С приходом советской власти в конце 1917 г. начались гонения на РПЦ, которые приняли массовый и ожесточенный характер уже в 1918 г., после издания 23 января декрета «Об отделении Церкви от государства», и продолжались на протяжении всего советского периода, т. е. до конца 80-х гг. Сразу после Октябрьской революции власти поставили цель арестовать как можно больше священно- и церковнослужителей и мирян, аресты тогда исчислялись тысячами и для многих завершились мученической кончиной. Целые уезды таких губерний, как Пермская, Ставропольская, Казанская, лишились священнослужителей.
Церковь и Государство во время Гражданской войны. Первый период интенсивных гонений (1917-1920 гг.) В это время большевики, согласно учению Маркса, искренне верили, что Церковь, как идеологическая “надстройка” эксплуататорского общества, исчезнет сама собой с разрушением последнего. Для этого надо лишить ее поддержки государства. В соответствии с этим было проведено отделение Церкви от государства, она лишилась элементарных гражданских прав, произошел ряд прямых репрессий, осуществлялись пропагандистские кампании. На Церковь обрушился ряд мощных, но непоследовательных ударов. Она смогла выдержать “кавалерийские атаки” этого времени.
Первый период относительной стабилизации (1921-1928 гг.) В этот период большевики были вынуждены временно отказаться от широкомасштабных репрессий против Церкви. Теперь они сделали ставку на развал Церкви изнутри, провоцируя и поддерживая расколы внутри нее (обновленчество и “расколы справа”). Не добившись этой цели, коммунисты попытались взять под контроль кадровую политику Церкви. Священноначалие было вынуждено пойти на это, чтобы сохранить Церковь от полного уничтожения. Но главное, - Литургическая жизнь Церкви, - было сохранено.
Второй период интенсивных гонений (1929-1933 гг.) В связи с коллективизацией и индустриализацией государство попыталось разгромить Церковь. При этом главную роль играли репрессивные меры. Церкви был нанесен тяжелый урон, однако полностью уничтожить ее коммунистическому государству не удалось.
Второй период относительной стабилизации (1934 г.) Из-за сопротивления верующих и международного резонанса Советское государство временно приостановило активные гонения против РПЦ. Однако перерыв был очень недолгим.
Третий период интенсивных гонений (1935-1938 гг.) Это было время самых страшных испытаний для РПЦ. За всю историю христианства не было гонений, которые по своему размаху были бы сопоставимы с гонениями на Русскую Церковь в эти четыре года. Советское государство решило полностью уничтожить религиозную жизнь на своей территории. Именно в это время РПЦ как организованная структура была почти полностью разгромлена. Начало Второй Мировой войны, без сомнения, было промыслительным для РПЦ и спасло ее от полного уничтожения.
Третий период относительной стабилизации (1939 год - 1-я половина 1940 года) В связи с началом Второй Мировой войны и с захватом СССР западных территорий репрессии против Церкви резко сократились: власти надо было сначала утвердиться на завоеванных землях, где Православие было верой большинства населения. К тому же власть, в преддверии вступления в войну, нуждалась в консолидации общества, для чего использовала и РПЦ. Но и это была очередная тактическая пауза в гонениях, необходимая для подготовки новых репрессий.
Начало четвертого периода гонений (сер. 1940 – сер. 1941 г.) Не подлежит сомнению, что коммунистическое государство не оставило намерения уничтожить Церковь и в это время. С середины 1940 г. маховик репрессий вновь стал набирать обороты. Лишь начало войны и кардинальное изменение ситуации вынудило Советскую власть начать с Церковью мирный диалог.
ДОБАВЛЕНО:
(по книге М. В. Шкаровского)
С приходом советской власти в конце 1917 г. начались гонения на РПЦ, которые приняли массовый и ожесточённый характер уже в 1918 г. и продолжались на протяжении всего советского периода (однако время от времени происходило смягчение репрессий), т.е. до конца 80-х гг.
Церковь и Государство во время Гражданской войны. Первый период гонений (1917-1920 гг.)
Тактика сов. власти: В этот период Совнарком взял курс на усиленное вытеснение церкви и религии из политической, экономической, культурной жизни страны. Мероприятия советского правительства основывались на двух предпосылках: 1) мировоззренческой несовместимости учения марксизма с религиозной верой и 2) отношением к Церкви, как союзнице царизма и эксплуататорского строя. В это время большевики верили, что Церковь, как идеологическая “надстройка” эксплуататорского общества, исчезнет сама собой с уничтожением последнего. В советской терминологии этот период борьбы с церковью получил название «бури и натиска». На VIII съезде РКП(б) в программе партии ставилась задача тотального наступления на религию, говорилось о грядущем «полном отмирании религиозных предрассудков».
