Участники уголовного судопроизводства, отнесенные законом к категории частных лиц[1], имеют достаточно широкий перечень процессуальных прав, позволяющих им в своей совокупности добиваться гарантированного их осуществления, защищать свои законные интересы. Одним из них выступает право на доведение своей правовой позиции до соответствующих государственных органов и должностных лиц при помощи процессуальных обращений, которые имеют важное значение в обеспечении гарантированного соблюдения прав и законных интересов как самих адресантов, так и иных лиц, в интересах которых заявители обращаются в суд или к публичным участникам досудебного уголовного производства.
Выступая в качестве своеобразных процессуальных гарантий законности уголовного судопроизводства, указанные обращения позволяют субъектам доказывания более полно и точно устанавливать обстоятельства, входящие в предмет доказывания, т.е. являются при соблюдении определенных условий правовыми средствами доказывания в значении уголовных доказательств – иных документов (ст. 84 УПК РФ).
Обращение частных лиц в значительной мере способствует также правильному решению задач уголовного процесса и достижению его цели – принятию законного, обоснованного и справедливого решения по существу дела.
Каждый вид процессуального обращения частного субъекта уголовно-процессуальной деятельности отличается определенным своеобразием.
Так, ходатайство всегда содержит (должно содержать) конкретную адресную просьбу о совершении (либо, напротив, не совершении) определенных процессуальных действий и принятии процессуальных решений.
Анализ норм УПК РФ позволяет дать следующее определение понятию ходатайства. Ходатайство[2] – это обращение указанных в уголовно-процессуальном законе участников уголовного судопроизводства к дознавателю, следователю или в суд с просьбой о предоставлении возможности использовать то или иное право либо о совершении этими органами или должностными лицами процессуальных действий или принятии процессуальных решений, направленных на установление обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела, защиту прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства.
Оно может быть заявлено в целях: а) установления обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела; б) обеспечения прав и законных интересов лица, заявившего ходатайство, или представляемого им лица (ч. 1 ст. 119 УПК). Представляется, что по аналогии закона ходатайства об обеспечении прав и законных интересов лица могут быть заявлены участниками процесса также прокурору, руководителю следственного органа.[3]
Право на обжалование действий, бездействия и решений суда и должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство, является продолжением и конкретизацией принципа охраны прав и свобод человека в уголовном судопроизводстве (ст. 11 УПК). В нем реализованы нормы Конституции РФ, устанавливающие право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ч. 2 ст. 45), и право на судебную защиту (ч. ч. 1, 2 ст. 46). В жалобе обращается внимание прокурора, руководителя следственного органа или суда на допущенные следователем или иным должностным лицом нарушения законности при производстве предварительного расследования. Обжалованию подлежат не только действия, но также бездействие и решения органа дознания, дознавателя, следователя и прокурора. Это делает возможной защиту прав даже в тех случаях, когда следователем, дознавателем, прокурором и судом не выносится никакого процессуального решения, которое могло бы быть предметом обжалования, но именно это нарушает права заинтересованных лиц (например, уклонение от оформления сообщений о совершенном преступлении либо от возбуждения уголовного дела без вынесения постановления об отказе; перенесение судьей судебного заседания без вынесения решения о его отложении и т.д.).
Вывод по первому вопросу лекции:
Жалобы и ходатайства - одни из основных способов реализации диспозитивного начала в уголовном судопроизводстве. Жалобы и ходатайства, уравнивая в какой-то мере возможности сторон, являются составными частями механизма реализации важнейших принципов уголовного процесса. "Право жалобы", безусловно, следует отнести именно к процессуальным гарантиям прав участников уголовного судопроизводства, а также иных лиц и организаций, чьи права оказались ограниченными органами уголовного преследования и судами.
Лицо обладает свободой распоряжения своим процессуальным правом на подачу жалобы, ходатайства. Оно преследует защиту своего процессуального или материального интереса в деле. Институт жалоб и ходатайств в одинаковой мере служит процессуальным средством приведения в действие и следственного и судебного механизмов гарантий прав участников и правильного производства по делу. Инициатива заинтересованных в деле лиц в использовании своих прав, в сочетании с обязанностью компетентных государственных органов осуществлять контрольно-надзорные функции в уголовном процессе, образует надежный механизм защиты в уголовном процессе прав и законных интересов лиц и организаций, участвующих в уголовном деле. Таким образом, право лиц на ходатайство и жалобу гарантируется ведомственным процессуальным контролем, прокурорским надзором и судебным контролем.