях строжайшей конспирации при тщательной маскировке следов: они стремятся вооружиться, изучают основные юридические науки пытаются найти себе консультантов в среде оперативных работников);
тщательностью подготовки, порой продолжительной по времени, но внезапностью и быстротечностью совершения преступления;
большой степенью общественной опасности;
высокой степенью латентности и неизвестностью способствующих ил, условий.
Следует отметить, что, обладая такой чертой, как самостоятельность, оперативно-розыскная деятельность тесно связана с административной деятельностью, предварительным следствием и дознанием, работой по исполнению наказания. Связь оперативно-розыскной деятельности с перечисленными видами деятельности правоохранительной заключается и общности задач по обеспечению охраны общественного порядка и борьбе с преступностью. Необходимо проведение оперативно-розыскных мероприятий прежде всего для выявления лиц, от которых, судя по их антиобщественному поведению, можно ожидать совершения преступлен и и, а также подготавливающих или совершивших преступления в условиях неочевидности, скрывшихся от следствия и суда, пропавших без вести.
Разведывательно-поисковый характер оперативно-розыскной деятельности — ее наиболее важная черта, определяющая во многом ее сущность и значение в борьбе с преступностью. Именно эта черта отличает ее от других видов деятельности, осуществляемой органами милиции. И в первую очередь тем, что придает ей поисковую направленность на выявление неизвестных фактов и обстоятельств, носящих криминальный характер, а также лиц, совершивших преступления, замышляющих или готовящихся их совершить.
Разведывательно-поисковая направленность оперативно-розыскной деятельности проявляется и в отношении уже выявленных лиц, обоснованно подозреваемых в совершении преступлений, когда нет достаточных улик для их разоблачения. Обнаружение таких улик, обнаружение мест хранения, добытого преступным путем имущества, орудий совершения преступлений, выявление других обстоятельств, подлежащих доказыванию, требует проведения поисковой работы.
Оперативно-розыскные мероприятия (ОРМ), применяемые в оперативно-розыскной деятельности, отличаются по своей природе от мероприятий, осуществляемых другими правоохранительными органами, не являющимися субъектами оперативно-розыскной деятельности.
Оперативно-розыскные мероприятия составляют содержание оперативно-розыскной деятельности. Именно путем их проведения реализуется сама деятельность, обеспечивается решение ее задач и достижение конечных целей.
По указанию руководителей органов внутренних дел к проведению ОРМ могут в случае необходимости привлекаться сотрудники других служб (общественной безопасности, противопожарной, аварийно-спасательной и т.п.).
Внештатные сотрудники милиции могут привлекаться к проведению ОРМ, не связанных с ограничением конституционных прав граждан на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, на неприкосновенность жилища. Использование при проведении ОРМ на гласной основе помощи отдельных граждан с их согласия означает возможность дач и ими впоследствии свидетельских показаний на предварительном расследовании или в суде.
Негласная основа означает конфиденциальный характер использования помощи граждан. В этих случаях сведения о таких лицах составляют государственную тайну. Они могут допрашиваться в качестве свидетелей лишь с их письменного согласия.
В случае проведения ОРМ и использования технических средств, предназначенных для негласного получения информации лицами, неуполномоченными на то Законом (сотрудники служб безопасности, частных сыскных бюро и т.п.), они могут быть привлечены к уголовной ответственности по ст. ст. 137, 138, 139 УК РФ.
Для отнесения технического средства к категории предназначенного для негласного получения информации может быть проведено его исследование по поручению руководителя ОВД или экспертиза по постановлению следователя.
Производство и торговля СТС (специальными техническими средствами) подлежат лицензированию. В соответствии с Указом Президента России от 9 января 1996 г. № 21 «О мерах по упорядочению разработки, производства, реализации, приобретения в целях продажи, ввоза в Российскую Федерацию и вывоза за ее пределы, а также использования специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации» лицензирование этой деятельности, а также выявление и пресечение случаев незаконного использования СТС возлагается на ФСБ.
Организация и тактика проведения оперативно-розыскных мероприятий составляет государственную тайну.
Основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий является (ч. 1 ст. 7 ФЗ): наличие возбужденного уголовного дела, ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения:
о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;
о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности России;
о лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;
о лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов;
поручения следователя, органа дознания, указания прокурора или определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве;
запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по вышеуказанным основаниям;
постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренном законодательством России;
запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами России.
Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, в пределах своей компетенции и в целях обеспечения собственной безопасности вправе также собирать данные, характеризующие личность граждан, необходимые для принятия решений (ч. 2 ст. 7 ФЗ):
о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну;
о допуске к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды;
о допуске к участию в оперативно-розыскной деятельности или о доступе к материалам, полученным в результате ее осуществления;
об установлении или о поддержании с лицом отношений сотрудничества при подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий;
по обеспечению безопасности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;
о выдаче разрешений на частную охранную и сыскную деятельность.
При наличии оснований, предусмотренных п.п. 1-6 ч. 1 ст. 7 Закона, органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, вправе проводить оперативную проверку путем осуществления оперативно-розыскных мероприятий. Оперативная проверка может проводиться только с разрешения и под непосредственным контролем руководителя органа, ее осуществляющего.
Результаты оперативно-розыскных мероприятий отражаются в оперативно-служебных документах и систематизируются.
Часть 2 ст. 7 ФЗ определяет основания для проведения ОРМ ограниченного перечня. В целях сбора информации для принятия решений, перечисленных выше, в соответствии с ч. 6 ст. 8 ФЗ не могут применяться ОРМ, ограничивающие конституционные права граждан (ст. ст. 23-25 Конституции РФ). Однако это право не распространяется на деятельность по обеспечению собственной безопасности субъектов ОРД, которая может включать в себя весь перечень ОРМ.
Сбор данных, необходимых для принятия решения о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну, к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для граждан, окружающей среды, осуществляется подразделениями ФСБ.
Данные, на основании которых принимается решение о допуске к участию в оперативно-розыскной деятельности или допуске к материалам, полученным в результате ее проведения, а также об установлении отношений сотрудничества, собираются каждым субъектом ОРД, как правило, самостоятельно. Причем сбор данных, достаточных для принятия решения об установлении или поддержании отношений сотрудничества, проводится независимо от того, в какой форме (виде) это сотрудничество осуществляется.
Немаловажное значение для практических работников, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, имеют положения Закона, определяющие условия проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Гражданство, национальность, пол, место жительства, имущественное, должностное и социальное положение, принадлежность к общественным объединениям, отношение к религии и политические убеждения отдельных лиц не являются препятствием для проведения в отношении их оперативно-розыскных мероприятий на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Проведение оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, допускается на основании судебного решения и при наличии информации:
1. О признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно.
2. О лицах подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, по которому производство предварительного следствия обязательно.
3. О событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.
В случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации, на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, допускается проведение оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренных частью второй настоящей статьи, с обязательным уведомлением суда (судьи) в течение 24 часов. В течение 48 часов с момента начала проведения оперативно-розыскного мероприятия орган, его осуществляющий, обязан получить судебное решение о проведении такого оперативно-розыскного мероприятия либо прекратить его проведение.
В случае возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц по их заявлению или с их согласия в письменной форме разрешается прослушивание переговоров, ведущихся с их телефонов, на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с обязательным уведомлением соответствующего суда (судьи) в течение 48 часов.»