Основные мероприятия сов. власти:
- 20 января 1918 г. был принят декрет Совнаркома «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», который заложил основы бесправного положения Церкви, хотя содержал и ряд демократических положений, в том числе о свободном исповедании любой религии. Однако в декрете провозглашалось запрещение религиозным обществам владеть собственностью, лишение их прав юридического лица и национализация церковного имущества. Регистрация актов рождения, брака и смерти передавалась в ведение государственных организаций.
- Государство монополизировало систему образования. В декабре 1917 г. были приняты декреты о передаче всего дела образования, включая богословские учебные заведения, в ведение Народного комиссариата просвещения. Запретили преподавание всех вероисповеданий детям до 18 лет.
- Репрессии. Священников арестовывали и за контрреволюционную агитацию, и за нежелание помогать комиссиям по описи церковного имущества. Изъятие у религиозных обществ небогослужебного имущества, метрических книг и др. ценностей.
- Кампания по закрытию домовых церквей, монастырей (например, в сентябре 1920 г. была закрыта Троице-Сергиева лавра, а в 1923 г. был закрыт Соловецкий монастырь). Здания церквей часто превращали в склады/ размещали там лагеря заключённых.
- Пропагандистские кампании. Во время Гражданской войны церковь обвиняли в готовности благословить иностранную интервенцию. Была развёрнута кампания по ликвидации святых мощей (1919 г). Пресса пестрела сообщениями с так разоблачениями «обмана церковников» в связи со вскрытием «нетленных» мощей. (Но: из-за противодействия верующих к лету 1920 г. правительство вынуждено приостановить эту кампанию!)
Церковь смогла выдержать “кавалерийские атаки” этого времени. Почему не удалось задавить церковь на этом этапе:
- Сопротивление верующих.
- Политика большевиков на этом этапе была непоследовательной, т. к. в РКП(б) не было единства в отношении религиозной политики. Группа «непримиримых» считала, что все духовенство реакционно, и необходимо неослабно бороться с Церковью до ее полного уничтожения. «Государственники» полагали, что целесообразно произвести раскол в Патриархате, выделить «прогрессивную» часть духовенства и, предоставив ей определённые льготы, использовать в своих целях.
- Недовольство крестьянства. Если оно в целом поддерживало меры экспроприации церковно-монастырской собственности, то в отношении лишения приходов имущественных прав, устранения из школ Закона Божия отреагировало негативно.
Итог: Церковь отделена от государства. Однако жёсткие репрессии и злоупотребления на местах вызывают стойкое недовольство населения. Некоторые меры сов. власти терпят фиаско (как, например, с полной ликвидацией свят. мощей).
Первый период относительной стабилизации (1921-1928 гг.)
Тактика сов. власти: В этот период большевики были вынуждены временно отказаться от широкомасштабных репрессий против Церкви. НЭП побуждал правительство к поиску компромиссов. Это было вызвано необходимостью обеспечить экономическую и политическую стабильность в стране, укрепить «смычки» города и села, наладить внешнеполитические связи. НЭП требовал сделать более терпимым отношение к религиозным организациям, особенно в деревне, подавляющая часть населения которой оставалась верующей. Инициатором и проводником более мягкого курса являлась группа сторонников Н. Бухарина, некоторое время доминировавшая в партийном руководстве.
С другой стороны, большевики делают ставку на развал Церкви изнутри, провоцируя и поддерживая расколы внутри неё (отсюда – признание движения обновленчества), и пытаются взять под контроль кадровую политику Церкви (нужно было создать духовенство, лояльное власти). Также произошла активизация пропагандистских усилий.
Политика сов. власти:
- Правительство пришло к выводу о целесообразности постоянного и прямого партийного контроля над религиозной политикой в целом. В 1922 г. была создана «Комиссия по проведению отделения церкви от государства». С 1923 г. ее председателем был Е.М. Ярославский. В деятельности комиссии ярко проявлялась линия на возможно более сильную маргинализацию и дискриминацию религиозных обществ.
- Смягчение курса: в мае 1924 г. по предложению М. Калинина было принято решение оказать материальную помощь религиозным сельскохозяйственным кооперативам; принято постановление о прекращении дела по обвинению в антисоветских преступлениях Патриарха Тихона.
- Но репрессии продолжались. Петроградское ГПУ сфабриковало следственное «дело о братствах». Проводились конфискации. К 1923 г. были закрыты все дореволюционные Духовные академии.
