Обновленчество. В мае 1922 года в Русской Православной Церкви вспыхнул раскол, который был спровоцирован большевистским правительством. Этот раскол был необходим новой власти для решения задач антицерковной политики и атеистической пропаганды. В результате Русская Церковь была разделена на Патриаршую во главе со святителем Тихоном и обновленческую. В течение пяти лет вплоть до 1927 года обновленчество было единственной официально признаваемой советским руководством церковной организацией. Более того, обновленцы добились признания других Поместных Православных Церквей, но в то же время они выступали против законного патриарха Тихона.
Само движение за «обновление» Российской Церкви возникло весной 1917 года. Одним из организаторов и идеологов этого движения был священник Александр Введенский. Движение за обновление не получило поддержки на Поместном соборе 1917–1918 годов.
С приходом к власти большевиков и началом гражданской войны обновленцы активизировались. Появилось множество мелких, церковно-реформаторских групп. У каждой из них была своя программа церковных преобразований, рассчитанная на радикальное обновление Русской Православной Церкви. Все они выступали за тесное сотрудничество с советским государством в борьбе с патриархом Тихоном, в остальном же их голоса варьировались от требований изменения богослужебного чина до призывов к слиянию всех религий.
Однако большинство верующих в России не приняли их религиозно-церковного реформаторства, усмотрев в нем «порчу православия», отказ от «веры отцов и дедов». С кончиной Патриарха у обновленцев возросли надежды на победу над православием. Однако первое же послание Местоблюстителя патриаршего престола требовало категорического отказа от мира с раскольниками на их условиях. Стало ясно, что обновленчество обречено. Положение их было незавидным: пустые церкви, нищие священники, окруженные ненавистью народа. Число верных им храмов и духовенства катастрофически сокращалось. Влияние обновленчества шло неуклонно на спад. Окончательным ударом по движению стала решительная поддержка властями СССР Патриаршей Церкви в сентябре 1943 года. От всего обновленчества к концу войны оставался только один приход. А со смертью обновленческого митрополита Александра Введенского в 1946 году это движение полностью исчезло.
ДОБАВЛЕНО:
К 1917г. РПЦ так и не удалось обрести самостоятельность (хотя попытки созвать Поместный собор были, но все отклонялись императором). Проблемы не решены: Поместный Собор не созван, Патриарх не избран, реформы прихода, духовной школы и др. не проведены. Хотя в годы IWW духовенство проявило себя героически, в последние годы засилье ставленников Григория Распутина в руководстве Церковью способствовало росту антиклерикальных настроений.
Показатель кризиса «Симфонии властей»: нереформированная Церковь существует в условиях многоконфессиональной Гос Думы, которая формирует ее бюджет.
Для многих развенчание образа царя и самодержавия значило и развенчание РПЦ.
В Российской Империи – 70% православных христиан.
Февральская революция повлекла «религиозную революцию». Увеличилось количество съездов, собраний, смещены скомпрометированные архиереи и тд.
15августа 1917г. в Москве Всероссийский Поместный Собор. Самый представительный,демократичный и свободный. 3 кандидата на патриарший пост: Антоний Храповицкий, Арсений Стадницкий, Тихон Беллавин. По жребию избран Тихон. 21 ноября – интронизация в Успенском соборе.
при Патриархе Святейший Синод и Высший церковный совет.
Гражданская война, декрет советской власти об отделении церкви от государства. Гонения на церковь.19января 1918г. – Тихон осудил и предал анафеме антицерковную политику новой власти. Не большевиков!
Возникает и оформляется в Петрограде группа «прогрессивного» духовенства и интеллигенции, которые хотят самостоятельно «вести церковное дело», примиряясь с государственной властью. В 1918г. у них своя газета - «Правда Божья».
Шкаровский считает, что собор 1917-1918г. положил традицию поиска компромиссов с советской властью.
18 марта 1918г. Тихон подписал единственное открыто политическое воззвание с осуждением Брестского мира с Германией. Но в то же время, он не благословляет и Белое движение.
Весна 1918г. – переезд правительства из Петербурга в Москву – и последняя, разрешенная Лениным, Пасхальная служба. С осени 1918г. – Кремль закрыт для духовенства и мирян. Далее - антицерковная политика.
