В развитии медицины и здравоохранения, а так же ряда других наук наступил период, когда их формирование и дальнейший прогресс требуют уточнения и углубления понимания диалектики биологического и социального.
Социально-биологическая проблема — это общеметодологическая философская проблема, ее целостный теоретический анализ является задачей философии.
Философская постановка проблемы биологического и социального опирается на представления об иерархии форм движения, уровней развития материи. Накоплен большой объем знании о биологической и социальной формах движения материи, качественно отличающихся друг от друга. Задача философии заключается в том, чтобы вскрыть объективную логику научных фактов в различных областях знания, дать логический анализ структуры и содержания биосоциальной проблемы, обосновать сводимость методов и данных различных наук по этой проблеме.
Уже неоднократно было отмечено, что «социальное» - это, во-первых, те законы и закономерности жизнедеятельности общества, которые возникают и протекают на основе исторически сложившегося способа производства и распределения общественного продукта, это специфический способ удовлетворения общественным человеком своих жизненных (социальных и биологических) потребностей в рамках сложившихся в обществе социальных процессов. В ряде случаев такая социальная детерминация носит настолько глубокий характер, что при ее отсутствии определенные свойства, структуры и функции, присущие общественному человеку, не имели бы места (речь, абстрактное мышление, определенные черты характера, моральные установки). Развитие социального подчеркивает его активность и широту: оно превращается в условие существования и развития биологического. Ясно, например, что качественная специфика обмена веществом и энергией между социальной системой и всей остальной природой (включая и биологический мир) заключается в его принципиальной опосредованности производством: в постиндустриальном обществе практически любое вещество и любая энергия, прежде чем стать предметом потребления со стороны человека, должны приобрести обязательную форму продукта труда.
Социально-биологическая проблема в той или иной мере объективно связана с эволюционной теорией, экологией, генетикой, антропологией, общей и социальной психологией, медициной и рядом других наук. Раскрыть специфику социальной и биологической форм движения материи, их соотношение в фило- и онтогенезе человека, в развитии общества – значит правильно решить и проблему взаимоотношения личности и общества, воспитания человека, глубже понять патогенез и сущность психических и соматических болезней.
Психосоматическая проблема – одна из наиболее сложных проблем философии и медицины новейшего времени. Психосоматические взаимоотношения находятся в центре внимания медицины со времени ее возникновения как относительно самостоятельной сферы деятельности.
Понятием «соматическое» в физиологии обозначают телесное, в отличие от психического. Под сомой имеют в виду строение и функции организма, в том числе и его внутреннюю среду. Соматическое может пониматься как «интегральная сумма» биофизических, биохимических, собственно биологических и в какой-то мере биосоциальных процессов.
Характеристика психической реальности затруднена и тем, что механизмы психики, сознания непосредственно не наблюдаются. Психическое не дано нам в качестве вещи, чувственно воспринимаемой, оно постигается через рефлексию. Научное объяснение особенностей психического возможно на основании принципа отражения. Когда речь идет о влиянии психики на соматические процессы организма, то с точки зрения теории отражения это влияние надо понимать не как воздействие какой-то самостоятельно существующей силы, а как опосредованное психикой человека влияние окружающего мира на физиологические функция его организма. Психическое — это своеобразное проявление деятельности организма, сущность которого заключается в отражении человеком условий его существования и саморегуляции функций организма при посредстве этого отражения. Другими словами, психическое — это бытие в отраженной, идеальной форме.
Психосоматика – направление медицинских исследований, изучающее влияние психических факторов на возникновение и течение болезней. В широком значении под психосоматикой понимают изучение всего комплекса проблем, связанных с взаимным влиянием психики и физиологических механизмов жизнедеятельности организма человека. Некоторые исследователи используют термин «психосоматика» в узком значении для обозначения направления в современной медицине (так называемая психосоматическая медицина), в теоретическом отношении базирующегося на идеяхпсихоанализа и использующего разработанные им терапевтические методы.
Факт влияния состояния психики на процесс возникновения и характер развития многих соматических болезней у медиков не вызывает сомнений. Термин «психосоматические расстройства» в настоящее время широко употребляется. Согласно современным представлениям психосоматическое заболевание — это физиологический ответ человека, организма или органа человека на постоянно существующие иди периодически повторяющиеся эмоциональные стрессы в различных формах, например в форме «вегетативных неврозов».
Психосоматическая медицина никогда не представлялисобой более или менее однородного явления. Диагностика и лечение больного в психосоматической медицине идо настоящего времени еще далеки от совершенства.
Доклады и рефераты.
1. Естественно-научное знание как основа современной медицины.
2. Норма и патология, здоровье и болезнь как системные качества человека.
3. Социально-биологическая проблема в медицине ХХ века.
4. Психосоматическая проблема в медицине ХХ века.
5. Классификация нозологических форм в медицине.
Литература.
1. Гиппократ. Сочинения. – М., 1999.
2. Гиппократовская школа. – М., 1989.
3. Богород И. В. Врач и больной. – М., 1982.
4. Быкова С., Юдин Б. Эвтаназия: мнение врача. // Человек. 1994, №2.
5. Быкова С., Юдин Б. Что думают врачи об эвтаназии? // Врач. 1991, №4.
6. Косарев И. И., Сахно А. В. Нравственная ответственность врача в современном мире. – М., 1987.
7. Котельников В. П. От Гиппократа до наших дней. – М., 1987.
8. Сагатовский В. Н. Философия как теория всеобщего и ее роль в медицинском познании. – Томск, 1968.
9. Чазов Е. Н., Царегородцев Г. И. Опыт философско-методологического анализа врачебной диагностики. // Вопросы философии. 1986, №9.
10. Чикин С. Я. Врачи-философы. – М., 1990.
11. Чикин С. Я. Проблемы биомедицинской этики. – М., 1996.
12. Философские вопросы биологии и медицины. – М., 1986.
13. Философия. / Отв. Ред. В. П. Кохановский. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.
14. Губин В. Д. Философия. – М.: ТК Велби, 2008.
Тема 19. Философские проблемы медицины (6 часов).