Нозологический принцип — это конкретно-историческое состояние и идеал клинического мышления. Он заключает всебе богатство единичного (отдельные симптомы), особенного (синдромы) и общего (нозологическая единица). Тем самым нозологический принцип по своей логической структуре оказывается способным воплотить в себе диалектически содержательную всеобщность, которая отражается и воспроизводится в закономерностях взаимопереходов единичного, особенного и общего.
Нозологический подход неразрывно связан с диагностикой как процессом отражения, в основе которого лежит процедура «совмещения» абстрактно-теоретической конструкции нозологической единицы с нормальными и патологическими процессами. Абстрактно-теоретический характер нозологической единицы формируется на основании учения о причине болезней (этология) в различных исторически менявшихся формах (монокаузализм, кондиционализм и др.) и патогенеза, отражающего специфичность конкретного патологического процесса в болезни индивида.
Нозологический принцип в диагностике является водоразделом между эмпирическим и рационалистическим, медицинским и немедицинским подходами к пониманию здоровья и болезней человека. Соответственно переход от симптома к синдрому (симптомокомплексу) и к нозологической единице — это восхождение от немедицинских (не научно-медицинских) к медицинским критериям,, выраженным в надлежащих терминах (морфофизиологических, биологических и медицинских).
Широко распространенный подход к нозологии исходит из того, что это учение о болезни, включающее биологические и медицинские основы болезней, а также вопросы их этиологии, патогенеза, номенклатуры и классификации. В соответствии с нозологическим подходом выделяют нозологические единицы, или формы, т.е. ту или иную конкретную болезнь с типичным длянее сочетанием симптомов и синдромов и лежащими в их основе функционально-морфологическими изменениями, а также определенной этиологией. Понятие нозологической единицы так или иначе выражает объективное единство единичного и общего в каждом конкретном случае заболевания. Эмпирически четко выделенная определенность нозологической единицызадает перспективное направление: исследованиям этиологии заболеваний и их лечению. Преувеличение или фактическое сведение сущности нозологической единицы к одной из ее сторон — только к общему или только к единичному — неприемлемо как дляклиницистов, так и для теоретиков.
Обобщение на уровне нозологической единицы отражает то общее в патофизиологических процессах, что проявляется и с необходимостью воспроизводится неограниченное количество раз. В каждом случае заболевания нозологическая единица как общее «включается» в цепочку симптом — единичное, синдром – особенное. В клинической триаде симптом — синдром — болезнь именно болезнь выражает нозологическую определенность патологического процесса.
В современной медицине имеется большое количество нозологических форм и их различные классификации, в том числе международные, принятые Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). Существующие нозологические формы отражают сложное и противоречивое единство эмпирического и теоретического в медицине. Распространенный способ выделения нозологической единицы – одновременный учет биомедицинских основ, этиологии, патогенеза болезней, их номенклатуры и классификации. Часто в основе нозологии лежит ведущий клинический симптом или синдром, исторически сложившееся название болезни. Все это проходит теоретическое обоснование при выделении конкретной нозологической единицы.