Процесс подлинного обновления РПЦ прерван в самом начале Октябрем. Окт переворот дискредитировал саму идею реформ, путем введения в 1920-х «обновленчества».
РКП(б) уже с 1918г. пыталась расколоть РПЦ, но этого не удалось. В 1919г. Тихон призывает всех священников отойти от политики, заниматься только духовной жизнью. Он теперь опирается на самостоятельность Церкви, ее независимость от государства, и пытается доказать необоснованность обвинений в сотрудничестве с интервентами и белыми.
20 ноября 1920г. – постановление Тихона о самоуправлении епархий в случае отсутствия канонического высшего церковного управления или невозможности связи с ним.
Наступление на мощи, иерархов церкви, на церковное имущество встретило сопротивление у народа, поэтому властями была предпринята другая тактика. Теперь упор на пропагандистско-просветительскую работу. В начале 1922г. в ЦК РКП(б) пришли к выводу, что руководство РПЦ должны взять в свои руки иерархи, полностью лояльные сов власти, а с ними можно будет выстраивать диалог.
Голод в Поволжье дает стимул для конфискации церковных ценностей и в целом повод для наступления на РПЦ.
Обновленчество. В мае 1922 года в Русской Православной Церкви вспыхнул раскол, который был спровоцирован большевистским правительством. Этот раскол был необходим новой власти для решения задач антицерковной политики и атеистической пропаганды. В результате Русская Церковь была разделена на Патриаршую во главе со святителем Тихоном и обновленческую. В течение пяти лет вплоть до 1927 года обновленчество было единственной официально признаваемой советским руководством церковной организацией. Более того, обновленцы добились признания других Поместных Православных Церквей, но в то же время они выступали против законного патриарха Тихона.
Само движение за «обновление» Российской Церкви возникло весной 1917 года. Одним из организаторов и идеологов этого движения был священник Александр Введенский. Движение за обновление не получило поддержки на Поместном соборе 1917–1918 годов.
С приходом к власти большевиков и началом гражданской войны обновленцы активизировались. Появилось множество мелких, церковно-реформаторских групп. У каждой из них была своя программа церковных преобразований, рассчитанная на радикальное обновление Русской Православной Церкви. Все они выступали за тесное сотрудничество с советским государством в борьбе с патриархом Тихоном.
Освободительные идеи не были вовсе чужды рядовому духовенству ни до, ни после революции. Однако, несмотря на то, что власти всячески содействовали обновленчеству — или, скорее всего, именно по этой причине, — трем основным ветвям раскола (Живая церковь, Союз общин древлеапостольской церкви, Союз церковного возрождения) не удалось увести от патриаршей Церкви основную массу верующих. При том, что к 1923 г. большинство иерархов были вынуждены принять обновленческое руководство и обновленцам было передано большинство действующих церквей, на поведении верующих это отразилось весьма мало.
6 мая 1922 г. патриарх Тихон был заключен под домашний арест; ему грозило обвинение в сопротивлении актам изъятия церковных ценностей, предпринятым властями будто бы для спасения голодающих. Для обновленцев то был долгожданный повод и сигнал к выступлению. Первым делом они стали распространять мнение об эгоизме и бессердечии патриарха и его окружения. Затем, через неделю после ареста Тихона, из Петрограда в Москву, в патриаршее подворье, прибыла целая церковная депутация во главе с Введенским, Красницким и Калиновским. Они добились от него разрешения временно вести патриаршую канцелярию — до прибытия Ярославского митрополита Агафангела, которому патриарх в этой ситуации и препоручал временное управление Церковью.
Преобладающая часть прихожан была настроена к обновленцам враждебно, верующие оказывали всяческую поддержку тем священникам и архиереям, которые не подчинялись постановлениям обновленческого Высшего церковного управления (ВЦУ). Занимавшие такую позицию иерархи переходили на самостоятельное «автокефальное» управление. Митрополит Агафангел (Преображенскому), которому было поручено управление церковью, не был допущен в Москву и 18 июня выпустил послание с указанием архипастырям управлять своими епархиями самостоятельно, игнорируя директивы захвативших власть обновленческих центральных органов.