- Пропаганда. В 1925 г. создан «Союз воинствующих безбожников» (СВБ). Его рупором были журнал «Антирелигиозник» и газета «Безбожник». Во главе СВБ все годы стоял Е. Ярославский. Цель организации: идейная борьба с религией во всех её проявлениях. Деятельность: пропаганда атеизма, создание музеев и выставок, выпуск научно-популярной литературы, разработка и введение в быт советских людей новых, безрелигиозных праздников и обрядов.
С августа 1920 г. начал функционировать организованный отдел пропаганды и агитации ЦК РКП(б). Появились антирелигиозные семинары для подготовки квалифицированных пропагандистов.
Второй период гонений (1929-1933 гг.)
Тактика сов. власти: Нетерпимое отношение к Церкви в этот период было связано с принятием общего курса руководящей группы ЦК ВКП(б) во главе с И.В. Сталиным на свёртывание НЭПа, насильственную коллективизацию. В период ликвидации кулачества власти обрушились и на Церковь, усматривая в ней инструмент эксплуататорских классов. В январе 1930 г. на заседании Центрального Совета СВБ был принят план первой «безбожной пятилетки». Тем не менее, высшие государственные органы в 1930-е гг. не ставили задачу полного искоренения религии в стране (!)(т.к. это было сложно осуществить за короткий срок) (но, конечно, некоторые влиятельные общественные организации (СВБ) не брезговали злоупотреблениями).
Политика сов. власти:
- 8 апреля 1929 г. ВЦИК и Совнарком РСФСР приняли закон «О религиозных объединениях», согласно которым вся жизнь религиозных организаций окончательно ставилась под контроль государства. Запрещалось создавать кассы взаимопомощи, кооперативы и пользоваться находящимся в их распоряжении имуществом для каких-либо целей, кроме религиозных; оказывать материальную поддержку своим членам; организовывать детские, юношеские, женские, библейские, трудовые и т. п. собрания; устраивать экскурсии, открывать библиотеки, оказывать лечебную помощь.
- Изменена 4-я статья Конституции РСФСР: вместо «свободы религиозной и антирелигиозной пропаганды» теперь дозволялась лишь «свобода религиозных исповеданий и антирелигиозной пропаганды».
- В 1929 г. ликвидирована Комиссия по проведению отделения церкви от государства. Её заменила Центральная постоянная комиссия по вопросам культов при ВЦИК.
- Пропаганда. В 1929 г. на II съезде СВБ прозвучал лозунг «борьба с религией есть борьба за социализм». В 30-ые гг. СВБ взял на себя всю антирелигиозную пропаганду.
- Возобновление массовых репрессий. Разрушение русских святынь – кремлёвских Чудова и Вознесенского монастырей и др. Ликвидация «силовым порядком» не только домовых, но и приходских церквей. Массовые репрессии верующих (в 1930-1932 гг. по церковных делам было арестовано около 60 тысяч человек). При проведении паспортизации населения многим священнослужителям было отказано в паспортах, и они оказались вынуждены покинуть города.
- В 1933 г. началась широкомасштабная кампания по снятию и переплавке колоколов с действующих церквей. В 1931 г. в Москве взорван храм Христа Спасителя.
Итог: Церкви был нанесён тяжёлый урон, и, тем не менее, пятилетка не была доведена до конца, и полностью уничтожить церковь коммунистическому государству не удалось.
Второй период относительной стабилизации (1934 г.)
С весны по декабрь 1934 г. вновь происходит изменение отношения церкви в СССР. В руководящих органах партии консолидируется умеренная группа во главе с С.М. Кировым, недовольная «перегибами» в области внутренней политики. На отношение к Церкви повлияли и перемены на международной арене – установление дипломатических связей с США, приход в Германии к власти нацистов, а в более глобальном плане отказ от концепции разжигания «мировой революции». Активные гонения на РПЦ временно приостановлены.
Третий период гонений (1935-1938 гг.)
Тактика сов. власти: В период т.н. «большого террора» возобновлены широкомасштабные гонения на церковь. В декабре 1934 г. убит первый секретарь Ленинградского обкома ВКП(б) С.М. Киров. Его гибель использовали для нагнетания широкомасштабной кампании репрессий. Церковные организации обвинялись в контрреволюционной, антисоветской деятельности. Требовались все новые жертвы для обоснования концепции Сталина об обострении классовой борьбы в обществе по мере строительства социализма (одной из жертв стала церковь).
В конце 1930-х гг. у общественного мнения создавали представление о подготовке в стране широкого заговора духовенства, руководимого зарубежными центрами и направленного на свержение советской власти. Для этого органами НКВД выстраивалась версия, что подобные шпионско-диверсионные организации действуют во многих областях. Встал вопрос о самом существовании Православной Церкви и религии в стране.