Одной из первых, кто отделился от обновленческой церкви, стала «Петроградская автокефалия». Однако обновленцы не сдавали своих позиций. В центре развернувшейся борьбы оказался наместник Александро-Невской лавры епископ Петергофский Николай (Ярушевич), вскоре он вместе с другим викарием епархии епископом Алексием (Симанским) — будущим Патриархом Алексием I возглавил движение сопротивления.
22 августа 1922 г. последовал указ ВЦУ прекратить возношение имени Патриарха Тихона за богослужениями во всех храмах. С этого момента упоминание священниками его имени стало расцениваться как признак контрреволюционности. Именно в это время крупнейшая из автокефалий 1922 г. — Петроградская подняла знамя борьбы против обновленчества. Епископ Алексий подает в губисполком петицию о том, что он признает советскую власть, но не может подчиняться ВЦУ и просит зарегистрировать их автокефальную церковную организацию. Ему отказывают и арестовывают. После ареста епископа Алексия признанным лидером автокефалистов стал владыка Николай. Находясь в исключительно сложном положении, официально не признанный властями, травимый обновленцами, испытывающий недоверие со стороны более ортодоксально настроенных пастырей, он за короткий срок сумел создать мощную централизованную организацию.
Борьба за автокефалию превратилась в широкое народное движение. Обновленческие архиереи уже не могли спокойно служить в большинстве городских храмов. Популярность епископа Николая все более росла. Для «исправления» ситуации обновленцам пришлось прибегнуть к прямой поддержке государственных органов власти. 18 октября 1922 г. в Кремле состоялось учредительное собрание новой организации, на котором было принято ее официальное название: «Комиссия по проведению отделения церкви от государства». Комиссия стремилась координировать деятельность всех занимающихся религиозными делами государственных и общественных организаций и контролировать их работу. Антирелигиозная комиссия главное внимание уделяло подготовке так и не состоявшегося судебного процесса над Патриархом Тихоном и укреплению обновленческого раскола в РПЦ. После смерти Патриарха, в 1925 г. много усилий прилагалось для проведения так называемого григорианского раскола в Московском Патриархате. Начальный период деятельности Антирелигиозной комиссии сопровождался проведением репрессий противников обновленцев.
В целом значение «Петроградской автокефалии» было достаточно велико. Она стала центром борьбы с обновленчеством в стране в самый тяжелый для Русской Православной Церкви период отсутствия канонических органов Высшего церковного управления, воодушевила на сопротивление верующих и духовенство в других епархиях. Кроме того, «Петроградская автокефалия» фактом своей полугодовой фактически легальной деятельности показала возможность существования в условиях советской действительности признаваемых органами государственной власти канонических церковных структур и в определенной степени подготовила тот путь, по которому в конце 1920-х гг. пошло руководство Московского Патриархата.
Репрессии противников обновленцев проводились и в других районах страны. Так в марте 1923 г. была окончательно закрыта Оптина пустынь.
К концу 1922 г. при активной поддержке государства обновленцы все же смогли занять две трети из 30 тысяч действовавших в то время православных церквей. Пиком истории обновленчества стал их «II Поместный Собор». Он открылся в Москве 29 апреля 1923 г.; на нем было принято постановление о лишении Патриарха Тихона сана и монашества и уничтожении Патриаршества в России.
Таким образом, обновленчество по сути являлось церковно-политическим движением.
Объявление Собора 1923 г. II Поместным Собором Русской Православной Церкви, т.е. продолжающим традиции Всероссийского Собора 1917—1918 гг., было неоправданной дерзостью. Широкая церковная общественность, миряне и приходы в целом, по сути, не играли на Соборе 1923 г. никакой роли. Приходы в основной массе отвергали обновленцев.
Важной задачей, вставшей перед Патриархом Тихоном сразу после освобождения в июне 1923г, было разоблачение раскольнической деятельности обновленцев и шаги по преодолению внесенной ими смуты. С этой проблемой связывались и устремления к созыву Поместного Собора для выработки положения о деятельности Русской Церкви в условиях Советского государства, выборов в органы высшего церковного управления и решения текущих вопросов церковной жизни. В «Правде» было опубликовано заявление Патриарха, в котором он счел бессмысленным «всякое посягательство на Советскую власть. В то же время Патриарх указал в заявлении на неправомочность обновленческого «Собора» 1923 г. и его решений.
К середине 1923 г. движение обновленцев резко пошло на спад, число их приходов многократно сократилось, сотни клириков стали с покаянием возвращаться. Советскому руководству становилась очевидной бесперспективность обновленческого движения в целом. Большевистские лидеры, формально оказывая покровительство раскольникам, с пренебрежением относились к обновленческому движению и открыто заявляли, что в Советском государстве у него нет и не может быть будущего.
Обновленцы понимают, что будущее Церкви за «тихоновцами» и ищут союза. Но последние отказывают. Неизбежность поиска компромисса с Патриархом понял и лидер самой крупной в тот период обновленческой группировки «Живая Церковь» В. Красницкий. 1 июня 1924 г. он подал Первосвятителю прошение, в котором просил принять его и его последователей в молитвенно-каноническое общение, но Тихон отказал- хотел единства Церкви.
Следует заметить, что определенную негативную роль в церковной смуте 1920-х гг. сыграл Вселенский Патриарх, а также поддержавшие его Александрийский и Иерусалимский Патриархи. В мае 1924 г. Константинопольский Патриарх Григорий VII, не без воздействия сотрудничавших тогда с СССР турецких властей, выпустил постановление о признании обновленческого синода.
Деятельность Патриарха Тихона сильно осложнялась тем, что Патриаршая Церковь и органы ее управления не имели официального признания со стороны властей,формально в качестве Русской Православной Церкви Советское государство признавало лишь обновленцев. В советской печати того времени, когда речь заходила о Патриархе, неизменно ставился предикат «бывший».
21 марта 1924 г. Президиум ЦИК СССР принял специальное постановление о прекращении дела по обвинению в антисоветских преступлениях Патриарха Тихона и ряда привлеченных вместе с ним к суду иерархов. В 1925 г., Патриарх заболевает, перед смертью обращается в НКВД с ходатайством о регистрации Временного Патриаршего Священного Синода из числа приглашенных семи иерархов впредь до созыва Всероссийского Собора. Ходатайство не было удовлетворено.
Местоблюстителем после смерти Тихона становится митрополит Крутицкий Петр.
С кончиной Патриарха обновленцы усилили попытки подчинить всю Церковь своему влиянию. На следующий день обновленческий Синод выступил с обращением по поводу кончины Патриарха, где призывал Патриаршую Церковь объединиться с обновленцами на их соборе, намеченном на осень 1925 г. Тогда же митрополит Петр и находившиеся в Москве «тихоновские» архиереи ответили категорическим отказом на предложения обновленцев о переговорах.Но Петр не долго сопротивляется, 10 декабря 1925 г. он арестован, сослан, в 1937 – расстрелян.
Тогда митрополит Сергий (Страгородский) просил уведомить архиереев о его вступлении в исполнение обязанностей Патриаршего Местоблюстителя по поручению митрополита Петра. Вскоре после ареста митрополита Петра положение в Русской Церкви существенно осложнилось. Власти не дали митрополиту Сергию разрешения на выезд в Москву (он в Нижнем). Тут новый почти раскол в РПЦ:
Группа архиереев во главе с архиепископом Екатеринбургским Григорием (Яцковским), в их числе был также взявший на себя управление Московской епархией епископ Можайский Борис (Рукин), без воли Патриаршего Местоблюстителя и его заместителя образовала 22 декабря 1925 г. т.н. Временный высший церковный совет (ВВЦС), который вскоре получил официальное признание со стороны государственных органов. Таким образом, в Русской Церкви появилась опасность нового раскола. Митрополит Сергий, не имея возможности приехать в Москву, приступил к исполнению своих обязанностей из Нижнего Новгорода. 14 января 1926 г. он отправил послание на имя архиепископа Григория с протестом против создания самочинного ВВЦС и угрозой предать его участников церковному суду. В ответном письме архиепископ Григорий предложил митрополиту Сергию компромисс, утверждая, что «коллективная ответственность» за Церковь лучше единоличной, и предлагая принять участие в ВВЦС. Владыка Сергий ответил категорическим отказом и предал Григория церк суду. В итоге все поддержали Сергия. ВВЦС не получил сколько-нибудь широкого церковного признания, григориане оказались перед лицом полного провала. С 1928 г. григорианское движение резко сошло на нет, и, формально продолжая существовать еще около десятилетия, практически не оказывало влияния на ход церковной жизни.