Политика сов. власти:
- Репрессии. Возобновились и массовые аресты епископата, духовенства, активных мирян. Руководство антирелигиозной кампанией в этот период осуществлял нарком внутренних дел Н.И. Ежов. По стране прокатилась волна судебных процессов над священнослужителями по обвинению их в шпионаже и террористической деятельности.
- За действующими храмами был установлен тщательный контроль. Большинство прихожан было известно, и всех представлявших, по мнению НКВД, какую-либо опасность постепенно высылали.
- Органы НКВД уничтожали легальный молодёжный церковный актив, фабрикуя соответствующие дела. (например, «дело Захарие-Елизаветинского братства» (1934 г.), якобы контрреволюционной организации, смыкавшейся с троцкистами).
- 7 октября 1938 г. Президиум Верховного Совета РСФСР постановил отменить положение о Центральной и местных комиссиях по рассмотрению религиозных вопросов. Это означало уничтожение самой возможности контакта Церкви и государства.
- С 1938 г. единственной организационной структурой, занимавшейся религиозной политикой, оставался специальный церковный отдел в НКВД.
Итог: В это время РПЦ как организованная структура была почти полностью разгромлена. Однако разгром церковной организации не привёл к желательным для советских властей результатам. С уничтожением большей части духовенства не исчезла потребность колоссального количества людей в религиозной вере. Согласно переписи 1937 г., в СССР в тот период более половины граждан верило в Бога.
Третий период относительной стабилизации (1939-1943 г.)
Тактика сов. власти: В этот период происходит постепенное изменение курса советского правительства с интернационально-коммунистического на национально-патриотический. В связи с началом Второй Мировой войны и с захватом СССР западных территорий репрессии против Церкви резко сократились. Советское руководство было заинтересовано в укреплении единства нации и консолидации общества. Переломным моментом в этом плане стали события сентября 1939 г. – вступление советских войск на территорию Польши и присоединение Западной Украины и Западной Белоруссии к СССР. Правительство оказалось перед фактом включения в государственную жизнь страны областей с нетронутой гонениями религиозной жизнью.
Политика сов. власти:
- Обращение к истории. Признали важную роль религии в становлении гос-ва. В 1937 г. исторический журнал «Историк-марксист» опубликовал статью о значении Крещения Руси. Её втор давал положительную оценку этому событию, открывшему для России современный ей мир европейской культуры. В 1938 г. был снят знаменитый фильм С. Эйзенштейна «Александр Невский».
- Воссоединение православного духовенства западных областей Беларуси и Украины с Московским Патриархатом. При этом, репрессии вначале не проводились, учитывались религиозные чувства новых граждан СССР.
- «Союз безбожников» переживал глубокий кризис. Количество его членов упало, сокращалась его издательская деятельность.
- Положение церкви улучшилось. Патриархия получила возможность совершать архиерейские хиротонии, замещать пустующие кафедры и т.д. Стали появляться указания проявлять сдержанность в ликвидации религиозных учреждений. В 1942-1943 гг. местные власти часто позволяли без юридического оформления вновь открывать храмы.
- Важнейшей вехой новой религиозной политики стало 4 сентября 1943 г. Днём на даче у И. Сталина состоялось совещание с участием Г. Маленкова, Л. Берии, представителей НКГБ, а также Патриаршего Местоблюстителя Сергия (Страгородского). Именно на нем оказались практически решены вопросы об открытии приходов, духовных учебных заведений, выпуске церковных изданий, выборах Патриарха и др.
- Однако для Сталина оказалось важным, прежде всего, создать видимость благополучия в религиозном вопросе, а за этой ширмой поставить Церковь под контроль и встроить в систему режима своей власти. Для осуществления контролирующей роли по постановлению СНК от 14 сентября 1943 г. был создан Совет по делам Русской Православной Церкви при правительстве СССР во главе с полковником госбезопасности Г.Г. Карповым.
Итог: В 1939 г. снова произошло изменение курса государственной религиозной политики. Причины этой перемены были как внутренними (в меньшей степени) так и международными: массовое недовольство людей закрытием храмов + надвигавшаяся война требовала большего национального единства; заинтересованность в использовании Московской Патриархии для распространения советского влияния на православных жителей присоединённых к СССР в 1939—1940 гг. республик. Но и в 1939—1941 гг. по-прежнему приоритетной задачей в религиозной политике государства оставалось скорейшее построение безрелигиозного общества (в середине 1940 г. правительство вновь ужесточило свой курс, продолжалось закрытие храмов, аресты священников, в последний раз оживилась деятельность СВБ). Но с началом ВОВ советская власть вновь вернулась к принципам 1939 г. и взяла курс на мирный диалог с Церковью.