В 1927г. Сергий послал ходатайство в НКВД о разрешении ему на управление Церковью, а 13 мая созвал в Москве совещание, на котором присутствовало еще шесть приглашенных архиереев, из которых был образован Временный Патриарший Священный Синод. НКВД не против. 25 мая состоялось первое официальное заседание Священного Синода, а через два дня по епархиям было разослано постановление, в котором правящим архиереям предлагалось организовать при себе временные (до избрания постоянных) епархиальные советы и зарегистрировать их в местных органах власти. Так было положено начало работе по созданию на «законных основаниях» всей церковно-административной структуры Патриархата. Однако проведение Поместного Собора и выборы Патриарха власти в то время так и не разрешили.
РПЦ в эмиграции
Если на территории СССР в 1920-е — 1930-е гг, провести Собор оказалось невозможно, то за границей в среде русской церковной эмиграции соборная традиция получила определенное продолжение. 21 ноября 1921 г. на территории Югославии в Сремских Карловцах под председательством митрополита Антония (Храповицкого) состоялось первое заседание Общецерковного заграничного собрания, переименовавшего себя вскоре в Русский Всезаграничный Церковный Собор. В его состав вошли почти все оказавшиеся за рубежом русские архиереи и члены Поместного Собора 1917—1918 г., а также делегаты от приходов, эвакуированной армии и монашествующих. Карловацкий Собор образовал Высшее церковное управление (в составе Архиерейского Синода и Высшего церковного совета). Однако он, помимо церковной, занялся и чисто политической деятельностью, обратившись к чадам Русской Церкви с призывом о восстановлении монархии в России. ПОЭТОМУ Патриарх Тихон в1922 г. объявил Карловацкий Собор не имеющим канонического значения.
В дальнейшем в эмиграции неоднократно проходили Архиерейские Соборы, а в августе 1938 г. в Сремских Карловцах состоялся так называемый II Русский Всезаграничный Собор с участием епископов, клириков и мирян.
! Отделение Русской Православной Церкви за границей от Московского Патриархата произошло в конце 1927 г. и связано это было с курсом церковной политики заместителя Патриаршего Местоблюстителя Сергия. В 1927г. он совместно с членами Временного Священного Синода выпустил «Послание к пастырям и пастве» (т. н. «Декларация 1927 г.»), в которой, обращаясь ко всем верующим, заявлялось о том, что РПЦ лояльна советской власти и даже готова идти по пути сотрудничества с ней. Митрополит Сергий после долгих колебаний избрал путь сотрудничества с властями ради преемственности «законного» Православия.
Но для значительной части духовенства и мирян она оказалась неприемлемой ни при каких обстоятельствах. Далеко не все верующие одобрили курс митрополита Сергия. В 1927—1928 гг. появилось довольно значительное течение так называемых «непоминающих» (за богослужением заместителя Патриаршего Местоблюстителя и государственные власти). Как и сторонники митрополита Сергия, «непоминающие» свои надежды во многом возлагали на будущий Всероссийский Собор, который разрешит все разногласия. Апеллировали они и к авторитету Поместного Собора 1917—1918 гг. Так, одним из основных требований всех «непоминающих» было отстаивание соборного постановления от 15 августа 1918 г. о свободе политической деятельности членов Церкви.
А РПЦ За границей эта декларация подтолкнула к выходу из-под церковной московской власти, тк они считали, что сотрудничать с большевиками- неприемлемо. Поэтому до 2008г. Церкви как бы отдельно (в 2008 – налаживают контакты).
Обновленчеству в 1930 – х конец. 29 апреля 1935 года под нажимом властей обновленческий синод принял решение о «самоликвидации». С конца 1935 года развернулись массовые аресты епископата, духовенства, активных мирян обновленческой церкви, включая и тех, кто давно сотрудничал с органами НКВД.
Окончательным ударом по движению стала решительная поддержка властями СССР Патриаршей Церкви в сентябре 1943 года. От всего обновленчества к концу войны оставался только один приход. А со смертью обновленческого митрополита Александра Введенского в 1946 году это движение полностью исчезло.